III. Письмо гласных букв с проговариванием.
Стоит а Букволандии теремок
Кто - кто в теремочке живет?
Кто – кто в невысоком живет?
(Буквы гласных звуков.)
- Давайте постучимся в теремок.
Дети стучать по партам, имитируя стук в двери.
- Посмотрим, какие буквы в нем живут
Учитель достает букву, не показывая детям, проговаривает алгоритм ее написания;
- Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по наклонной линии, выполняем «качалку», поднимаемся по крючковой линии до середины строки, пишем «секрет», по «секрету» наклонная линия вниз, «качалочка», крючковая линия до середины.
Дети узнают букву и, записывают ее в тетрадь.
Аналогичная работа проводится с буквами у, а, ы, о.
- Какую из этих букв мы называем королевой страны Букволандии? (И.)
- Почему? (Элементы этой буквы встречаются в шестнадцати буквах.)
- Чем эта буква отличается от других гласных? (Обозначает мягкость согласных звуков.)
- Отметьте «шалашики» и «гнездышки» в написанных буквах.
IV. Письмо соединений и слогов с изученными согласными.
- Наступила студеная зима. Холодно в поле. Шла мимо теремка буква Н. (Учитель показывает букву Н на карточке.) Постучалась в теремок, попросилась погреться. Впустила ее буква А и получился слог …(НА.)Пригласим этот слог к нам в тетрадки.
Дети записывают слог в тетради, негромко комментируя; учитель оказывает индивидуальную помощь
- Как соединили буквы? (На середине строки.)
- Что же произошло дальше? Прибежала буква Л. (Учитель показывает букву Л на карточке.) Впустила ее И. В дверях Л вежливо хозяйку вперед пропустила, и получилось соединение. Какое? (ИЛ.) Пригласим и это соединение к нам в тетрадки.
Ученик, у которого возникли затруднения при написании первого слога- слияния, проговаривает слог вслух.
- Где соединили буквы? (На 1/3 снизу в рабочей строке.)
- Приплелась буква П, чуть живая от холода. Увидела ее в окошко буква О, дверь открыла. Взяла буква О за ручку букву П. Получилось соединение. Какое? (ОП.) Запишите, отметив соединения. Проверка по написанному на доске.
- Как соединяться буквы? (На 1/3 сверху в рабочей строке.) Вспомните, как могут соединяться буквы между собой. (На середине, на 1/3 сверху, на 1/3 снизу.)
V. Составление и запись слов.
-Подул сильный ветер, закружились в воздухе снежинки. Протяните к ним ладошки. Снежинки эти не просты, а волшебные, на них записаны слоги и буквы.
Учитель кладет снежинки на ладошки ученикам.
- Кому снежинки опустились на ладошки? Выйдите к доске и составьте слово. Дети составляют КОРМУШКА.
- Прочитайте хором, какое слово получилось.
- Сколько в слове слогов?
- Назовите первый слог.
- Назовите второй слог.
- Назовите третий слог.
- Какой слог ударный?
- В этом слове один звук играет с нами в прятки.
- Какой? (Когда мы произносим слово, то слышим звук (а), но писать будем букву О.) Почему? (Проверочное слово корм.) Запишите слово в пропись, поставьте ударение. Отметьте соединения между буквами. Какие еще элементы букв нам встретились? (В букве К – Бугорок и стульчик.) Проверьте, сравнивая с написанным на доске словом.
На доске открывается запись «КОРМУШКА».
- Посмотрите, пока мы писали слово, на парты к некоторым детям опустились снежинки. Наверное, снежинкам понравилось, как эти ученики работали.
- Переверните снежинки и составьте слово. Запишите слово в тетради. А каких еще птиц мы можем увидеть зимой в городе? (Снегиря, воробья, ворону, голубя.)
Учитель сопровождает ответы детей показом иллюстраций с изображением птиц.
- Чем птицы питаются зимой? Как мы с вами можем помочь птицам?
VI. Запись предложения.
- Мы с вами составили из слов предложение.
Каждая пара получает набор карточек:
Ребята парк они для
Прогулка в птиц кормушки
Ходили на развешивали
- Возьмите в руки простой карандаш и расставьте порядок слов в предложении. Какое предложение получилось, прочитайте. (Ребята ходили в парк на прогулку.)
- А зачем еще можно ходить в парк? (Они развешивали кормушки для птиц.) Прочитайте полученные предложения еще раз.
VII. Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
- Прочитайте еще раз составленное предложение. Какие правила написания предложения вы знаете? (Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, слова в предложении пишутся отдельно, в конце ставится точка.)
- Запишите в тетрадях предложение. Проверьте, как обозначили начало и конец предложения. Подчеркните буквы, которые обозначают гласные звуки. Проверяем.
Дети проговаривают гласные звуки вслух.
Взаимопроверка.
VIII. Запись изученных букв. Игра «Прятки».
- Пока мы с вами записывали предложение, буквы стали играть в прятки. Давайте поиграем вместе с ними.
- Прочитайте буквы, которые у вас получились.
Из каждого ряда по одному ученику выходят к доске и читают буквы.
- Молодцы, справились с заданием.
VIIII. Итог урока.
- Буквы очень довольны, потому что вы хорошо работали. Некоторые из них собрались в слова.
Открываются слова, записанные на доске.
- Кто хочет прочитать? (Спасибо, вы молодцы!) Вот как оценили вашу работу буквы. А вы как себя оцените?
Дети показывают одну из двух карточек.
- А как вы оцениваете работу своего соседа?
- В Букволандии сегодня солнечная погода. А у кого проглядывала тучка – не беда. На следующем уроке обязательно будет светить солнышко.
Февраля
И и а у о
на ил оп
В словах подчеркнуть орфограммы
кормушка снегирь воробей ворона голубь
Кормушка- звуко - буквенный анализ
Подчеркните буквы, которые обозначают гласные звуки
Ребята ходили в парк на прогулку. Развешивать кормушки для птиц.
Списать предложения. Поставить над словами ударение
Выглянул Коля в окошко. На улице белым – бело. Снег падает большими хлопьями. Он ложится на землю, на крыши домов, на ветки деревьев. Как красиво кругом!