Резервуары специальных конструкций
Из резервуаров специальных конструкций наиболее целесообразно применение резервуаров с понтонами, плавающими крышами и резервуаров, рассчитанных на повышенное давление.
Резервуар с плавающей крышей (рис. 68) – это вертикальный стальной резервуар, внутри которого на поверхности нефтепродукта находится плавающая крыша – понтон. По окружности между стенками резервуара и понтона имеется уплотняющий затвор, доводящий площадь испарения нефтепродукта до самых минимальных размеров.
3.13. Оборудование резервуаров, в зависимости от свойств хранимых жидкостей, подразделяются на две группы:
1. оборудование для резервуаров со светлыми нефтепродуктами, нефтью и дизельным топливом;
2. оборудование для резервуаров с темными нефтепродуктами и маслами.
Оборудование, устанавливаемое на резервуарах, выполняется в соответствии с действующими стандартами.
Методы ликвидации аварий
5.4.1 Ликвидация аварий нефтепровода может быть выполнена методами постоянного или временного ремонта.
К постоянным методам относится вырезка катушки или участка нефтепровода с повреждением и вварка новой катушки или секции трубы, заварка свищей с установкой "чопиков" (металлических пробок), приварка патрубков с заглушками.
В качестве временного метода аварийного ремонта могут быть применены на срок не более одного месяца установка необжимной приварной муфты, муфты с коническими переходами, галтельные муфты, с обязательной последующей заменой их с применением методов постоянного ремонта.
5.4.2 Восстановление аварийного участка нефтепровода путем вырезки и замены на новый проводится при:
- наличии на трубопроводе сквозной трещины в сварном шве и в основном металле трубы;
- разрыве кольцевого монтажного шва;
- разрыве продольного сварного шва или металла трубы.
5.4.3 Ремонт нефтепровода путем вырезки и замены разрушенного участка на новый проводится с обеспечением безопасных условий выполнения сварочно-монтажных работ (остановки перекачки нефти, закрытия линейных задвижек, уборки разлитой нефти на месте повреждения, герметизации внутренней полости нефтепровода).
5.4.4 При замене поврежденных участков ввариваемые катушки должны соответствовать следующим требованиям:
- катушки должны быть изготовлены из труб, прошедших гидравлические испытания давлением, величина которого должна быть не ниже давления, вызывающего в стенках труб кольцевое напряжение, равное 95 % нормативного предела текучести (заводское испытательное давление) в соответствии со СНиП 2.05.06-85*;
- труба, из которой изготовлена катушка должна быть подвергнута дефектоскопии металла и сварных швов, не должна иметь дефекты в виде трещин, закатов, расслоений, вмятин, задиров и рисок на поверхности катушки;
- катушки должны иметь маркировку, паспорт и сертификат на трубу, из которой они изготовлены.
Технология ремонта методом замены участка должна соответствовать требованиям СНиП III-42-80*, ВСН 006-89, ВСН 012-88 и других нормативным документов.
5.4.5 Одиночные дефекты в виде сквозных отверстий (свищей) диаметром до 12 мм могут быть устранены забивкой стальных пробок ("чопиков") и обваркой. Для обеспечения плотности "чопики" изготавливаются диаметром до 12 мм конической формы с уклоном поверхности не более 1:10. "Чопик" не должен препятствовать прохождению очистных и внутритрубных инспекционных снарядов и выступать внутрь трубы не более, чем на 5 мм.
"Чопик" забивают до полного устранения течи, после чего наружную выступающую часть обваривают электросваркой с формированием на поверхности трубы усиления высотой не более 3 мм, с шириной обварки 4-5 мм по периметру "чопика". "Чопики" должны изготавливаться из низкоуглеродистых сталей Ст3, 10 согласно ГОСТ 11050.
Не допускается устанавливать более одного "чопика" по периметру поперечного сечения нефтепровода. Расстояние между "чопиками" по продольной оси нефтепровода должно быть не менее 0,5 м.
Схема монтажа "чопика" приведена в приложении Е.
5.4.6 Повреждения типа сквозных коррозионных свищ или несанкционированные врезки, могут ремонтироваться приваркой патрубков с заглушками.
5.4.7 При ремонте повреждений временными методами для прекращения течи нефти из нефтепровода могут применяться накладные элементы с уплотняющей прокладкой прижатой к поверхности трубы при помощи наружных центраторов, прижимных хомутов, струбцин, домкратов, с последующей обваркой накладных элементов и установкой на них муфт временного ремонта.
5.4.8 При ремонте повреждений путем применения ремонтных муфт и приваркой патрубков с заглушками технология их монтажа, применяемые материалы, контроль качества работ должны соответствовать требованиям "Технологии сварочно-монтажных работ по установки ремонтных конструкций на действующие магистральные нефтепроводы ОАО "АК "Транснефть".
5.4.9 При выполнении АВР, для опорожнения нефтепровода и закачки собранной нефти, в нефтепровод врезаются отводы с задвижками ДУ 100-200, Ру 64.
Количество отводов с задвижкой определяется в зависимости от объема освобождаемого нефтепровода.
Присоединяемый узел отвода, его конструктивные элементы должны быть выбраны и смонтированы с учетом диаметров отвода и магистрали, возможных нагрузок на МП и соответствовать требованиям нормативных документов.
5.4.10 При выполнении АВР применяемые оборудование, арматура, материалы труб, муфт, усиливающих элементов, соединительных деталей нефтепроводов, технология сборки и сварки должны соответствовать требованиям СНиП 2.05.06-85*, СНиП III-42-80*, ТУ 102-488-95, ВСН 006-89, ВСН 012-88 и других нормативных документов.
5.4.11 Аварии и аварийные утечки на линейных задвижках ликвидируются:
- в сальниковых устройствах - донабивкой уплотнений сальниковых камер с помощью специальных приспособлений, после остановки перекачки при отсутствии избыточного давления в нефтепроводе;
- во фланцевых соединениях (между крышкой и корпусом задвижки, на байпасах) - заменой прокладок, с остановкой перекачки нефти и, при необходимости, с опорожнением участка нефтепровода;
- при разгерметизации корпуса задвижки либо потере работоспособности запорного устройства - заменой задвижки на новую путем остановки перекачки нефти по нефтепроводу, опорожнением участка нефтепровода от нефти, вырезки дефектной задвижки и монтажом новой задвижки.
СПОСОБЫ УЧЕТА
НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ
Существует масса способов, позволяющих вести учет добываемого и реализуемого «черного золота». Наиболее популярными являются объемный метод, объемно-весовой и весовой. Применение методу, который был назван первым, нашлось в сферерозничной торговли – отпуск на автозаправочных станциях. Количество нефтепродуктов учитывается в объемных единицах. Весовой метод применяют при погрузках в железнодорожные или автомобильные цистерны, перед наполнением нефть и продукцию на ее основе взвешивают специальными весами. И наконец, объемно-весовой метод, количество в данном случае определяется, исходя из плотности, объема и фактическойтемпературы общей массы нефти или нефтепродукта, полученная величина выражается в единицах массы. Именно способ, упомянутый последним, применяется для учета «черного золота», хранящегося в резервуарах, способ удобен в случаях, когда требуется проводить измерения больших количеств нефтепродуктов и нефти. Далее речь пойдет об объемно-весовом методе, средствах измерения, которые при этом применяются, а также прочие моменты, связанные с вышеупомянутым способом учета
3.17. Понятие о калибровке резервуаров Определение количеств нефтепродуктов в резервуарах и в некоторых других емкостях производится путем замера высоты нефтепродуктов в соответствующих хранилищах. Установив высоту столба жидкого нефтепродукта в линейных мерах (в сантиметрах и др.) в том пли другом хранилище и зная внутреннюю вместимость последнего для данной высоты, определяют объемное количество нефтепродукта в данном хранилище. Следовательно, для пелен количественного учета нефтепродуктов в резервуарах и некоторых емкостях надо знать внутренние объемы (вместимость) этих емкостей для разных уровней их наполнения. В большинство случаев для небольших резервуаров, которые применяются для хранения нефтепродуктов в сельском хозяйстве, достаточно бывает знать эти вместимости через каждый сантиметр возможного наполнения хранилища, начиная от дна или нижней образующей у горизонтальных резервуаров до верха. Поэтому па каждую емкость заранее составляется специальная емкостная таблица, в которой указываются вместимости данной емкости для разных уровней ее наполнения. Составление такой таблицы называется калибровкой резервуаров, поэтому емкостные таблицы часто называются калибровочными таблицами.
При использовании автоматизированной системы учета создание необходимых документов для выполнения каких-либо складских операций занимает минимум времени. Автоматизированная система позволяет формировать любой документ, используя информацию, имеющуюся в БД. Эту информацию можно разделить на постоянную и переменную.
· К постоянной (неизменной) информации можно отнести:
• наименование, адрес и платежные реквизиты владельца товара;
• наименования перевозчиков;
• наименование, адрес и платежные реквизиты склада;
• наименование, адрес и платежные реквизиты получателей товара;
• артикул и наименование товаров;
• определенные характеристики товаров и др.
· К переменной (меняющейся) информации можно отнести:
• данные о транспортном средстве;
• данные о водителе или экспедиторе;
• время и дату;
• данные о количестве товара и др.
· Подготовка документов при помощи автоматизированной системы позволяет значительно ускорить их изготовление и вносить точные данные о товаре, отправителе и получателе. При этом повышается надежность правильности внесения информации и обеспечивается последовательность выполнения операций (соблюдение технологического процесса).
· При отработке технологии и создании технологической карты для каждой операции необходимо четко указывать круг обязанностей и порядок действий каждого сотрудника, с какими документами или с какой информацией он должен работать. Каждый сотрудник должен твердо знать, как он должен поступить в любой ситуации, к кому он должен обратиться при наличии каких-либо сомнений.
· В программе должны быть система доступа определенного сотрудника для выполнения возложенных на него обязанностей. Как правило, доступ сотрудника к внесению или изменению БД определяется личным паролем, который в зависимости от должности и выполняемых обязанностей наделяет сотрудника определенными полномочиями (правами доступа). Также необходимо наличие в программе возможности фиксирования доступа сотрудников, не имеющих надлежащих полномочий или проникновения посторонних лиц. Время от времени необходимо менять пароли у всех сотрудников, так как эта информация может стать известной другим лицам.
· Автоматический режим управления по системе «офф-лайн» или «он-лайн» охватывает управление всем складом, включающим и управление грузовым потоком. Работа системы «офф-лайн» заключается главным образом в централизованном автоматизированном сборе данных (при возможности ими распоряжаться).