Пояснения к практическому занятию. Рис.1 Схема пневматического оборудования грузового вагона
Рис.1 Схема пневматического оборудования грузового вагона
1 - соединительный рукав; 2 - концевой кран; 3 - стоп-кран; 4 - тормозная магистраль; 5 - пылеловка; 6 - главная часть воздухораспределителя № 483; 7 - двухкамерный резервуар; 8 - разобщительный кран; 9 - магистральная часть воздухораспределителя № 483; 10 - отвод к воздухораспределителю; ЗР - запасный резервуар объемом 78 л; АР - авторежим; ТЦ - тормозной цилиндр.
Грузовой вагон оборудован (рис.1) тормозной магистралью ТМ диаметром 1 1/4 "(32 мм). На тормозной магистрали расположены концевые краны 2 и соединительные рукава 1. Концевые краны установлены с поворотом на 60 градусов относительно горизонтальной оси. Это улучшает работу рукавов в кривых участках пути и устраняет удары головок рукавов при следовании через горочные замедлители.
К раме вагона четырьмя болтами прикреплен двухкамерный резервуар 7, который соединен трубопроводом диаметром 3/4" (19 мм) с пылеуловкой 5 через разобщительный кран 8. С запасным резервуаром ЗР объемом 78 л и тормозным цилиндром ТЦ диаметром 14"(356 мм) двухкамерный резервуар 7 соединен через автоматический регулятор режимов торможения (авторежим) АР (№ 265А). К двухкамерному резервуару 7 прикреплены магистральная 9 и главная 6 части воздухораспределителя ВР (№ 483).
Стоп-кран 3 со снятой ручкой ставят только на вагонах с тормозной площадкой.
При зарядке и отпуске тормоза сжатый воздух из тормозной магистрали ТМ поступает в двухкамерный резервуар 7 и заполняет золотниковую и рабочую камеры воздухораспределителя ВР, а также запасный резервуар ЗР. Тормозной цилиндр ТЦ сообщается с атмосферой через авторежим АР и главную часть 6 воздухораспределителя ВР. При понижении давления в ТМ темпом служебного или экстренного торможения воздухораспределитель ВР разобщает ТЦ от атмосферы и сообщает его с запасным резервуаром ЗР через авторежим АР.
На вагонах не оборудованных авторежимом давление в ТЦ устанавливается ручным переключателем режимов торможения воздухораспределителя ВР в зависимости от загрузки вагона и типа колодок. На вагонах оборудованных авторежимом рукоятку переключателя режимов торможения закрепляют в положении среднего режима при композиционных колодках или в положении груженого режима при чугунных колодках. После чего рукоятка переключателя должна быть снята.
Рефрижераторный подвижной состав имеет аналогичное тормозное оборудование, но без авторежима АР.
Назначение узлов
- тормозная магистраль – трубопровод, проходящий по всей длине вагона, для создания единого пневматического канала подачи энергии сжатого воздуха и управления тормозами состава.
- тройник усл. №573 – резьбовое соединение двух частей магистрального трубопровода и пневматического отвода к воздухораспределителю.
- соединительные рукава усл.№ Р17 – гибкое соединение вагонов между собой и соединения их с локомотивом, которое служит для компенсации изменения расстояния между единицами подвижного состава при колебаниях и перемещениях в движении.
- концевые краны усл. №190 или 4304 – кран, отсоединяющий тормозную магистраль отдельного вагона или части состава от общей тормозной сети поезда.
- разобщительный кран усл. №372 – кран, выключающий воздухораспределитель (а значит и тормоза отдельного вагона) отдельного вагона от тормозных процессов поезда, а также за счет атмосферного отверстия, позволяющий производить полное служебное торможение отдельного вагона для контроля параметров его регулировки и действия отдельно взятого воздухораспределителя.
- подводящие трубопроводы – служат для пневматической связи с тормозной магистралью воздухораспределителя и связи последнего с запасным резервуаром и тормозным цилиндром, как правило через авторежим.
- запасной резервуар Р7-78 (или Р7-135 на восьмиосных вагонах) – емкость для хранения запаса воздуха отдельно взятого вагона для последующего его использования при торможении.
- тормозной цилиндр усл. №188б или 002 (стальной штампованный корпус) – силовой орган, превращающий энергию сжатого воздуха в механическую энергию выхода штока.
- воздухораспределитель усл. №483 – орган управления тормозами вагона, который при снижении давления в тормозной магистрали производит торможение, соединяя запасной резервуар с тормозным цилиндром через авторежим, а при отпуске выпускает воздух из тормозного цилиндра в атмосферу и заряжает запасной резервуар из тормозной магистрали. Он включает в себя: двухкамерный резервуар усл. № 295-001 или 295М-001; магистральную часть усл. № 483-023 и главную часть усл.№ 270. На двухкамерном резервуаре есть переключатель загрузки вагона: порожний, средний, груженый, а на магистральной части есть переключатель горного и равнинного режимов.
- авторежим усл. 265А-001 – устройство, автоматически изменяющее давление в тормозном цилиндре в зависимости от загрузки вагона.
Контрольные вопросы
1. Найти на схеме и на вагоне тормозную магистраль и ответить, каково ее назначение.
2. Найти на схеме и на вагоне тормозной цилиндр и ответить, каково его назначение.
3. Найти на схеме и на вагоне концевой кран и ответить, каково его назначение.
4. Найти на схеме и на вагоне воздухораспределитель и ответить, каково его назначение.
5. Найти на схеме и на вагоне авторежим и ответить, каково его назначение.
6. Найти на схеме и на вагоне соединительный рукав и ответить, каково его назначение.
7. Найти на схеме и на вагоне подводящие трубопроводы и ответить, каково их назначение.
8. Найти на схеме и на вагоне запасный резервуар и ответить, каково его назначение.
Практическое занятие №4.
Тема: «Исследование конструкции и принципа действия авторегулятора»
Цель: Закрепить теоретический материал, изучить практически устройство авторегулятора, принцип его действия и размещение на вагоне.
Оборудование: авторегулятор в сборе, специализированный стол разборки авторегуляторов.
Порядок выполнения:
1. Показать авторегулятор усл. №574Б в разрезе.
2. Пронумеровать и ввести обозначение деталей.
3. Изучить назначение каждой из деталей в общем устройстве.
4. Изучить принцип действия крана в режиме стягивания и в режиме жесткой тяги.