Описание технологической схемы установки. В описании должен быть указан порядок прохождения каждого потока через соответствующие аппараты до откачки с установки
В описании должен быть указан порядок прохождения каждого потока через соответствующие аппараты до откачки с установки. Например (описывается схема с двукратным испарением и двукратной ректификацией), обессоленная и обезвоженная нефть после ЭЛОУ насосом Н-1 прокачивается двумя потоками через теплообменник Т-1, Т-2, Т-3, Т-4 и т. д., где подогревается до температуры 200-2200С за счет тепла отходящих потоков: РТ, ДТ, циркуляционного орошения, вакуумного газойля и гудрона. После теплообменников оба потока объединяются и поступают в эвапорационную зону колонны предварительного испарения К-1. С верха колонны отводятся газы и пары легкой бензиновой фракции Н. К.- 85 0С, которые поступают в конденсатор-холодильник ХК-1. Сконденсированные пары бензиновой фракции перетекают в емкость Е-1, где проходит сепарация растворенных газов и отделение воды от бензина. Вода дренируется в канализацию, а бензиновая фракция насосом Н-3 направляется на стабилизацию в колонну К-4 через теплообменник Т-7, где осуществляется подогрев за счет тепла стабильного бензина, выводимого с низа К-4.Часть бензина используется в качестве орошения К-1. Газы, выходящие с К-4, конденсируются в конденсаторе-холодильнике ХК-3 и поступают в емкость Е-3. Несконденсированные газы из Е-1 отводятся в линию сухого газа или используются в качестве топлива для печей П-1 и П-2.Сжиженный газ насосом Н-10 отводится с установки, часть его используется в качестве орошения К-4.
Отбензиненная нефть с низа К-1 насосом Н-2 прокачивается через П-1, где нагревается до температуры 360 0С и поступает в основную атмосферную колонну К-2. Часть нагретой отбензиненной нефти используется для создания парового орошения в К-1 в виде горячей струи. Аналогично проводится описание всех остальных потоков установки.
Технологический расчет установки
В этот раздел входит составление материального баланса установки в целом, материального баланса колонны предварительного испарения (если имеется в схеме) и основной ректификационной колонны, расчет доли отгона сырья на входе в основную колонну и расчет технологических параметров основной и отпарной колонн и тепловой баланс установки.
Материальный баланс установки
Установки первичной переработки нефти работают круглосуточно без остановок с числом рабочих дней в году - 340. В табл. 10 приведен расчет материального баланса установки производительностью 6,0 млн. тонн нефти в год.
5.2 Технологический расчет
ректификационной колонны
На основании литературных и практических данных принимаются следующие условия:
1) температура сырья на входе в колонну 330-370 0С. Чем выше содержание фракций, выкипающих до 350 0С, тем ниже должна быть принята температура сырья. Оптимальной считается такая температура, при которой доля отгона равна или несколько выше доли светлых нефтепродуктов в сырье. Для установок с однократным испарением и однократной ректификацией следует принимать температуру сырья на входе в колонну равной 330 – 340 0С, а в схеме с двумя колоннами 350 – 370 0С;
2) давление на входе в колонну - 0,2 МПа;
3) давление в нижней части колонны - 0,17-0,18 МПа;
4) число тарелок: в отпарной части колонны - 4-6 шт.,
в концентрационной 10-15 шт на каждый выводимый продукт;
5) перепад давления на одну тарелку - 0,0007 МПа;
6) массовое количество водяного пара в низ основной колонны 2-3 % на выводимый мазут, в низ отпарных колонн 1-1,2 % на выводимый дистиллят;
7) температура низа колонны на 15-20 0С ниже температуры ввода сырья.
Таблица 10 - Материальный баланс установки
Наименование сырья и продуктов | Выход на нефть, % | Отбор | Фактический выход на нефть,% | Тыс. тонн в год | кг/ч |
Взято: Нефть | 100 | --- | 100 | 6000 | 735294 |
Получено: легкий бензин (НК-85 0С) | 13,0 | 0,98 | 12,74 | 764,4 | 93676 |
Бензин (85 - 120 0С) | 7,0 | 0,98 | 6,86 | 411,6 | 50441 |
Реактивное топливо (120 - 230 0С) | 22,2 | 0,96 | 21,31 | 1278,6 | 156691 |
Дизельное топливо (230 - 350 0С) | 22,8 | 0,96 | 21,90 | 1314,0 | 161029 |
Вакуумный газойль (350 - 500 0С) | 19,7 | 0,95 | 18,72 | 1123,2 | 137647 |
Гудрон (500 0С и выше) | 15,3 | 1,20 | 18,47 | 1108,2 | 135809 |
Итого: | 100 | 6000 | 735294 |
Фактический выход гудрона определяется как разность:
Отбор гудрона составляет:
5.3 Материальный баланс колонн
Материальный баланс основной ректификационной колонны рассчитывается в двух вариантах:1 вариант для схемы с однократным испарением и однократной ректификацией (таблица 11), 2 вариант для двухколонной схемы (таблица 12). Для составления материального баланса колонны используют кривые разгонки нефти (п.2.2). Для удобства пользования кривыми разгонки нефти все расчеты проводятся на 100 кг нефти.
Таблица 11 - Материальный баланс основной ректификационной
колонны (вариант 1)
Наименование сырья и продуктов | Выход по ИТК, кг | Отбор | Фактический выход, % | Мi | Тi | |
Взято: Нефть | 100,0 | 100,0 | 92 | 64 | 0,691 | |
Получено: Бензин (Н.К. - 120 0С) | 20,0 | 0,98 | 19,6 | 92 | 64 | 0,691 |
Реактивное топливо (120 - 230 0С) | 22,2 | 0,96 | 21,3 | 142 | 176 | 0,787 |
Дизельное топливо (230 - 350 0С) | 22,8 | 0,96 | 21,9 | 240 | 289 | 0,850 |
Мазут (350 0С и выше) | 35,0 | 1,062 | 37,2 | 415 | 460 | 0,915 |
Итого: | 100,0 | 100,0 |
Фактический выход мазута:
Отбор мазута составляет:
Если согласно принятой схеме имеется колонна предварительного испарения, то необходимо из общего баланса сырья, поступающего в основную ректификационную колонну, вычесть количество фракций, отбираемых в колонне К-1.
Например, в колонне К-1 отбирается фракция н.к.- 85 0С в количестве 13,0 кг. В этом случае материальный баланс основной атмосферной колонны будет следующим (таблица 12).
Таблица 12 - Материальный баланс основной ректификационной
колонны К-2 отбензинненой нефти (вариант 2)
Наименование сырья и продуктов | Выход по ИТК, кг | Отбор | Фактический выход, % | Мi | Тi | |
Взято: Отбенз. нефть | 87,26 | --- | 87,26 | --- | --- | --- |
Получено: Бензин (85 - 120 0С) | 7,0 | 0,98 | 6,86 | 108 | 101 | 0,740 |
Реактивное топливо (120 - 230 0С) | 22,2 | 0,96 | 21,3 | 142 | 176 | 0,787 |
Дизельное топливо (230 - 350 0С) | 22,8 | 0,96 | 21,9 | 240 | 289 | 0,850 |
Мазут (350 0С и выше) | 35,26 | 1,055 | 37,2 | 415 | 460 | 0,915 |
Итого: | 87,26 | 87,26 |