Технология поиска информации в справочных правовых системах на примере СПС Консультант Плюс.
Одной из причин, по которой СПС «Консультант Плюс» используются как опытными, так и начинающими пользователями, является легкость и простота в работе. CПС «Консультант Плюс» предоставляет широкие и удобные возможности для поиска, анализа и применения правовой информации. Интуитивно понятные принципы общения с системой позволяют даже неподготовленному пользователю освоить базовые операции работы с системой после 20 минут предварительного обучения. Ниже кратко обозначены возможности off-line системы «Консультант Плюс», т.е. системы полностью установленной на компьютере пользователя (по многим сервисным и интерфейсным параметрам она существенно богаче on-line –версии системы, представленной на сервере).
Широкие поисковые возможности, которые предоставляет Технология 3000, обеспечивают быстрый поиск необходимого документа по всему массиву информации. В основу алгоритма поиска положен принцип построения «инвертированных данных», широко применяемый в полнотекстовых информационно-поисковых системах, дающий возможность независимо от объема информационной базы практически мгновенно осуществлять сложные поисковые операции. В СПС «Консультант Плюс» реализованы процедуры поиска по следующим аспектам: 1) Виду документа; 2) Регистрационному номеру документа; 3) Названию органа, принявшего документ; 4) Названию документа; 5) Ключевым словам; 6) Рубрикам; 7) Дате принятия; 8) Дате и номеру регистрации в Минюсте; 9) Статусу документа; 10) Словам и словосочетаниям, встречающимся в тексте документа.
Использование логических условий при формировании поискового запроса позволяет:
Работать только с последними редакциями документов;
Отбирать документы, полученные с очередным пополнением;
Отбирать документы, поступившие в Информационный банк пользователя за определенный промежуток времени.
Для поиска документов внутри определенного раздела или информационного банка используется локальный поиск, а с помощью сквозного поиска осуществляется поиск по всему информационному массиву системы. Эта возможность обеспечивает значительное удобство при составлении подборки документов из разных разделов. Найденные документы наглядно представлены в виде списка, который отображает информацию о доступных разделах и количестве документов, найденных в разных информационных банках. При построении списка документов в окне системы появляются две колонки. В левой колонке пользователь видит список информационных банков, в которых найдены документы, а в правой — непосредственно список документов соответствующего информационного банка системы. Такое свойство системы «Консультант Плюс» значительно сокращает время пользователя при поиске и составлении подборки документов.
В системе «Консультант Плюс» реализованы все современные средства навигации по тексту, которые помогают быстрее ориентироваться в тексте, существенно облегчая изучение больших документов. К таким инструментам относятся, в частности, эффективные способы поиска в тексте необходимых фраз, а также фрагментов (статей) документа, относящихся к заданной тематике.
Большинство документов со сложной внутренней структурой, состоящих из частей, статей и глав, имеют в «Консультант Плюс» удобное иерархическое оглавление. Необходимый фрагмент текста легко найти с помощью оглавления, и наоборот, из текста можно перейти в соответствующий пункт оглавления.
Помимо этого, система «Консультант Плюс» содержит ретроспективу редакций всех измененных документов и обеспечивает пользователя полной информацией о состоянии законодательства на конкретные моменты времени в прошлом.
Мощным инструментом, существенно ускоряющим процесс работы пользователя, является функция "Документы на контроле". Она обеспечивает автоматическую проверку изменений в важнейших для пользователя документах. Как показывает практика, каждый специалист выделяет для себя ряд документов, которые непосредственно влияют на деятельность его организации. Теперь, с вводом функции "Документы на контроле" система сама проверяет, произошли изменения в данных документах или нет, и информирует об этом пользователя, выдавая специальное сообщение. Для этого достаточно только поставить необходимые документы на контроль (нажав кнопку "Поставить на контроль"). Эти документы будут помещены системой в папку "Документы на контроле", и применительно к ним автоматически будут отслеживаться такие события, как появление новой редакции документа, вступление документа в силу и другие. После этого система «Консультант Плюс» будет сообщать пользователю об изменениях, которые произойдут в поставленных на контроль документах. Новая функция является эффективным инструментом контроля изменений в ключевых для пользователя документах и позволяет значительно сократить время при работе с системой
Как правило, при анализе правовой проблемы специалист оценивает максимум возможных вариантов ее решения и изучает целый ряд соответствующих документов. Важную роль в принятии верного решения играет анализ взаимосвязей документов по изучаемой проблеме. Программная технология «Консультант Плюс» обеспечивает пользователю множество удобных инструментов, наглядно представляющих связи документа и всю дополнительную информацию, полученную в результате юридической обработки.
О наличии полезных связей к абзацу или статье, предоставляющих дополнительную информацию, сигнализируют специальные символы-кнопки на полях документа. При их нажатии открывается список связанных документов, структурированный по разделам и информационным банкам. С помощью кнопки "Связи" можно построить список всех документов, связанных с целым документов или выделенным фрагментом. Наконец, важнейшие связи документа указаны в виде примечаний непосредственно в тексте (есть возможность тут же перейти в упоминаемые документы).
Система «Консультант Плюс» обеспечивает удобную работу с подборкой документов — для этого в системе существуют папки и закладки пользователя. Так, в своей папке пользователь может сохранять документы из любых доступных информационных банков и в любой момент добавлять новые или удалять из этой папки ненужные документы.
С помощью закладок пользователь системы «Консультант Плюс» имеет возможность отмечать любые фрагменты текста документа и сохранять свои комментарии к нему. При этом, обратившись к папке или закладке, всегда можно быстро перейти в любой документ системы «Консультант Плюс».
Наличие такой функции, как экспорт/импорт папок и закладок, обеспечивает удобный обмен информацией — пользователи «Консультант Плюс» могут обмениваться друг с другом отмеченными фрагментами текста документа вместе с собственными комментариями к ним. Папки и закладки пользователя системы «Консультант Плюс» дают возможность не искать однажды найденные документы и надежно сохранять результаты проделанной работы.
В распоряжении пользователя - гибкие возможности подготовки собственных документов. Во-первых, пользователь может сохранять любые документы из системы «Консультант Плюс» в привычном формате Microsoft Word. Во-вторых, непосредственно во время работы можно перенести в Word текст изучаемого документа или его отмеченные фрагменты. Таким образом, легко готовить, например, текст договора, взяв за основу текст из системы «Консультант Плюс».
Технология 3000 обеспечивает быстрый и удобный доступ к справочной информации и новостям законодательства. Так, вкладка "Новости и обзоры'' позволяет быстро получить информацию о новых документах, включенных в Информационные Банки, а также другие новости в области законодательства и экономики. При обращении к вкладке "Новости и обзоры", либо к аналогичной ссылке в Стартовом окне открывается список рубрик о новом в законодательстве. Материалы рубрик подготовлены специалистами компании «Консультант Плюс» и содержат анонсы и экспертную оценку (толкование и комментарии) важнейших новшеств в законодательстве, рубрицированную по отраслям права.
В системе так же содержатся информация о ставках налогов, сроках уплаты налогов, индексе инфляции и потребительских цен, календарь бухгалтера, данные по курсам валют и многое другое. Кроме того, в разделе справочной информации содержатся формы первичных учетных документов и бухгалтерской отчетности, большинство официальных стандартных форм и бланков в форматах Microsoft Word и Microsoft Excel (которые также доступны непосредственно из текстов нормативных актов), что обеспечивает пользователю удобство заполнения и дальнейшей работы с бланками документов.