Виды коммерческой информации
| Информация о покупателях и мотивах покупок – основа для принятия коммерческих решений. Такой информацией являются:
· численность обслуживаемых клиентов,
· состав покупателей,
· уровень доходов покупателей,
· типы покупателей и др.
Наличие такой информации снижает риск выпуска или закупки неходовых товаров, обеспечивает увеличение объемов реализации товаров, укрепляет финансовую устойчивость предприятия.
| Информация о требованиях рынка к товару– необходима для правильного выбора предприятием товаров и услуг, которые будут предложены покупателям. Информация должна содержать:
· сведения о потребительских свойствах и особенностях продовольственных и непродовольственных товаров,
· сведения о составе товаров,
· сведения об областях использования товаров,
· сведения о конкурентоспособности товара,
· престижность товара,
· степень признания товара на рынке,
· общественное мнение о товаре,
· сведения об упаковке и рекламном оформлении товара.
| Информация о конъюнктуре рынка – это сведения:
· о динамике спроса и предложения на рынке,
· о сегментах рынка,
· емкости и характере рынка,
· уровне цен, качества и др.
Под конъюнктурой рынка понимается состояние рыночных отношений в определенный период времени. При превышении спроса над предложением возникает неудовлетворенный спрос. При чрезмерном превышении предложения над спросом накапливаются излишние товарные запасы. В результате увеличиваются издержки при хранении и реализации товаров.
| Информация о конкурентной среде – данные о конкурентах-поставщиках и о конкурентах-покупателях товаров. При изучении конкурентов-поставщиков нужно выявить их позицию на рынке, изучить характеристику предлагаемых ими товаров, их финансовое положение, надежность и гарантии при выполнении договорных обязательств и др. При изучении конкурентов-покупателей следует выделить их сильные и слабые стороны и объективно оценить позицию своего предприятия на рынке.
| Информация о потенциальных возможностях предприятия и его конкурентоспособности необходима для оценки собственных сильных и слабых сторон деятельности, правильного выбора стратегии его развития.
►Для того чтобы реально управлять предприятием в современных условиях, необходимо:
· вести мониторинг производственного и обеспечивающих производство процессов;
· иметь быстрый доступ к архивам документов, проектной и технической документации, технологическим картам производственных процессов;
· получать информацию о загрузке рабочих мест, перемещении материалов по участкам производства, расходе рабочего времени;
· проводить непрерывную инвентаризацию, регистрировать изменение запасов материалов, готовой продукции, незавершенного производства и, наконец, детально классифицировать затраты.
Для решения этих сложных комплексных задач предприятие должно иметь в своем распоряжении совокупность эффективных методов обработки информации в виде разнообразных пакетов прикладных программ.
Коммерческая информация, представляющая экономическую ценность, представляет собой объект коммерческой тайны.Определение понятия «коммерческая тайна» закреплено в Гражданском кодексе РФ (ст. 139) и в Федеральном законе РФ «О коммерческой тайне».
В соответствии федеральным законом «О коммерческой тайне» КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНОЙ признается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Гражданское законодательство определяет, что информация составляет служебную или коммерческую тайну, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Сведения в рамках коммерческой тайны входит в состав КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ, не подлежащей утечке и распространению. Перечень сведений конфиденциального характера установлен указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» и включает:
- сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к котором ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (коммерческая тайна);
- сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации и информации о них;
- сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.
Формирование сведений, составляющих коммерческую тайну позволяет правильно решить вопрос о способах и формах ее защиты, определить затраты на ее охрану. Поэтому особенно важно для коммерсанта установить основной перечень сведений (информации), составляющих коммерческую тайну, распределить данные сведения по категориям доступности в зависимости от ценности, характера и размера возможного ущерба предприятию от их утечки и распространения.
В зависимости от вида осуществляемой хозяйственной деятельности, поставленной цели перечень сведений составляющих коммерческую тайну, должен включать сведения делового, технологического и научно-исследовательского характера.
К сведениям делового характера, составляющим коммерческую тайну, относят:
- сведения о содержании заключенных договоров (контрактов);
- сведения о подготовленных к заключению договорах;
- данные о поставщиках и клиентах (потребителях);
- обзоры конъюнктуры рынка, материалы маркетинговых исследований;
- информация о коммерческих переговорах;
- калькуляция себестоимости товаров, структура и размер цен, уровень планируемой прибыли;
- планы и прогнозы инвестиций;
- стратегические планы развития фирмы;
- данные о персонале фирмы.
К сведениям технологического характера, составляющим коммерческую тайну, относят:
- конструкторскую документация, чертежи, схемы;
- описания технологических испытаний;
- конструкционные характеристики создаваемой продукции и характер разрабатываемых технологических процессов;
- сведения о материалах, из которых изготовлены отдельные детали;
- описания новых технологических процессов;
- используемые новые приспособления, оборудование;
- рецептура создаваемых продуктов и др.
К сведениям научно-технического характера, составляющим коммерческую тайну, относят:
- идеи, открытия, изобретения;
- ноу-хау;
- патенты, промышленные образцы и полезные модели;
- формулы;
- новые методы организации производства и труда персонала;
- тематика важнейших научных исследований.
Коммерсанту необходимо помнить также о защите и неразглашении информации о личной жизни своих работников, неприкосновенность которой гарантируется Конституцией РФ.
КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА, по существу, представляет собойсовокупность сведений, единоличное владение которыми дает предприятию возможность добиться планируемых коммерческих результатов.