Аварии с забойными двигателями, причины.
В нашей стране более половины объема бурения осуществляется забойными двигателями — турбобурами, турбодолотами, забойными винтовыми двигателями и электробурами. По сравнению с роторным бурением применение забойных двигателей способст- вует резкому снижению аварийности. Особенно благоприятно сказалось применение забойных двигателей на снижении аварий с элементами бурильной колонны. В результате трубами той же конструкции и качества стало возможно осваивать большие глу- бины. Однако работа в скважине новым механизмом привела к возникновению нового вида аварий. Опасность аварий с находящимися в скважине забойными двигателями усугубляется их значительными размерами и небольшим зазором между корпусом и стенкой скважины, особенно если ствол был осложнен, если в забойной зоне много шлама или бурение ведется с применением бурового раствора несоответствующего качества.
Наиболее распространенными и надежными стали турбобуры типа ЗТСШ, типа А с наклонной линией давления, винтовые двигатели типа Д и Д2. С турбобурами аварии происходят в основном из-за слома корпуса в зоне резьбового соединения и срыва резьбы. правило, причинами являются отсутствие регулярных проверок состояния резьб, недокрепление резьб перед спуском турбобуров в скважину. Недостаточной степени закрепления турбобура способствует отсутствие моментомеров на буровой, а иногда и в цехах по ремонту турбобуров.
Другая распространенная группа аварий с турбобурами — разъединение по резьбовому соединению корпуса турбобура с переводником под корпус шпинделя. Известны случаи отвинчивания средней секции турбобура ЗТСШ; слом вала шпинделя; слом вала турбобура, раскрепление шпинделя; слом корпуса турбобура по верхнему переводнику. Все эти виды аварий единичны, но и они сдерживают темпы буровых работ. Резьбы в узлах турбобуров срываются и отвинчиваются вследствие недостаточного крепления в процессе сборки, из-за нарушения правил эксплуатации и ремонта турбобуров. Недокрепление резьб ведет к их быстрому износу, который ускоряется благодаря тяжелым условиям работы. В бурильной колонне ни одно резьбовое соединение не работает в таких сложных условиях, поэтому должен быть налажен постоянный контроль за состоянием резьб турбобура.
Ниппель турбобура отвинчивается при заклинивании вала турбобура шламом, металлическими предметами, набухшей резиновой обкладкой и вследствие его погнутости. Основные причины отвинчивания ниппелей — наличие в буровом растворе большого процента твердой фазы, особенно когда раствор плохо очищается на пути из скважины к насосам. Нерегулярное наблюдение за состоянием привулканизированной резины ниппеля вызывает ее расслоение и срыв резиновой прокладки. Отсутствие контроля за биением вала турбобура перед спуском в скважину приводит к заклиниванию им ниппеля и отвинчиванию его.
Слом корпуса турбобура происходит в основном по резьбе, за редким исключением — поломки корпуса по телу на некотором расстоянии от резьбы. Он-и происходят, если корпус имел дефект, вокруг которого концентрировались напряжения, вызывающие быструю усталость металла и обрыв корпуса. У од посекционных турбобуров основные поломки наблюдаются в местах соединения верхнего переводника с корпусом, а у многосекционных — в соединительных переводниках. Сломы носят усталостный характер. Причины их, как правило, или несвоевременная проверка корпусов дефектоскопами или работа турбобурами без всякой проверки состояния резьб неразрушающими методами контроля.
Слом вала турбобура происходит по верхней резьбе под роторную гайку и контргайку, по промывочным окнам в местах перехода с основного диаметра на диаметр под пяту, а также по упору втулки нижней опоры в вал.
Корпуса турбобуров заклиниваются кусками породы и металлическими предметами, выпавшими из стенки скважины, а также предметами, падающими через устье скважины. Работа в осложненных стволов приводит к заклиниванию турбобуров, а работа без установленных на устье устройств для предупреждения попадания посторонних предметов в скважину не исключает их заклинивания падающими предметами с устья.