Способ изготовления спирально-профильных труб
Способ включает формообразование на трубе 1 гофров установленными вокруг трубы роликами 3, оси которых расположены под углом к оси трубы, вращающимися вокруг собственных осей за счет их контакта с трубой с использованием оправки 2 и одновременным воздействием на трубу крутящего момента и осевого усилия, прикладываемого со стороны удаляющегося от роликов участка трубы. Используют оправку со сквозными каналами, вырезанными под ролики для их контакта с трубной заготовкой в процессе формообразования гофров. Устанавливают оправку снаружи трубы, обеспечивают возможность контакта в процессе формообразования гофров ее внутренней поверхности с трубной заготовкой по посадке с зазором для обеспечения фиксации и центрирования трубы, а с профильной частью трубы - по переходной посадке для ограничения «раздутия» гофров. При этом крутящий момент прикладывают в месте контакта роликов с трубой. Расширяются технологические возможности, и повышается качество изготавливаемого изделия. На выходе получаем спирально-профильную трубу 4. В процессе работы к захватному устройству прикладывают осевое тяговое усилие Р, а в месте контакта роликов с трубной заготовкой - крутящий момент М с угловой скоростью ω.
Скорость осевого перемещения трубы V согласуют с угловой скоростью ее вращения ω и углом подъема гофров исходя из соотношения
V=R·tgθ·ω,
где V - скорость осевого перемещения трубы, R - радиус описанной окружности трубы, tg - тригонометрическая функция, θ - угол подъема гофров на профильной части трубы, ω - угловая скорость.
В указанное выше выражение подставляем известное соотношение между угловой скоростью и числом оборотов трубы в единицу времени
ω=2·π·n,
где π=3,1416, n - число оборотов трубы в единицу времени.
В результате имеем выражение, связывающее число оборотов трубы вокруг своей оси и угол подъема гофров с линейной скоростью осевого перемещения трубы:
V=2·π·R·tgθ·n.
Оправка может иметь кинематические связи с роликами, в частном случае, при расположении на ее наружной поверхности устройств фиксирования осей роликов. В этом случае, к удаляющемуся от роликов участку оправки можно приложить крутящий момент, который будет вращать ролики вокруг оси трубы и тем самым дополнительно к процессу прокатки производить обкатку трубы, что приводит к уменьшению усилия прокатки и повышению качества готовой продукции.
В зависимости от поставленных задач оправка может быть выполнена с несколькими участками, различающимися внутренним диаметром. Заходная часть оправки выполняется диаметром d1, контактирует с трубой по посадке с зазором и предназначена для фиксации и центрирования трубы относительно тягового устройства. На выходе из оправки внутренний диаметр оправки d2 контактирует с профильной части трубы по переходной посадке. Внутренние диаметры d1 и d2 могут отличаться друг от друга или могут быть равны
d1≠d2, d1=d2.
Таким образом, оправка выполняет две функции: во-первых, фиксирует и центрирует ось симметрии трубы относительно оси тягового устройства, во-вторых, ограничивает «раздутие» гофров профильной части трубы при несовершенном процессе прокатки.
Рисунок 4 – Способ изготовления спирально-профильных труб
3. Определение размеров и формы заготовки
Представление возможных вариантов изготовления детали
На схеме ниже представлены эти способы.
Рисунок 5 – Способы изготовления детали
Существует несколько способов изготовления этой детали. Штамповка с использованием поступательного движения штампов, вращательного движения инструмента, электрогидроимпульсной штамповкой и штамповка взрывом. В качестве заготовки можно использовать как трубу, так и лист. Так же эту деталь можно сделать в один этап или два. Одновременное формирование гофр и заворачивание листа в цилиндр или сначала сделать гофры, а потом на другом оборудовании сделать цилиндр. Но выбирая тот или иной способ изготовления нужно ссылаться на основные параметры:
1. Материал
2. Геометрические параметры
2.1. Отношение толщины к диаметру
2.2. Отношение диаметра заготовки к диаметру конечному
2.3. Отношение радиуса гофры к толщине листа
3. Производительность
4. Экономические факторы
5. КИМ
6. Наличие оборудования (универсальное специальное)
7. Качество
7.1. Квалитет точности
7.2. Шероховатость
7.3. Механические свойства
7.4. Химические свойства
8. Механизация и автоматизация
5. Кинематика процесса штамповки на прессе
В данном разделе приводится кинематические схемы движения оснастки. Так же Приведена маршрутная технология изготовления детали. P1 – усилие прижима, P2 – усилие подачи, P3 – усилие
Рисунок 6 – шаг №1
Рисунок 7 – шаг №2
Рисунок 8 – шаг №3
Рисунок 8 – шаг №4
Рисунок 8 – Готовая деталь
Выводы
В заключении можно сказать, то в данной работе проведен анализ конструкции детали. Были найдены патенты, связанные со способами ее изготовления, на которые возможно я буду ссылаться в дальнейшем. Предложен вариант штамповки детали на гидравлическом прессе, но необходимо узнать, что покажет моделирование процесса гибки профиля и подгибки на цилиндр.