Государственное регулирование рынка инноваций
Основными функциями государственного регулирования рынка инноваций являются:
1. формирование правового поля инновационной деятельности;
2. финансирование приоритетных направлений государственного инновационного развития;
3. организационные факторы инфраструктуры поддержки инновационного развития;
4. формирование государственных структур способствующих развитию инновационной сферы на всех уровнях;
5. инициирование федеральных программ и проектов.
Государственное регулирование инновационных процессов и инновационного развития использует следующий инструментарий:
- социально-экономические и научно-технические прогнозы государственной политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной структурной политики;
- государственно-административные, общеэкономические и рыночные регуляторы;
- федеральные и региональные программы, балансы и модели оптимизации экономических процессов;
- государственные заказы и современные контрактные системы;
- индикативные механизмы и регуляторы деятельности государственных предприятий, а также организаций других форм собственности;
- механизм интеграции регуляторов и структур.
Государственная инновационная политика должна:
- содействовать повышению инновационной активности;
- ориентироваться на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;
- сочетать государственное регулирование инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма;
- содействовать развитию инновационной деятельности в России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защите национального инновационного предпринимательства.
Более конкретными формами государственной поддержки инновационной деятельности являются:
-прямое финансирование;
-предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям бесплатных банковских ссуд;
-создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;
-отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
-создание сети технопарков, инновационных центров и т.д.
Государственное регулирование включает в себя два направления мер поддержки инновационного развития: прямое и косвенное.
В основе прямого регулирования заложены федеральные и региональные целевые программы, а также государственный заказ.
Сущность косвенного регулирования заключается в создании общего благоприятного инновационного климата, поощрения предприятий к активному осуществлению научно-технической деятельности, технологическому трансферту, обновлению технических средств, освоению новых видов продукции, повышению квалификации кадров.
Специальную законодательную базу об инновациях можно сгруппировать следующим образом[23]:
1. Правовые акты, определяющие целевые установки государственной политики (концепции, программы, доктрины). Документы этой группы, как правило, носят декларативный характер.
2. Указы, законы, постановления и распоряжения, определяющие функции органов государственной и исполнительной власти, научных, негосударственных организаций и фондов в части инновационной деятельности.
3. Распоряжения Правительства РФ, утверждающие планы действий в области модернизации экономики на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Указанная группа нормативных актов содержит основные положения концепции реформирования науки, инновационного развития экономики, инфраструктуры инновационного развития, а также мероприятия по стимулированию и поддержки инновационной деятельности.
4. Законы, регулирующие статус инновационно-активных зон (наукоградов, Академгородков и т.п.).
5. Региональное законодательство об инновациях (законы и концепции).
Государственная поддержка инновационного развития в России реализуется на двух уровнях: общегосударственном (федеральном) и региональном (местном).
Основной задачей федерального регулирования инновационного развития является выбор приоритетов, генеральных стратегических направлений и ориентиров эффективного научно-технологического и социально-экономического развития.
В зависимости от формы поддержки инновационной деятельности могут быть использованы 3 вида государственной стратегии:
- стратегия активного вмешательства;
- стратегия децентрализованного регулирования;
- смешанная стратегия.
Первый вид стратегии предполагает признание государством научной и инновационной деятельности – главной и определяющей составляющей экономического роста народного хозяйства (японская модель государственного регулирования).
NB
Инновационная политика Японии базируется на следующих принципах:
- наличие долгосрочных программ инновационного развития;
- опора на крупные корпорации;
- стимулирование прикладных исследований и разработок;
- поощрение активных закупок лицензий за рубежом;
- формирование в обществе атмосферы восприимчивости и готовности освоения новых технологий и порождаемых ими инноваций во многих сферах повседневной жизни.
Второй вид стратегии предполагает более сложный механизм участия государства в научной и инновационной сфере. Здесь государство не использует меры жесткого директивного вмешательства, воздействие происходит по следующим направлениям:
- создание инновационного климата;
-выделение ресурсов для формирования начального спроса на инновации;
- финансирование фундаментальных исследований и разработок.
Данной стратегии придерживаются США, Германия, Англия.
Третий вид стратегии используется в странах, где в экономике значительную часть составляет государственный сектор и государство заинтересовано в поддержке высокого экспортного потенциала. По отношению к государственному сектору используется стратегия активного вмешательства, к остальным – стратегия децентрализованного регулирования (Китай).
Государственное регулирование инновационных процессов и инновационного развития использует следующий инструментарий:
- социально-экономические и научно-технические прогнозы государственной политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной структурной политики;
- государственно-административные, общеэкономические и рыночные регуляторы;
- федеральные и региональные программы, балансы и модели оптимизации экономических процессов;
- государственные заказы и современные контрактные системы;
- индикативные механизмы и регуляторы деятельности государственных предприятий, а также организаций других форм собственности;
- механизм интеграции регуляторов и структур.
Государственная инновационная политика должна:
- содействовать повышению инновационной активности;
- ориентироваться на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;
- сочетать государственное регулирование инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма;
- содействовать развитию инновационной деятельности в России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защите национального инновационного предпринимательства .
Более конкретными формами государственной поддержки инновационной деятельности являются:
-прямое финансирование;
-предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям бесплатных банковских ссуд;
-создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;
-отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
-создание сети технопарков, инновационных центров и т.д.
Государственная поддержка инновационного развития в России реализуется на двух уровнях: общегосударственном (федеральном) и региональном (местном).
Основной задачей федерального регулирования инновационного развития является выбор приоритетов, генеральных стратегических направлений и ориентиров эффективного научно-технологического и социально-экономического развития.
Одной из основных функций государства по поддержке инновационной деятельности является руководство формированием федеральных целевых программ. Разработка приоритетных направлений в России ведется в рамках государственных научно-технических программ, программ государственных научных центров, региональных программ и проектов.
Процесс государственного регулирования зависит во многом от макроинновационных стратегий. Общая типология макроинновационных стратегий рассматривалась Аньшиным В.М., Кудиновым Л.Г[24] и приведена на рис. 3.4. По мнению авторов типологии, стратегии построены с учетом необходимости обеспечения макроинновационной безопасности и реализации государственных научно-технических приоритетов. Кроме того, формирование макроинновационных стратегий предполагает учет различных аспектов государственного управления инновациями. В качестве таких аспектов приведены:
- диапазон охвата государством научно-технических сфер и направлений инновационной деятельности;
- характер перемещения технологий;
- характер генерации идей;
- характер поддержки инновационных процессов.
В зависимости от цели в рамках инновационного развития формируются стратегии наиболее приемлемые в данный момент времени. Здесь, также следует учитывать, что в зависимости от стартовых региональных условий, формируется особенности развития инновационных систем. К стартовым условиям можно отнести показатели научного потенциала, производственного, инвестиционного, кадрового. Кроме того, основным при формировании макроинновационной стратегии является процесс целеполагания, где четко обозначены перспективные задачи и решение конкретных экономических результатов. На мезоуровне, к ним можно отнести конкурентоспособность готовой продукции, сокращение сроков инновационного цикла, усиление трансферта технологий, усиление доли инновационных продуктов в ВРП.
Рис. 3.4 - Типология макроинновационных стратегий
Диапазон охвата государством научно-технических сфер и направлений инновационной деятельности. Как правило, данный классификационный признак предполагает выделение двух стратегий — всеобщей и селективной. Рассматриваемый диапазон может быть различным и определяется следующими основными факторами: развитостью государственного сектора научно-технической сферы, наличием средств государственного бюджета, развитостью фирменной науки и уровнем развития рынка нововведений.
Два первых фактора определяют возможности государства воздействовать на научно-техническое развитие экономики. Чем масштабнее государственный сектор НИОКР, тем в большем количестве научно-технических областей исследования и разработки могут осуществляться под патронированием государства.
Характер перемещения технологии. Взависимости от поставленных целей и инновационных задач могут быть избраны различные формы движения технологий от более низких уровней к более высоким. Можно назвать две основные стратегии, реализующие названные типы развития: стратегию последовательных инноваций и стратегию технологического рывка.
Характер генерации идей. Задача повышения конкурентоспособности в высокотехнологичных областях на мировом рынке может быть решена двумя основными способами — на имитационной основе, т. е. за счет заимствования зарубежных технологий, и на основе собственно отечественных нововведений. Третий подход реализуется на основе симбиоза двух указанных способов.
Характер поддержки инновационных процессов.Поддержка инновационных процессов со стороны государства может быть прямой и косвенной (ниже подробно мы рассмотрим методы прямого и косвенного воздействия). И в том и в другом случае поддержка ориентирована на различные стадии инновационного процесса — на исследования, разработки, производство. Государственная поддержка может быть направлена в сферу как внутренних, так и внешних инновационных процессов.
Можно выделить четыре основных фактора, которые обуславливают необходимость формирования и реализации региональной стратегии:
- региональный аспект макроинновационных стратегий;
- государственную политику развития территорий;
-собственные социально-экономические и научно-технические
цели развития регионов;
-микроинновационные стратегии предприятий, требующие
наличия необходимого научно-технического, производственного и социально-культурного уровня развития (типы инновационных стратегий представлены в приложении 2).
Вопросы и задания
Контрольные вопросы:
1. В чем сущность механизма рынка инноваций?
2. Какие факторы блокируют выход предприятия на рынок инноваций?
3. В чем сущность трансферта технологий?
4. Какие существуют направления государственной поддержки инновационной деятельности?
Тесты
1. Рынок инноваций:
А) эластичен.
Б) малоэластичен;
В) неэластичен.
2. Рынок инноваций характеризуется:
А) широким числом покупателей;
Б) ограниченным числом покупателей.
3. Рынок инноваций подвержен влиянию:
А) рыночной и технологической неопределенности.
Б) только рыночной неопределенности;
В) поведения потребителей.
4. Процесс передачи технологий от одного подразделения организации к другому – это:
А) квазивнутренний трансферт;
Б) внутренний трансферт;
В) внешний трансферт.
5. Процесс распространения технологии, в котором участвуют независимые разработчики и потребители технологий – это:
А) квазивнутренний трансферт;
Б) внутренний трансферт;
В) внешний трансферт.
6. Финансирование коммерческого трансферта технологий осуществляется с помощью следующих средств:
А) Роялти. Услуги банков рисковых капиталов. Франчайзинг. Биржи технологий. Совместные предприятия.
Б) Роялти. Услуги банков рисковых капиталов. Биржи технологий. Совместные предприятия.
В) Роялти. Франчайзинг. Биржи технологий. Совместные предприятия.
7. К основным инструментам реализации государственной политики можно отнести:
А) систему финансирования;
Б) концепцию инновационного развития;
В) инновационную стратегию.
8. Комплекс мер по стимулированию, разработке, управлению и контролю процессов инновационной деятельности – это:
А) инновационная деятельность;
Б) инновационная стратегия;
В) инновационная политика.
9. По характеру воздействия на научную и инновационную деятельность различают методы:
А) прямого и косвенного регулирования;
Б) нормативно-правового регулирования;
В) только косвенного регулирования.
10. К какой государственной инновационной стратегии относят признание научной и инновационной деятельности – главной составляющей экономического роста:
А) стратегия активного вмешательства;
Б) стратегия децентрализованного регулирования;
В) смешанная стратегия.