И ремонтных работ на АТП

Любая программа работ, направленная на повышение качества ТО, должна обосновываться предварительно проведенными исследованиями, при которых изучают состояние вопроса, выявляют наиболее важные (проблемные) задачи, рассматривают факторы, от которых зависит решение вопроса, связи между этими факторами. На втором этапе формируют конкретные мероприятия, связанные с решением намеченного вопроса. Во время выполнения этих мероприятий контролируют результаты и корректируют программу.

Перед составлением программы работ по повышению качества ТО и ремонта автомобилей первичную информацию можно собирать в виде контрольных тестов (листков), отчетов, рапортов и других документов. По сведениям о непрерывных случайных величинах строят гистограммы.

Для выявления наиболее важных вопросов необходимо сравнить несколько факторов, анализируя графики видов брака (нарушений процесса ТО и ремонта) и диаграммы относительной важности, которые получают методом экспертных оценок.

По горизонтальной оси графиков (их часто называют диаграммами Парето) указывают виды нарушений процесса ТО и ремонта (виды брака), а по вертикальной — количество или частоту случаев этих нарушений (случаев брака) и чертят столбиковую диаграмму (рис. 1).

  И ремонтных работ на АТП - student2.ru Рис. 1. Диаграмма видов нарушений процесса профилактики автомобилей: 1 – задержка из-за ошибок исполнителей; 2 – задержки из-за отказа объектов обслуживания; 3 - несвоевременное оформление документации; 4 – простои из-за отказов средств обслуживания; 5 - отсутствие ТСМ; 6 – прочие виды нарушений; п – количество нарушений; m - общий процент нарушений

Вычерчивают также кумулятивную (ломаную) кривую, которая показывает накопленный процент разных видов нарушений процессов ТО и ТР.

Диаграммы Парето можно построить, откладывая на горизонтальной оси стадии технологического процесса, области (места) появления дефектов в автомобиле, разные службы (бригады) ТО и ТР, причины нарушений процессов ТО и ТР, распределение нарушений между исполнителями, рабочими постами и т. д. По вертикальной оси откладывают потери от нарушений процессов ТО и ТР или затраты времени на исправление этих нарушений.

Определив основные признаки, находят связи между признаком качества и факторами, которые влияют на этот показатель, т. е. между результатом и причинами. При этом установить истину трудно; чтобы учесть и упорядочить субъективные мнения сотрудников, участвующих в обсуждении вопроса, можно воспользоваться схемами причинно-следственных связей (схемами Исикава, рис. 2).

На этих схемах результат, который называют характеристикой, изображают центральной стрелкой схемы. Явления, которые прямо или косвенно влияют на характеристику, называют факторами и изображают в виде стрелок, острие которых направлено на центральную линию (стрелку).

Для выявления факторов записывают мнения нескольких сотрудников, которые занимают разные служебные положения и имеют разные интересы. При этом, как и при любой форме экспертной оценки, желательно избегать излишних вопросов и критики. Все записанные факторы классифицируют. Выделяют главные, которые делят на более конкретные. Деление продолжают, пока не выяснят меры, необходимые для изменения исследуемой характеристики.

Чтобы установить подчиненность факторов, в начале обсуждают те, которые существенно влияют на характеристику. В перечне их обводят красным карандашом. Из выделенных факторов опять выделяют важнейшие и обводят двойным кружком и т. д. При этом значения факторов, которые имеют количественные показатели, можно анализировать, пользуясь диаграммами Парето.

И ремонтных работ на АТП - student2.ru

Рис. 2. Схема причинно-следственных связей при анализе причин увеличения

параметра потока отказов после профилактики

Правильность выявления важнейших факторов, которые влияют на характеристику, целесообразно проверить экспериментально. Расположение стрелок, углы их наклона и другие формальные признаки при построении графика значения не имеют, важна лишь подчиненность факторов.

Во время анализа связей причин (факторов) и следствии (характеристик) можно применять корреляционный анализ. Результаты корреляционного анализа необходимо проверять и развивать другими методами, так как корреляционная зависимость характеризует лишь внешнюю картину явления, косвенные признаки причинных зависимостей величин. Иногда применяют прием, который условно называют «расслоением». Для анализа связей характеристики и факторов можно также пользоваться факторным анализом, биномиальной вероятностной бумагой и др.

После окончания исследований путей повышения качества ТО и ТР и составления соответствующей программы главным становится вопрос о контроле результатов проведения намеченных мероприятий. При этом применяют статистические методы контроля и строят контрольные карты.

На горизонтальной оси карты (рис. 3) откладывают номера проб или моменты времени взятия проб, на вертикальной — статистические характеристики проб (зазоры в соединениях, мм; износ деталей, мм и т. п.).

И ремонтных работ на АТП - student2.ru

Рис. 3. Карта средних значений

На карту наносят также центральную линию и контрольные границы, которые выбирают так, чтобы при стабильном процессе ТО или ТР характеристики проб выходили за эти границы с малой вероятностью Р. Величина Р — это вероятность ошибки, допущенной в результате предположения, что процесс ТО или ТР необходимо регулировать, хотя на самом деле никаких неполадок нет. Это ложное решение, так как отвергается истинная гипотеза о стабильности процесса ТО, ТР. Процесс ТО и ТР до тех пор считается стабильным, пока статистические характеристики проб не выходят за контрольные границы.

Наши рекомендации