II. Основы газетной верстки

I. Работа с текстом

Основы типографики

Шрифт — это комплекс визуально различных, но единообразно спроектированных знаков всего алфавита, включая буквы, цифры, денежные символы и прочие знаки.

Гарнитурой называется совокупность или коллекция шрифтов, которые обладают определенным сходством.

Каждая гарнитура должна обладать одним и тем же изгибом засечек, соотношением углов или межбуквенных просветов. В индивидуальном облике различных шрифтов гарнитуры должна, однако, наблюдаться некоторая вариантность. Они могут иметь различную насыщенность штрихов, разный рост, ширину знаков или углы наклона.

II. Основы газетной верстки - student2.ru

Рис. 1. Пример шрифтов семейства Arial.

Большинство гарнитур делятся на две основные группы — сериф (шрифт с засечками) и сан-сериф (шрифт без засечек).

У серифа есть маленькие засечки по краям каждой буквы. Для этих шрифтов характерно также наличие тонких и широких штрихов и плавное изменение их толщины. Наиболее распространенная серифная гарнитура — гарнитура Times.

Засечки в нижней части знаков подчеркивают горизонтальную базовую линию, помогающую при формировании слова связать буквы вместе. Верхние же засечки вносят свой вклад в уникальный вид шрифта и способствуют удобочитаемости. Засечки у срочных букв имеют наклон и присоединяются к главным штрихам с помощью искривленной линии, делая плавный переход от широкого штриха к тонкому. Такие шрифты весьма подходят для непрерывного чтения, когда глаза без задержки скользят по строкам.

История серифных гарнитур ведет свое начало от периода эпохи Ренессанса. В это время витиеватые и тяжелые на вид готические шрифты заменяются, простыми, тонкими и более изысканными формами антиквы (Roman).

II. Основы газетной верстки - student2.ru

Рис. 2. Примеры гарнитур с засечками.

К серифным шрифтам относят также брусковые шрифты, отличающиеся тем, что имеют засечки, ограниченные прямыми линиями.

Такие шрифты формируются из штрихов равной ширины, подобно шрифтам без засечек. Форма засечек прямоугольная или брусковая, причем имеет ту же ширину, что и основные штрихи буквы. Поскольку засечки имеют строго прямоугольный вид, похожий на стальные балки, то читающему придается чувство силы, стабильности и резкости. Они реже используются для набора основного текста, потому что их не столь просто читать в сравнении со шрифтами с более изящными засечками. Брусковые шрифты лучше смотрятся в рекламных, плакатных заголовках и объявлениях.

К брусковым шрифтам относится Courier New.

В сансерифных шрифтах засечки отсутствуют.

Для таких шрифтов характерны подчеркнуто геометрическая форма, штрихи одинаковой толщины, аккуратные и открытые, обладающие значительной высотой строчные буквы. Шрифты без засечек наилучшим образом подходят для оформления заголовков; они используются при проектировании логотипов, в информационных бюллетенях и фирменной документации.

Шрифты без засечек уместно использовать для основного газетного текста, если газета печатается на бумаге среднего и низкого качества. На плохой бумаге маленькие изящные засечки расплываются при впитывании типографской краски, и текст становится неудобочитаемым.

II. Основы газетной верстки - student2.ru

Рис. 3. Примеры сансерифных гарнитур.

Существуют и другие группы шрифтов — например, рукописные и декоративные шрифты. Они используются в случае, когда надо достичь особого эффекта. Однако документ, насыщенный такими шрифтами, неудобочитаем, поэтому их следует избегать, если объем текста превышает строку или включает несколько предложений.

Насыщенностью шрифта называют степень «черноты» или «светлоты» букв, зависящую от толщины штрихов и независящую от их размеров. Как правило, гарнитура шрифта включает в себя средний (medium) и жирный (bold) варианты насыщенности.

Наклон шрифта определяется углом, который его знаки образуют с вертикальной осью. В связи с этим существует прямой шрифт и наклонный.

Термином начертание шрифта обозначают комплект знаков определенного рисунка. Начертание может быть нормальным, полужирным, курсивным, подчеркнутым, выворотным, оттененным. В компьютерном наборе появляются новые различные начертания: верхний индекс, нижний индекс, утопленный, приподнятый и др.

Есть существенные различия между курсивным (italic) и наклонным (oblique) начертаниями шрифта. Первый — это специальный шрифт, существующий самостоятельно и являющийся производным от некоторого оригинального шрифта. Наклонный шрифт — это такой шрифт, которому механически был придан некоторый наклон без изменения оригинальной формы букв.

Высота шрифта называется кегль и измеряется в пунктах (1 пункт = 1/72 дюйма) — от линии высоты прописного знака до линии нижних выносных элементов (см. рис. 4).

II. Основы газетной верстки - student2.ru

Рис. 4. Анатомия шрифта

a — нижний выносной элемент; b — высота x; с— верхний выносной элемент; d — высота прописного знака; e — кегль шрифта; f — линия нижних выносных элементов; g — базовая линия; h — линия строчных знаков; i — линия прописной буквы; j — линия верхних выносных элементов.

Различные шрифты с одинаковым кеглем могут выглядеть по-разному.

12-пунктовый Impact выглядит крупнее по сравнению с 12-пунктовой «Академией».

Это связано с тем, что соотношение в росте строчных и прописных букв у разных шрифтов различное, а визуальный «вес» шрифта определяют именно строчные буквы, поскольку в тексте их большинство. Поэтому многие дизайнеры предпочитают использовать параметр высота x — высота обыкновенной буквы нижнего регистра (буквы x).

Шириной шрифта называют относительную ширину его букв. Степень ширины может измеряться от сверхсжатой до сверхширокой с целым рядом промежуточных значений и обычно обозначается в процентах как доля от изначальной ширины знаков. От этой характеристики существенно зависит количество текста, размещаемого на одной странице.

Ширину изменяют, например, при газетной верстке, чтобы статья (или ее заголовок) заняла точно отведенное под нее место. Профессионалы негативно относятся к этой мере. Изменение ширины знаков нарушают пропорции, тщательно выверенные разработчиком шрифта, и приводят к появлению уродливых нечитабельных букв.

Вместо ручного изменения ширины знаков рекомендуется отыскать в гарнитуре данного шрифта другой профессионально разработанный шрифт с нужными пропорциями. Как правило, популярные гарнитуры включают в себя такие варианты шрифта как сжатый (condensed), узкий (narrow), средний (medium), сверх (ultra, extra) и широкий (expanded).

Межбуквенный пробел или трекинг определяет интервал между отдельными буквами в слове. Этот параметр влияет на визуальное равновесие слов.

Если межбуквенные пробелы слишком велики, возникают трудности в быстром различении пробелов между словами, что существенно замедляет скорость чтения. Если же межбуквенное пространство слишком сжато, становится трудно различать отдельные буквы, что также препятствует скорости чтения.

Тем не менее, при газетной верстке изменение трекинга — уплотнение или разрядка букв — меньшее из всех зол, на которое приходится идти, чтобы втиснуть статью в рамки, заданные макетом. При этом максимально допустимым считается изменение трекинга от +7 до -4 единиц между знаками.

Дополнительные проблемы межбуквенного пространства связаны с выключкой текста по ширине (когда текст выравнивается по левому и по правому краям одновременно). В результате программа вынуждена вычислять оптимальные значения пробелов, распределяя между ними остаток строчного пространства. Это может привести к непропорциональному и эстетически неряшливому виду текста (особенно, если ширина колонки мала).

Кернинг означает изменение пробелов между парами букв внутри слова. Цель кернинга состоит в том, чтобы достичь равновесия оптического пространства между буквами в слове. Необходимость в применении кернинга связана с тем, что пробелы между некоторыми парами букв визуально отличаются от остальных. К числу таких пар могут относиться VA, LV, LT, ГА и др. Как правило, в современных шрифтах кернинговые пары учтены.

Интерлиньяжем называется пробел между строками. Он отмеряется от базовой линии одной строки до базовой линии другой строки. Подходящий интерлиньяж помогает скользить взглядом со строки на строку и обеспечивает наилучшее восприятие текста. Как и сам шрифт, интерлиньяж измеряется в пунктах. Наиболее подходящим считается интерлиньяж, равный 120% от кегля шрифта.

Чтобы уместить текст в отведенные для него границы, верстальщик или дизайнер может изменить интерлиньяж текстового фрагмента. Однако при верстке газеты или другого многоколоночного издания необходимо отслеживать, чтобы интерлиньяж в соседних колонках непременно оставался равным, т.е. соседние строки располагались на одной горизонтали.

Шрифты в ЭВМ

Шрифты в ЭВМ хранятся в виде файлов, содержащих информацию, которая необходима программам при отображении документа на экране или распечатывании на бумаге. Как и все графические объекты в ЭВМ, шрифты могут быть векторными и растровыми.

Символы растровых шрифтов представляют собой матрицу точек. При увеличении таких символов качество изображения резко теряется, края становятся похожими на лестницу. Однако такие шрифты быстро отображаются на экране монитора (который сам представляет собой матрицу точек — пикселей), поэтому часто используются для отображения информации на экране. Очевидно, что растровые шрифты должны включать в себя варианты начертания для различных кеглей.

При печати документов используются векторные шрифты. Символы векторных шрифтов представляют собой контур, составные элементы которого описываются математическими формулами. Векторные шрифты прекрасно масштабируются, поэтому нет необходимости хранить в компьютере шрифты разных размеров.

История развития цифровых шрифтов насчитывает три типа, используемых для допечатной подготовки: Adobe Type 1, Adobe Type 3 и TrueType.

В 1985 годы фирма Adobe создала язык описания страниц PostScript, который стал фактическим стандартом для передачи информации между системами разработки страниц (текстовые редакторы, программы верстки, графические редакторы) и системами отображения документов (принтерами высокого разрешения, фотовыводными устройствами и др.). PostScript — векторно-ориентированный язык, созданный специально для программирования графики. Этот стандарт поддерживается каждым современным принтером. Шрифты Type 1 и Type 3 были разработаны фирмой Adobe в соответствии с этим стандартом.

II. Основы газетной верстки - student2.ru Шрифты Type 1 состоят из двух файлов — экранного шрифта и шрифта принтера. Экранный шрифт является растровым и используется для вывода информации на экран монитора. При установке он заносится в специальную системную папку операционной системы (в Windows такой папкой является FONTS). Шрифты принтера являются векторными. Стоит заметить, что экранный вариант шрифтов Type 1 может незначительно отличаться от принтерного варианта, что, конечно, является недостатком технологии. Однако фирма Adobe разработала программу по управлению шрифтами — Adobe Type Manager. Эта системная программа устраняет недостатки: шрифты на экране и при печати выглядят идентично.

Векторный вариант шрифта Type 1 описывается кривыми третьего порядка, называемыми кривыми Безье.

Кроме того, в 1996 году появилась новая программа — ATM Deluxe. Она обладает всеми возможностями Adobe Type Manager, но позволяет кроме этого создавать и управлять наборами шрифтов.

Дело в том, что шрифты, установленные в системную папку, загружаются при запуске компьютера в его оперативную память, что сказывается на производительности системы. Как правило, не рекомендуется держать в системной папке более 50 шрифтов. Однако каждый новый проект (очередная книга, рекламный буклет и пр.) может потребовать новых шрифтов, в результате чего системная папка неотвратимо перегружается. С помощью утилиты ATM Deluxe шрифты можно объединять в наборы (например, набор шрифтов, необходимый для верстки книги «Три поросенка») и, не помещая их в системную папку, подгружать и удалять из системы по мере необходимости прямо в процессе работы.

II. Основы газетной верстки - student2.ru Шрифты Type 3, призванные усовершенствовать технологию Type 1, являются относительно новыми и непроверенными, поэтому грозят потенциальными неприятностями. Опытные допечатники не рекомендуют использовать их в своих проектах.

Формат TrueType был разработан фирмами Apple и Microsoft, не желавшими примириться с господством на этом рынке сравнительно мелкой фирмы Adobe. Все системные шрифты, поставляемые вместе с операционной системой Windows, относятся к формату TrueType. Большинство шрифтов, свободно распространяемых по Интернету, также относится к этому формату. Положительной особенностью TrueType является то, что растровая версия для монитора и векторная версия для принтера хранятся в одном файле, для установки которого достаточно просто поместить его в системную папку.

Для формирования контура символа в шрифтах TrueType используются кривые второго порядка. Каждый участок контура задается двумя точками (границами участка) и направлением линии на каждой из границ. Часто для задания направления используется третья точка, лежащая на пересечении касательных к кривой на ее концах. Символы PostScript-шрифта являются более гладкими, чем TrueType за счет использования кривых более высокого порядка.

II. Основы газетной верстки

Верстка статьи

Среди многочисленных элементов газетной полосы всего четыре являются необходимыми. Заголовок, текст, фото, и комментарий к фото — из этих элементов складывается статья.

Заголовок — крупная надпись, сопровождающая статью. На газетной полосе он выполняет четыре задачи:

· вкратце отражает содержание статьи;

· дает понять, что приоритетно, а что второстепенно;

· заманивает читателя;

· организует материал на странице.

Заголовки современных газет, как правило:

· написаны как обычный текст (т.е. с соблюдением традиционных правил использования заглавной и строчной буквы)

В XIX веке заголовки обычно набирались заглавными буквами. У заглавных букв нет выносных элементов, поэтому набранные заглавными буквами слова не имеют индивидуальной формы и хуже воспринимаются читателем.

· выровнены по левому краю

· чаще бывают широкими, чем узкими

· совсем необязательно содержат подзаголовки

В XIX веке вслед за основным заголовком принято было располагать до 15 дополнительных подзаголовков (все это хозяйство размещалось в узкий столбец одноколоночной ширины). За современным заголовком следует не больше одного подзаголовка — в том случае, если собственно в заголовке не отражается содержание статьи (например, «Ура чемпионам!», «Необыкновенная удача» или «К нам гости»).

Ниже приводятся возможные варианты оформления заголовка

       
 
Рис. 5. ШАПКА. Стандартный вариант верстки.  
 
Рис. 6. ПРОТАЛКИВАТЕЛИ. Подводят к заголовку с помощью слова или фразы, привлекающей внимание. Проталкиватель обычно меньше по размеру, чем основной заголовок, и контрастирует с ним по стилю и оформлению.  
II. Основы газетной верстки - student2.ru II. Основы газетной верстки - student2.ru

           
 
Рис. 7. ТРЕНОГИ. Заголовок состоит из трех частей: слово или фраза жирным шрифтом (часто заглавными буквами) и две строки подзаголовков справа. Такие заголовки производят сильный эффект, поэтому используются только в особых случаях.
 
   
Рис. 4. ШАПКА. Стандартный вариант верстки.  
 
Рис. 5. ПРОТАЛКИВАТЕЛИ. Подводят к заголовку с помощью слова или фразы, привлекающей внимание. Проталкиватель обычно меньше по размеру, чем основной заголовок, и контрастирует с ним по стилю и оформлению.  
II. Основы газетной верстки - student2.ru II. Основы газетной верстки - student2.ru

Рис. 8. ДАМСКОЕ СЕДЛО. Заголовок можно «припарковать» рядом со статьей, а не на ней. Вариант подходит для вставки статей в горизонтальные пустоты.    

«Зонтик» — заголовок, охватывающий несколько самостоятельных, но близко связанных статей.

Число строк в классическом заголовке зависит от ширины статьи (в колонках). Узкие новостные ленты сопровождаются многострочными заголовками сравнительно небольшого кегля. Над широкими статьями помещается крупный заголовок в одну строку. Рекомендуемое число строк для заглавий различной ширины приведено в таблице:

Ширина статьи (в колонках)
Число строк в заголовке 3-4 2-3 1-2

Если заголовок укладывается в несколько строк, необходимо разбивать его по наиболее слабым местам. Ни в коем случае не должны оказываться на разных строках части устойчивых словосочетаний. Например, заголовок «Путин приедет в Саратов» может выглядеть как:

Путин
приедет в Саратов

или

Путин приедет
в Саратов

но ни в коем случае не так:

Путин приедет в
Саратов

Текст — собственно статья. Главный строительный материал в газетном деле. Серое вещество, передающее большую часть информации, содержащейся в газете.

Главной структурной единицей текста с точки зрения верстки является абзац. Для отделения абзацев друг от друга используется красная строка либо вертикальный отступ. Второй способ характерен для Интернет-сайтов, иногда используется в книжной верстке и абсолютно неприемлем для газеты.

При разбиении текста на абзацы возникают висячие строки. Они бывают двух типов. Висячей строкой называют первую строку абзаца, которая оказалась последней в своей колонке или последнюю строку абзаца, которая оказалась в колонке первой. Такое негармоничное разбиение абзаца по колонкам несет негативный художественный и смысловой оттенок, поэтому висячих строк следует избегать. Почти все программы верстки имеют опцию, которая не позволяет «отщепить» от абзаца одну строку (две «отщепленные» строки так же нежелательны, но допустимы). Висячей строкой называется также последняя строка абзаца, если ее длина меньше четверти ширины колонки. Худший случай — когда в такой строке остаются две-три буквы (последний слог абзаца).

Для борьбы с висячими строками второго типа применяют изменение трекинга. Уменьшив трекинг во всем абзаце, можно «втянуть» висячую строку, а, увеличив — сделать ее достаточно длинной.

Уменьшение или увеличение трекинга выбирается исходя из ситуации на полосе. Если данная статья с трудом вписывается в отведенное для нее пространство, разумно трекинг уменьшить, а если в хвосте статьи «дырка», — увеличить. При наличии дырки трекинг следует увеличить также и в тех абзацах, где последняя строка почти целиком тянется до конца колонки. Тем самым статья удлинится, а разделение на абзацы станет более наглядным.

С висячими строками первого типа бороться труднее. Просто перенести одну строку в следующую колонку нельзя, так как соседние колонки будут заканчиваться на разной высоте. Поэтому необходимо уменьшить или увеличить размер одного из предыдущих абзацев за счет трекинга.

Текст газетной статьи разбивается на колонки. В зависимости от стиля, которого придерживается издание, ширина колонки может быть фиксирована для всей газеты, либо выбираться произвольно для каждой статьи. В последнем случае достигается большая гибкость, а в арсенале верстальщика появляется дополнительный прием визуального разделения соседних материалов.

Ширина колонки зависит от размера текста, т.е. от кегля шрифта, которым набран текст. По общему правилу, чем длиннее строки, тем больше должен быть кегль. Оптимальный размер газетного текста — 9-10 пт (довольно часто используется и кегль в 8 пт, но такой текст уже трудно читать пожилым людям со старым зрением).

Еще во времена металлического набора у наборщиков сложилось профессиональное наименование кеглей различного размера, которые и в наше время употребляются типографиями: кегль 6 пт — нонпарель, кегль 8 пт — петит, кегль 9 пт — боргес, кегль 10 пт — корпус, кегль 12 пт — цицеро и т. д.

Оптимальная ширина газетной колонки составляет 5—6 см. Текст в колонке шириной уже 4 см или шире 9 см становится неудобным для чтения, а в первом случае велика также вероятность появления «белых пятен», что является недопустимой ошибкой верстки.

Оптимальная высота колонки находится в пределах от 5 до 25 см.

Строки во всех колонках должны обязательно располагаться на одном уровне. Это значит, что базовые линии строк в соседних колонках должны совпадать, даже если колонки относятся к разным материалам. Внутри одного материала опасность может возникнуть, если используются внутренние подзаголовки, которые сильно отличаются по кеглю от основного текста. Поэтому необходимо точно задавать величину отступа для подзаголовка, чтобы он занял по вертикали (вместе с этим отступом) целое число строк.

Б
Большой объем «неразбавленного» текста не привлекает внимания и делает скучной всю полосу. Поэтому если статья велика и не имеет иллюстративного сопровождения, можно использовать различные приемы, чтобы визуально разнообразить текст:

· уквица. Это первая буква абзаца, увеличенная до высоты нескольких
строк (обычно 2 или 3), обычно «утопает» в абзаце. Может использо-
ваться для выделения разделов большого материала, а также в начале статьи, когда заголовок по каким-либо причинам не простирается над первой колонкой.

· Врезка представляет собой цитату из статьи (или её анонс), набранную увеличенным кеглем и размещенную внутри статьи в самостоятельном блоке. Блок может быть выделен рамкой. Как правило, блок с врезкой со всех сторон обтекается основным текстом, хотя при этом существует опасность нарушить одно из основных правил верстки статьи (см. ниже).

· Выделение фрагментов текста. Можно использовать полужирное или курсивное начертание, чтобы акцентировать внимание читателя на ключевых фразах материала и в то же время «украсить» текст. Полужирный шрифт привлекает внимание независимо от контекста, его используют для того, чтобы заставить прочитать выделенную фразу тех читателей, которым статья целиком неинтересна. Если же необходимо акцентировать внимание по ходу чтения, следует использовать курсив, который не притягивает взгляд читателя, еще не добравшегося до нужного места. Очень часто начертание используется при оформлении интервью для выделения вопросов журналиста.

Подчеркивание же необходимо применять с осторожностью. Оно ухудшает читаемость текста, поскольку буквы теряют часть индивидуальности. Более трёх строк вообще никогда нельзя подчеркивать.

· Выворотка и фон. Вывороткой называют белый текст на черном фоне. Может использоваться при оформлении врезки, дополнительного материала, который подверстан к основному, или для всего материала. Последнее нежелательно, т.к. большой объем текста на выворотке читается с трудом. Выворотка тяжеловесна, она оттягивает взгляд читателя; злоупотреблять ей не стоит. В целях выделения предпочтительнее использовать цветной или серый фон. Фон должен быть достаточно светлым, чтобы текст на нем свободно читался: не рекомендуется оттенок серого выше 30%, а для плохой бумаги — выше 15%.

Фотография привлекает взгляд читателя больше любых других элементов и способна заинтересовать его материалом.

Фотографии бывают трех конфигураций. Горизонтальная форма наиболее распространена, поскольку человеку свойственно видеть мир в горизонтальной плоскости. Вертикальная конфигурация считается наиболее динамичной. Квадратные фото самые скучные и многие верстальщики стараются вообще избегать этой формы, однако главное в фотографии, конечно, содержание.

Размер фотографии должен быть достаточным для того, чтобы все значимые детали можно было различить без напряжения. Предпочтительнее использовать одну крупную фотографию, чем несколько мелких. Фотографий 4x4 см и меньше следует избегать вообще.

Фотография может иметь направление (например, на фото кто-то бежит, указывает на что-либо, кидает мяч или это просто фотография человека, который смотрит в определенную сторону). Фото, имеющее строгую направленность, обязательно должно «смотреть» на текст, который оно иллюстрирует.

Существует ряд рекомендаций касательно содержания фото. Одна из самых ценных: лучше пренебречь снимком, иллюстрирующим статью буквально в пользу снимка, который интересно разглядывать. Если в статье идет отчет о пресс-конференции, посвященной уборке зерновых, то вместо круглого стола и чиновничьих физиономий за ним лучше дать фотографию работающего комбайна.

Как правило, содержание фотографии от верстальщика не зависит. В крупных редакциях существует должность ответственного секретаря, который помимо литературной обработки материалов должен заниматься подбором иллюстраций к статье. Но в небольших изданиях такой должности нет, и решение принимает редактор, зачастую предоставляя верстальщику возможность выбора из нескольких снимков или предлагая ему подобрать подходящее фото из архива.

При подборе иллюстраций следует избегать фотографий из клипартов — сборников изображений в цифровой форме на дисках, особенно из пиратских. Не касаясь проблемы авторского права, отметим, что тот же самый клипарт имеется в каждой второй редакции, поэтому эти фото узнаваемы. Не рекомендуется использовать фотографии с Интернет-сайтов, поскольку они оптимизируются с целью уменьшения размера и по качеству редко пригодны для печати. Сканировать изображения со старых газет или журналов тоже следует очень осторожно, поскольку при печати с низким разрешением возникает явление муар (будет рассмотрено ниже). Не стоит использовать одни и те же фотографии несколько раз.

Коллаж представляет собой фрагменты различных фото, объединенных в единую композицию. Коллаж может быть очевидным, а может, благодаря искусству дизайнера, восприниматься как «правдивая» фотография. Чтобы не вводить читателя в заблуждение, коллаж должен сопровождаться надписью: «Коллаж <имя автора>». Рядом с каждой фотографией также следует указывать имя фотографа.

Комментарий к фото объясняет читателю, что происходит на фотографии, где и когда это случилось. Качественно написанный комментарий объясняет читателю, почему важны этот текст и заметка. К сожалению, этим элементом статьи часто пренебрегают.

Шрифт, которым набран комментарий, должен отличаться от шрифта основного текста. Размещается комментарий, как правило, под фото, но вполне допустимы варианты с выравниванием по его правой или левой стороне.

           
   
 
 
Можно разместить комментарий с рваным левым краем, выровненный по левой стороне фото. В этом случае он должен идти вдоль внешнего края страницы. Это удобно, поскольку он не будет сливаться ни с каким другим текстом.  
   
Комментарий можно расположить справа от фотоснимка с выравниванием по левому краю. Комментарий не должен быть слишком узким (а если он узок — то не слишком длинным). Лучше всего, если снизу от комментария останется достаточно «воздуха»  
 
 

Комментарий никогда не следует размещать на самой фотографии. Если у снимка есть маловыразительная область, которая, как будто, подходит для этих целей, следует кадрировать (обрезать) снимок.

В идеале каждое фото должно сопровождаться своим комментарием. Но иногда композицию из нескольких фотографий уместно сопроводить общим комментарием, расположив его так, чтобы он относился ко всем снимкам сразу.

Комментарий должен быть достаточно длинным, чтобы вкратце объяснить все детали фотографии. Содержание одних снимков очевидно и не нуждается в разъяснениях. Другие же (к примеру, архивное фото, произведения искусства, фотографии, не сопровождающиеся статьей) могут потребовать достаточно пространных описаний.

При взаимном размещении четырех составляющих статьи необходимо руководствоваться следующими непреложными правилами:

Наши рекомендации