Учет условий эксплуатации при техническом обслуживании и ремонте автомобилей. Корректирование нормативов технической эксплуатации автомобилей.
Условия эксплуатации, при которых используется автомобиль, влияют на режим работы агрегатов и деталей, ускоряя или замедляя изменение параметров их технического состояния.
Учет условий эксплуатации необходим при определении нормативов ТЭА, потребности в ресурсах (персонал, производственно-техническая база, запасные части и материалы). Необходимо различать две группы условий.
Объективные и четко фиксируемые условия,которые однозначно действуют на надежность всех автомобилей и, следовательно, на нормативы технической эксплуатации, Онм подразделяются на внешние и внутренние.
Внешние условия, например тип дороги, условия движения, климатические и сезонные условия и др.
Внутренние условия, например возраст, типы, марки, модели автомобилей, концентрация автомобилей на предприятии и др.
Местные, или субъективные, условияпо отношению к конкретному автомобилю или группе автомобилей на каждом предприятии. Например, квалификация персонала, расстояние перевозок и др.
Учет условий эксплуатации осуществляется на основе закономерностей ТЭА девятого вида и достигается классификацией этих условий, идентификацией фактических условий эксплуатации конкретных групп автомобилей и корректированием нормативов ТО и ремонта.
Практически эти задачи решаются следующим образом.
1. Выявляются факторы, которые могут быть отнесены к объективным и местным, или субъективным.
2. Объективные факторы систематизируются и группируются по степени и механизму влияния на надежность автомобилей и, как следствие, - на затраты по обеспечению их работоспособности.
На автомобильном транспорте России принято учитывать следующие объективно действующие факторы:
а. Условия эксплуатации, характеризуемые дорожным покрытием, рельефом местности, условиями движения.
б. Тип (легковые, грузовые, автобусы), модификация и класс автомобиля (легковые - по рабочему объему двигателя, грузовые - по грузоподъемности, автобусы - но длине).
в. Природно-климатические условия в соответствии с их районированием и выделением районов с высокой агрессивностью среды.
г. Возраст автомобилей в парке с выделением девяти групп наработок и концентрация автомобилей на предприятии (размер парка, его разнотипность и разномарочность).
3. Каждый учитываемый фактор имеет идентификационные признаки, которые позволяют выделять специфические группы автомобилей, работающих в данных условиях.
4. Вносятся коррективы в нормативы технической эксплуатации.
100 Комплексные показатели эффективности технической эксплуатации автомобилей: количественная оценка состояния автомобилей и показателей эффективности технической эксплуатации автомобилей, связь коэффициента технической готовности с показателями надежности автомобилей, цели технической эксплуатации как подсистемы автомобильного транспорта.
Основные показатели стационарного состояния автомобиля (парка):
- коэффициент выпуска, определяющий долю календарного времени, в течение которого автомобиль (или парк) фактически осуществляет транспортную работу на линии;
- коэффициент технической готовности (КТГ),определяющий долю рабочего времени, в течение которого автомобиль (парк) исправен и может быть использован в транспортном процессе;
- коэффициент нерабочих дней, определяющий долю календарного времени, в течение которого исправный автомобиль (группа автомобилей) не используется в транспортном процессе по организационным причинам (выходные), отсутствие работы, персонала, забастовки, погодно-климатические условия).
С уменьшением наработки на отказ увеличивается количества простоев. Это приводит к увеличению общего простоя автомобиля с потерей рабочего времени за определенный период его работы. Что приводит к снижению КТГ.
Целью автомобильного транспорта как сектора транспортного комплекса страны является удовлетворение потребности экономики и населения страны в грузовых и пассажирских перевозках при минимальных затратах всех видов ресурсов. Эта генеральная цель обеспечивается в результате повышения показателей эффективности автомобильного транспорта: роста производительности транспорта и транспортных средств; сокращения себестоимости перевозок; повышения производительности труда персонала; обеспечения безопасности транспортного процесса.
Основными целями (и одновременно показателями эффективности) ТЭА являются:
- обеспечение необходимого уровня работоспособности парка для реализации транспортного процесса;
- сокращение затрат на обеспечение работоспособности (этот показатель влияет на себестоимость перевозок и конкурентоспособность);
- повышение производительности труда персонала, занятого ТО и ремонтом;
- сокращение отрицательного влияния автомобильного транспорта (связанного с техническим состоянием и обеспечением работоспособности) на население, обслуживающий персонал и окружающую среду.
От качества работы служб ТЭА зависит:
1) загрязнение окружающей среды автомобилями, особенно недостаточно «удовлетворительного» технического состояния, а также отходами, образующимися при хранении, заправке, техническом обслуживании и ремонте автомобилей;
2) безопасность транспортного процесса, количество дорожно-транспортных происшествий, вызванных технической неисправностью автомобилей;
3) количество несчастных случаев и профессиональных заболеваний персонала ИТС.