Во время дождя мощё(1)ая гранё(2)ыми плитами мостовая мгнове(3)о превращалась в беше(4)ый водя(5)ой поток.
Самостоятельная работа №6
1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Назначение заказников — сохранение целостности, восстановление природных компонентов, поддержание общего экологического баланса, поэтому вовлечение их владений в хозяйственный оборот без ущерба природным компонентам, которые необходимо сохранить, невозможно.
2) Назначение заказников — сохранение целостности и восстановление природных компонентов, поэтому вовлечение их владений в хозяйственный оборот возможно только при отсутствии ущерба природным компонентам, которые необходимо сохранить.
3) Вовлечение владений заказников в хозяйственный оборот возможно только при отсутствии ущерба природным компонентам, которые необходимо сохранить, ведь назначение заказников состоит в сохранении целостности и восстановлении природных компонентов.
4) Природные заказники были созданы для того, чтобы восстановить отдельные природные компоненты, поэтому если озеро находится на территории заказника, то рыбу в нём ловить нельзя.
5)В последние десятилетия владения природных заказников на территории Российской Федерации всё чаще вовлекаются в хозяйственный оборот, причём в ущерб редким или промысловым животным, растениям, которые требуется сохранить на конкретной площади.
(1)Природные заказники были созданы для того, чтобы способствовать сохранению целостности и восстановлению отдельных природных компонентов. (2)<....> владения заказника частично вовлекаются в хозяйственный оборот, однако не в ущерб редким или промысловым животным, растениям, которые требуется сохранить на конкретной площади. (3)Так, например, если озеро находится на территории заказника, то в нём нельзя ловить рыбу, но воду из него можно потреблять для бытовых нужд. |
2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении текста?
Тем не менее
А
Во-первых,
При этом
Вместе с тем
3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РЕДКИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
РЕ́ДКИЙ, -ая, -ое; -док, -дка, -дко, -дки и -дки; реже; редчайший.
1. Состоящий из далеко расположенных друг от друга частей, не густой; не плотный. Редкая бородка. Редкие зубы. Р. лес (не густой). Редкая ткань (не плотная).
2. Расположенный на большом расстоянии друг от друга. Редкие станции.
3. Состоящий из отдалённых друг от друга моментов. Редкие выстрелы. Р. пульс.
4. Повторяющийся, появляющийся через большие промежутки времени. Р. случай. Р. гость. Редкие металлы. Человек редкой доброты. Редко (нареч.) видеться.
4.В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.
бАнты
зАгнутый
черпАть
прозорлИвый
надОлго
5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
СЫТНЫЙ тётушкин суп понравился всем детям.
Он был СКРЫТНЫМ человеком и никому не доверял своих секретов.
На краю города сохранился старый ЯБЛОЧНЫЙ сад с раскидистыми деревьями.
Выступление юного скрипача было настолько ЭФФЕКТНЫМ, что публика аплодировала стоя.
В читальном зале хранятся ГОДОВЫЕ подшивки газет и журналов.
6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
опытные ИНЖЕНЕРА
КРАСИВЕЕ дочери
в ТЫСЯЧА девятисотом году
полки для КУХОНЬ
ЗАЕЗЖАЙ завтра
7.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложноподчинённого предложения В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) неправильное употребление имени числительного | 1) Все выступающие твёрдо уверены в необходимости продолжить дискуссию после соответствующих экспериментов. 2) О своём отношении к классической музыке В. П. Астафьев написал в очерке «Постскриптуме». 3) Среди сподвижников молодого царя, прежде хранившим верность своему повелителю, послышался возмущённый ропот. 4) Все, кто любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и писателей: А.С Пушкина, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. 5) Тренер сказал нам о том, чтобы мы передали пловцам его распоряжение. 6) Пятерым медицинским сёстрам для работы в новых условиях необходимо было пройти курсы повышения квалификации. 7) А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» затронул ту же тему, которую потом стали разрабатывать другие писатели-классики. 8) Можно говорить о том, что уже на самом раннем этапе творчества психолингвист А. Р. Лурия предпринял первые шаги в разработке проблемы социальной обусловленности речевого развития. 9) Комната, вместив в себя огромное количество мебели, не казалась тесной. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
8.Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
м...касины
вым..кнуть
д..летант
м..кароны
предск..зание
9.Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
ра..шифровать, ра..твориться;
от..двинуть, поз..вчера;
от..грать, по..грать;
пр..открыть, непр..станно;
неот..емлемый, коп..ё.
10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
неразборч..вый
высме..вающий
заботл..вый
запечатл..вать
завистл..вый
11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
ка..вшийся
бор..шься
встреч..нный
догон..шь
сгора..шь
12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(Не)сули журавля в небе, дай синицу в руки.
Вы всё-таки оказались (не)правы, Степан Ильич!
Райский считал себя отнюдь (не)отсталым человеком.
Местное население разговаривало на (не)понятном языке.
В мечтах он открывал ещё (не)исследованные земли.
13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ОТ)ТОГО, как пройдёт эта встреча, зависит многое, (ПО)ЭТОМУ я так волнуюсь.
В солнечный день на опушке леса собрались осинки, КАК(БУДТО) им стало холодно и они вышли погреться, как в деревнях люди выходят из дома и (В)МЕСТЕ сидят на завалинках.
(ОТ)ЧЕГО люди не летают и (ПО)ЧЕМУ нет у них крыльев?
Иван Петрович постоял с закрытыми глазами, КАК(БЫ) собираясь с мыслями, ЧТО(БЫ) произнести заключительное слово.
Миша молча наблюдал за спорящими братьями, Василий ТАК(ЖЕ) (В)ТЕЧЕНИЕ всей дискуссии не произнес ни слова.
14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Во время дождя мощё(1)ая гранё(2)ыми плитами мостовая мгнове(3)о превращалась в беше(4)ый водя(5)ой поток.
15.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) В саду было множество красивых и редких цветов и несколько плодовых деревьев.
2) Василий считался не только опытным но и весьма перспективным сотрудником.
3) В воскресенье мы опять пойдём гулять в парк или отправимся в музей или посмотрим новый фильм в кинотеатре.
4) Во дворе дети увидели только собаку на цепи да десяток кур.
5) Предлагаемый вам учебник будет полезен как начинающим музыкантам так и профессионалам.
16.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.