Логистические функции распределения продукции. Схема выбора эффективных параметров системы распределения
Логистика распределения— неотъемлемая часть общей логистической системы, обеспечивающая наиболее эффективную организацию распределения производимой продукции. Она охватывает всю цепь системы распределения: маркетинг, транспортировка, складирование и др. Основная цель логистической системы распределения— доставить товар в нужное место и в нужное время.
Функции распределительной логистики:
- выгодно распределить
- выгодно реализовать
- выгодно продать
Функции распределения: определение и удовлетворение покупательского спроса; накопление и размещение запасов готовой продукции; установление хозяйственных связей по поставкам товаров и оказание услуг потребителям; выбор рациональных форм товародвижения.
На уровне предприятия, то есть на микроуровне, логистика ставит и решает следующие задачи:
1. планирование процесса реализации;
2. организация получения и обработки заказа;
3. выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
4. организация отгрузки продукции;
5. организация доставки и контроль за транспортированием;
6. организация послереализационного обслуживания.
На макроуровне к задачам распределительной логистики относят:
1. выбор схемы распределения материального потока
2. определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;
3. определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории;
4. ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара.
Параметры распределительной логистики
- Товарооборот (ТО) - процесс купли-продажи, обмена товара на деньги. Товарооборот измеряется в стоимостных и натуральных единицах.
Валовый товарооборот - сумма всех продаж товара на пути от производителя к потребителю.
Чистый товарооборот - освобожденный от повторного счета (от перепродаж) = конечной продаже товара.
- Звенность - число переходов товара от одного владельца к другому.
Коэффициент звенности Кзв= Валовый ТО / Чистый ТО
- Равномерность поставки- характеризует поступление товара равными частями в равные промежутки времени.
- Ритмичность поставки - соблюдение сроков и размеров поставки, оговоренных контрактом с учетом сезонных и циклических особенностей производства или потребления.
Кар = - коэффициент аритмичности. Пф - поставка фактическая, Пд - по договору чем ближе этот коэффициент к 0, тем ритмичнее поставка.
- Коэффициент вариантности поставки - показатель, обратный коэффициенту равномерности, который вычисляется как %-е отношение среднеквадратического отклонения s поставка от среднего уровня поставки.
Анализ вариантов распределения продукции в логистических системах.
В зависимости от возможностей каналов распределения и доли занимаемых рыночных сегментов предприятия могут использовать следующие системы распределения: одноканальную, многоканальную, комбинированную.
Одноканальная система распределения - для выхода на определенный сегмент (сегменты) рынка используется только один канал распределения.
Многоканальная система распределения - для выхода на один или несколько сегментов рынка используются два и более каналов распределения.
Комбинированная система распределения - многоканальная система распределения, при которой предприятие с целью охвата двух и более сегментов рынка формирует либо один, либо несколько каналов распределения для каждого сегмента.
Кроме того, системы распределения могут классифицироваться по числу торговых точек. Тогда говорят об экстенсивном, интенсивном, эксклюзивном или селективном распределении.
Интенсивное распределение - производитель стремится обеспечить своей продукцией максимально возможное число торговых точек. Эксклюзивное (исключительное) распределение - производитель предоставляет эксклюзивные права на распределение продукции на определенной территории ограниченному числу торговых предприятий, а иногда и единственному продавцу. Селективное (выборочное) распределение - производитель сотрудничает с ограниченным числом торговых предприятий, желающих осуществлять продажу данного вида продукции.
Помимо указанных, выделяют также горизонтальные и вертикальные системы распределения. Горизонтальная система распределения - схема построения канала распределения, в которой два и более независимых предприятия объединяют свои ресурсы для продвижения продукции. Вертикальная система распределения - это такая структура канала распределения, в которой производители, торговые предприятия (оптовые и розничные) функционируют как единая система
Кроме того, существует подразделение каналов распределения по степени осознанной взаимозависимости участников. Каналы для единичных сделок. Примерами таких каналов являются торговля недвижимостью, купля-продажа ценных бумаг, покупка промышленного оборудования длительного пользования. Вступление фирмы в такой канал для логистики означает необходимость наладить разовые взаимодействия, требуемые для выполнения логистических операций. Как только стороны достигают согласия по поводу условий сделки, и сама сделка завершается, у сторон не остается никаких логистических обязательств друг перед другом.
Обычные каналы. Фирмы, участвующие в таких каналах, не испытывают сильной взаимной зависимости. Обычный канал иногда характеризуют как "непрочное объединение фирм, связанных между собой куплей-продажей продуктов на требуемых условиях". Причем такие связи предполагают удовлетворение текущих потребностей без особого расчета на будущее возобновление совместного бизнеса. Основным фактором, определяющим продолжительность и масштабы сделок, служит здесь продажная цена.