Соотношение площадей помещений

Удельные показатели площади основных групп помещений в расчёте на 1 м2 нормируемой площади предприятий бытового обслуживания населения следует принимать по табл. 10 [24, п. 3].

Таблица 10

Удельные показатели площади основных групп помещений*

Вид обслуживания и помещение Удельные показатели площади основных групп помещений в расчёте на 1 м2 нормируемой площади, м2
для посетителей производственные кладовые и подсобные служебно-бытовые
Парикмахерские 0,15–200 0,1 0,5 0,15 0,2

*Примечание.1. Над чертой дано значение площади основной группы помещений до указанной величины предприятия и приёмного пункта, под чертой – увеличение на каждый последующий 1 м2 нормируемой площади свыше указанной. 2. Площадь для посетителей следует определять по расчёту, но не менее 9 м2, производственных – не менее 6 м2. 3. При кооперировании более трёх видов обслуживания суммарную нормируемую площадь предприятия следует уменьшать до 6 %, в том числе суммарную площадь группы помещений для посетителей –на 15 %.

Объёмно-планировочные и конструктивные решения зданий и помещений определяются перечнем парикмахерских услуг и мощностью предприятия. Набор и площади помещений структурных подразделений должны соответствовать действующим нормативам, основные из которых были приведены выше.

Контрольные вопросы

1. Что является исходными данными для проектирования предприятия парикмахерских и косметических услуг?

2. Что отражает производственная программа предприятия?

3. От чего зависит состав и площадь помещений предприятия?

4. Как рассчитывается количество рабочих мест?

5. Какие нормативно-технические документы устанавливают требования к площадям и габаритным размерам помещений, а также к объёмно-планировочным и конструктивным решениям зданий и помещений?

6. Где можно располагать парикмахерские?

7. Какова должна быть высота рабочих и бытовых помещений?

8. Какова должна быть глубина помещений при одностороннем естественном освещении?

9. Перечислите требования к размещению и организации рабочих мест кабинетов: косметического, маникюрного, педикюрного.

10. Какое должно быть расстояние между рабочими местами в парикмахерском зале?

11. Какие требования предъявляются к санитарно-бытовым, вспомогательным и подсобным помещениям?

12. Назовите требования, которые предъявляются к соляриям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Салонный бизнес сегодня – один из самых быстрорастущих и достаточно прибыльных российских бизнесов. Несмотря на возрастающее с каждым днём количество предприятий отрасли, потребительский спрос на услуги отрасли индустрии красоты достаточно велик. Новые решения, свежие идеи, инновационные концепции в сфере организации и развития салонного бизнеса актуальны как никогда.

Салонный бизнес, как и любой другой, живёт по своим законам и правилам, игнорирование которых может привести все начинания к краху. Неверно выбранные месторасположение, название, имидж салона, ошибки в ценовой политике, политике оплаты труда и прочие немаловажные факторы могут сказаться сначала на снижении прибыли (или полном её отсутствии), а затем может последовать достаточно печальный, но вполне закономерный итог – закрытие салона.

Как правильно выбрать помещение, как спроектировать салон так, чтобы каждый метр площади давал доход, как выбрать те услуги, которые востребованы клиентами – с этими и многими другими вопросами сталкивается каждый новичок при открытии салонов красоты.

Рентабельное предприятие можно создать только при условии предварительной детальной и профессиональной разработки его проекта, с расчётом бизнес-плана, нахождением изюминок в ассортименте услуг, в подборе оборудования, в построении бизнес-модели, максимально независимой от персонала, в создании особой эмоциональной атмосферы клиенто-ориентированного сервиса, которую нельзя было бы скопировать и т. п.

Особую значимость имеет технологическое проектирование, так как уже на этой стадии закладываются основные технико-экономические показатели будущего предприятия. От качества его выполнения зависят строительные издержки, затраты на ввод в эксплуатацию, конечные условия работы, стоимость оказания услуг и др. Технологический проект является основой для дизайн-проекта, инженерного и архитектурно-строительного проектов.

Профессиональное технологическое проектирование должно учитывать требования специальных федеральных служб и нормативных документов. Знание основ технологического проектирования предприятий отрасли, рассмотренных в настоящем учебном пособии, поможет обеспечить возникновение нового успешного салона красоты.

Библиографический список

Основная литература

1. Аванесова, Г. А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент : учебное пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова. – М. : Аспект Пресс, 2004. – 318 с.

2. Виноградова, М. В. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса : учебное пособие / М. В. Виноградова, З. И. Панина. – М. : «Дашков и Ко», 2007. – 464 с.

3. Сервисная деятельность : учебное пособие / С. Н. Коробкова, В. И. Кравченко, С. В. Орлов и др. : под общ. ред. В. К. Романович. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2005. – 158 с.

Дополнительная литература

4. Варган , С. Салон красоты или парикмахерская с нуля / С. Варган. – СПб. : Питер, 2007. – 208 с.

5. ГОСТ 30335–95/ГОСТ Р 50646–94. Услуги населению. Термины и определения. – Введ. 1996–12–03. : принят Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации 26 апреля 1995 г. (http://www.6pl.ru/gost/Gr50646-94.htm).

6. ГОСТ Р 51142–98. Услуги бытовые. Услуги парикмахерских. Общие технические условия. – Введ. 1998–01–07. : утв. Постановлением Госстандарта России от 02.03.1998 № 31 (http://tehstandart.com/gost/R-51142-98).

7. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – Введ. 2001–08–31. : утв. Постановлением Госстандарта России от 15 августа 2001 г. № 332-ст (http://tehcontent.ru/uploads/files/public/gost7/Files-ZPE3P2QJcG.zip).

8. ГОСТ 3.1109–82. Единая система технологической документации. Термины и определения основных понятий. – Введ. 1983–01–01. : утв. Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам 30 июля 1982 г. (http://gost.ruscable.ru/).

9. Грибов, В. Д. Экономика предприятия сервиса : учебное пособие / В. Д. Грибов, А. Л. Леонов. – М. : КНОРУС, 2006. – 280 с.

10. Горемыкин, В. А. Бизнес-план: методика разработки / В. А. Горемыкин. – М. : «Ось-89», 2003. – 576 с.

11. Каюмов, С. Ф. Прибыльный салон красоты. Советы владельцам и управляющим / С. Ф. Каюмов, М. Ю. Сергеев. – СПб. : Питер, 2009. – 320 с.

12. Козлова, И. В. Парикмахерские услуги: организация работ, оплаты и стимулирования труда / И. В. Козлова. – М. : Легпромбытиздат, 1990. – 96 с.

13. Кузнецов, М. Суперприбыльный салон красоты. Как преуспеть в этом бизнесе / М. Кузнецов, Е. Иванова. – М. : Вершина, 2007. – 464 с.

14. Методические указания МУ 2.1.3.001-2001. Организация и осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за лечебно-профилактическими учреждениями косметологического профиля и косметическими кабинетами. – Введ. 1 сентября 2001 г. : утв. приказом Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 30.07.2001 № 839 (www.krasotaproff.ru).

15. Одинокова, И. Ю. Технология парикмахерских работ : учебное пособие для начального профессионального образования / И. Ю. Одинокова, Т. А.Черниченко. – М. : «Академия», 2004. – 176 с.

16. ОК 002–93. Общероссийский классификатор услуг населению. – М. : Изд-во стандартов, 1999. – 88 с.

17. Основы маркетинга парикмахерского искусства. – М. : «P & G», 2000. – 76 с.

18. Платонова, Н. А. Основы экономической деятельности парикмахерских : Методическое и практическое руководство для руководителей предприятий услуг красоты / Н. А. Платонова, Г. И. Хотинская, А. В. Колгушкина, Т. Н. Лустина. – М. : «Дело и Сервис», 2004. – 240 с.

19. Правила отнесения домов моды, фабрик (цехов), ателье, салонов, фотографий, парикмахерских, студий звукозаписи, мастерских, выполняющих заказы населения, к соответствующим разрядам. : утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.10.1985 г. № 477 (http://www.knukim-edu.kiev.ua/download/ZakonySSSR/mapindex.htm).

20. Правила техники безопасности и производственной санитарии для парикмахерских. Утверждены Министерством бытового обслуживания населения РСФСР 28.04.84. № 171

(http://www.edu.tristar77.ru/s-1-03.doc).

21. Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.2. 2631–10. : Введ. 01.08.2010 г. : утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.10 г. № 59.

(http://www.sankurtur.ru/upload/upload_portal/SanPin2_1_2_2631_10.doc).

22. СНиП 2.09.04–87. Административные и бытовые здания. (http://snip.nftk.ru).

23. СНиП 23–05–95. Естественное и искусственное освещение. (www.ecokub.ru/load/12-1-0-151).

24. Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89. Проектирование предприятий бытового обслуживания населения (http://www.wgost.ru/grant-29.html).

25. Федцов, В. Г. Культура сервиса : учебно-практическое пособие / В. Г. Федцов. – М. : Изд-во ПРИОР, 2000. – 208 с.

26. Экономика и организация предпринимательской деятельности в сфере сервиса : учеб. пособие для вузов / под рук. и ред. д-ра эконом. наук, проф. А. Г. Новицкого. – М. : Про-Пресс, 2001. – 592 с.

27. http://www.bizmast.ru/

28. http://www.b-garant.ru/

29. http://www.certicom.kiev.ua/vvsp.html

30. http://www.cosmetologia.ru/

31. http://www.fixings.ru

32. http://www.karintia.ru

33. http://www.krasota.ru

34. http://www.krasotaproff.ru

35. http://www.podkluch.biz/

36. http://www.salon-expert.ru/

37. http://www.sparadai.ru/

38. http://www.velja.ru

39. http://www.wellness-spa.ru

40. http://profbeauty.ru/

Приложение А

Требования к исполнителям услуг парикмахерских [6]

Требования к исполнителям услуг парикмахерских Салон красоты (Салон-парикмахерская «люкс») Салон-парикмахерская Парикмахерская
1. Соответствие услуг обязательным требованиям, определённым законом или в установленном им порядке; наличие подтверждения соответствия услуг обязательным требованиям, если такое подтверждение предусмотрено законом или в установленном им порядке +   + +
2. Соответствие услуг требованиям настоящего стандарта (для парикмахерской – только обязательным требованиям) + + +
3. Соответствие исполнителя в целом особому стилю или направлению парикмахерского искусства и/или образу салона высокого качества (учитываются специфика выполнения услуг, используемых материалов и оборудования; особенности оформления здания и зала обслуживания; соответствие внешнего вида культуры поведения работников стилю исполнителя) + +
4. Оформление и оборудование здания и залов обслуживания 4.1. Использование декоративных элементов и/или ярко выраженное соответствие оформления предприятия определённому художественному стилю 4.2. Наличие вывески со световыми элементами оформления 4.3. Наличие системы кондиционирования воздуха с автоматическим поддерживанием оптимальных значений температуры и влажности     +   +   +     +   –   +       –   –   –  
5. Состав услуг и дополнительный сервис 5.1. Номенклатура оказываемых услуг парикмахерских – количество групп по технологическому признаку     Не менее трёх   Не менее двух   Не менее одной  
Продолжение прил. А
Требования к исполнителям услуг парикмахерских Салон красоты (Салон-парикмахерская «люкс») Салон-парикмахерская Парикмахерская
  5.2. Возможность организации для клиента в одно посещение комплекса технологически совместимых услуг парикмахерских (например: стрижка, косметические услуги, маникюр, педикюр) 5.3. Дополнительные услуги: – возможность предварительной записи на обслуживание – наличие картотеки и специального обслуживания для отдельных групп клиентов – оказание консультационных услуг – предложение прохладительных напитков, кофе и др. – реализация сопутствующих товаров, в т. ч. косметических и парфюмерных товаров     +   +   +   + +   +   +   +   –   + –   –     –   –   –   – –   –  
6. Использование прогрессивных технологий, оборудования и инструментов, современных материалов   + + –  
7. Состав и квалификация работников 7.1. Наличие подтверждения о профессиональном образовании 7.2. Регулярное повышение квалификации работников: – не менее одного раза в год – не менее одного раза в два года 7.3. Состав работников по уровню образования и квалификации: 7.3.1. Парикмахеры-модельеры (не менее 25 % от общей численности парикмахеров), парикмахеры 5-го и 4-го разрядов, косметички 4-го разряда, а также маникюрши 2-го разряда и педикюрши 2-го разряда, имеющие стаж работы по специальности не менее двух лет     +   + –     +       +   + –     –       +   – +     –    
Окончание прил. А
Требования к исполнителям услуг парикмахерских Салон красоты (Салон-парикмахерская «люкс») Салон-парикмахерская Парикмахерская
7.3.2. Парикмахеры-модельеры, парикмахеры 5-го и 4-го разрядов (не менее 50 % от общей численности парикмахеров), а также косметички, маникюрши 2-го разряда и педикюрши 2-го разряда, имеющие стаж работы по специальности не менее одного года 7.3.3. Парикмахеры, косметички, маникюрши, педикюрши (при наличии соответствующих услуг) 7.4. Участие работников в конкурсах, фестивалях парикмахерского искусства, выставках; выполнение профессиональных работ для театральных представлений, других мероприятий, требующих творческого подхода к оказанию услуг парикмахерских и т. п.   –   –     + +   –     –   –   +     –  
8. Наличие у исполнителя документального подтверждения повышенного качества оказываемых услуг: сертификата соответствия; свидетельств об участии исполнителя в конкурсах, фестивалях парикмахерского искусства, выставках; положительных отзывов потребителей и т. п.   + + –  
9. Реализация администрацией исполнителя политики, направленной на обеспечение стабильности работы предприятия и высокого качества услуг (например: наличие постоянных поставщиков материалов, препаратов, оборудования; организация администрацией исполнителя мероприятий, повышающих квалификацию работников; наличие элементов маркетинга услуг, наличие зарегистрированного в установленном порядке знака обслуживания (товарного знака) и его активное использование и т. п.)   + + –  

Примечание. Знак "+" означает, что выполнение требований предусмотрено, знак "–" – выполнение требований не предусмотрено.

Приложение Б

Выписка из Общероссийского классификатора услуг населению[16]

Код Кодовое число Наименование услуги
Услуги парикмахерских
Стрижка волос простая (машинкой)
Стрижка волос модельная (ножницами или бритвой)
Стрижка бороды, поправка усов, бакенбард, бровей
Бритьё головы, бороды, усов
Мытьё головы
Укладка волос феном
Причёсывание волос горячим способом
Причёсывание волос холодным способом
Завивка волос (перманент) со стрижкой и мытьём головы
Завивка волос химическим составом со стрижкой и мытьём головы
Обесцвечивание волос
Мелирование волос
Тонирование волос
Окраска волос, бороды, усов
Частичное причёсывание и сушка коротких волос
Выполнение модельной причёски и сушка волос
Применение патентованных препаратов по уходу за волосами
Выполнение женской причёски с применением кос и шиньонов
Прикрепление фаты, украшений
Фиксирование причёски лаком
Сушка волос
Простой и сложный грим лица
Окраска бровей и ресниц
Гигиеническая чистка лица
Питательные маски для лица и шеи
Массаж лица и шеи
Комплексный уход за кожей лица (чистка, массаж, маска, макияж)
Гигиенический маникюр с покрытием и без покрытия ногтей лаком
Гигиенический массаж, смягчение кожи, парафиновые укутывания кистей рук
Педикюр без и с покрытием ногтей лаком
Удаление мозолей
Окончание прил. Б
Код Кодовое число Наименование услуги
Смягчающие, тонизирующие ванночки и массаж ног
Чистка, мытьё и расчёсывание парика, накладки, шиньона
Стрижка, подгонка, причёсывание парика, накладки, шиньона
Окраска парика, накладки, шиньона с последующим расчёсыванием
Завивка парика, накладки, шиньона
Изготовление и ремонт париков, накладок, шиньонов

Приложение В

Наши рекомендации