Основные задачи и направления скд.
Технологические основы СКД.
При проведении научного анализа технологий социально-культурной деятельности нужно понять из чего складывается это понятие. Технология – совокупность приемов, способ достижения определенной цели, алгоритм действий. Технология применительно к СКД – это средства, формы, методы СКД, которые используются в учебном, творческом, воспитательном процессе. Технология является механизмом реализации теории в практику СКД. Технологии СКД – это средства, формы, с помощью которых достигаются определенные результаты (воспитание, развитие, обучение). Технологии, применяемые в сфере досуга делятся на 3 вида 1) общие технологииориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);
2) функциональные (отраслевые) технологиив своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);
3) дифференцированные технологиипредставляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами.
Методики, направленные на работу с отдельными категориями населения, и различными группами. Сегодня развитие досуговой деятельности невозможно без разработки и внедрения технологий, технологического подхода, техники организации СК процессов. Деятельность современных СК институтов являются базой для создания и воспроизводства прогрессивных социальных, педагогических, досуговых и других технологий. Формируются они в зависимости от ряда факторов: 1)наличие состава существующих центров просвещения, культуры и искусства 2) От характера общественных и досуговых инициатив населения. 3) От условий их практической реализации. 4) Технология зависит от социально-демографич., этнических, экономических ситуаций.
Развитие методологии социально-культурной деятельности народов России определяется потребностью ее индивидов, этнических сообществ, задачами и целями общества. Опыт технологического решения природных задач, накопленный российской педагогикой представляет благодатную почву для совершения современный СКТ. К СКТ относятся: 1) культуротворческие, культуроохранные 2) рекреативные 3) образовательные 4) Социально-защитные и реабилитационные 5) Управленческие 6) исследовательские. 7) проектные 8) альтернативные 9)коммуникации и общественных связей 10) информационно-просветительские и рекламные 11)этнокультурные.
В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о:
• крупномасштабных технологиях на уровне страны, республики, региона;
• макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объединениях, социальных и общественных институтах и т.д.;
• микротехнологиях, которые направлены на определенные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.
Характерными признаками технологии являются: процессуальность как единство целей, содержания, форм, методов и результатов деятельности; совокупность методов изменения объекта; проектирование процесса изменения.
Основные задачи и направления скд.
Социально-культурная деятельность может быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.
Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индивидуализации человека, то есть в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:
• целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвышение» духовных потребностей;
• стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования;
• создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения.
Задачи, а тем более конкретное содержание социально-культурной деятельности, не являются неизменными, раз и навсегда данными. Они отражают динамику общественной жизни, диктуются ее потребностями, особенностями социокультурного развития.
Основные направления и содержание социально-культурной деятельности:
• противостоять девальвации культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению культурной преемственности поколений;
• обеспечить социокультурную защиту права людей на доступ к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих духовных потребностей, права на личную культурную самобытность;
• создавать условия для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное образование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека;
• стимулировать развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирований в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь;
• осуществлять дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в том числе с продвинутым в культурном отношении контингентом, обеспечивая реализацию его интеллектуального и культуро-творческого потенциала;
• эффективней использовать в социокультурной работе перспективные и популярные у населения формы и средства организации досуговой деятельности, освоить в этом качестве возможности экранных искусств и основных каналов их проката.