Организация и технология приемки товаров

Приемка товаров по количеству и качеству является важной составной частью складского технологического процесса. Она предусматривает проверку выполнения поставщиками договорных обязательств по количеству, ассортименту и качеству товаров, их расфасовке и упаковке.

Приемка товаров должна осуществляться в соответствии с пра­вилам и, содержащимися в инструкциях «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров на­родного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству» (Приложения 34 и 35). Эти инструкции применяются во всех случаях, за исключением тех, когда государственными стандартами, техническими условиями или другими обязательными правилами не предусмотрен иной порядок приемки товаров по количеству и качеству. Следует иметь в виду, что в соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 октября 1997 г. N° 18 порядок приемки товаров по количеству и качеству, установленный данными инструкциями, может применяться только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки.

При приемке груза от органов транспорта следует руководствоваться нормативными документами, действующими на соответствующем виде транспорта.

Приемка товаров по количеству состоит в сверке фактиче­ски поступивших товаров с показателями транспортных и со­проводительных документов — счетов-фактур, товарно-транс­портных накладных, упаковочных листов.

Количество поступивших товаров должно определяться в тех же единицах измерения, которые указаны в сопроводитель­ных документах. Если отправитель указал не только массу това­ров, но и количество мест, то при приемке следует проверить как массу, так и количество мест. Массу насыпных, наливных и навалочных грузов определяют путем взвешивания транспорт­ных средств с содержащимся в них товаром или путем расчета массы этих грузов по объему и удельному весу.

Если на поступившие товары отсутствуют сопроводительные документы, то необходимо составить акт о фактическом количест­ве прибывших товаров с указанием, какие документы отсутствуют.

Порядок и сроки приемки товаров по количеству зависят от характера тары или упаковки, в которой поступил товар, его фи­зико-химических свойств, способа доставки и других условий.

Товары, поступившие без тары, в открытой или поврежден­ной таре, должны быть приняты по количеству в момент вскры­тия (разгрузки) транспортных средств, но не позднее сроков, установленных для их разгрузки. В этот же срок осуществляется приемка по массе брутто и количеству мест товаров, поступив­ших в исправной таре. Окончательная приемка товара (по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте) произво­дится одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а по скоропортящейся продукции — не позднее 24 ч с момента получения продукции от поставщика.

Для районов Крайнего Севера и других районов досрочного за­воза сроки приемки товаров по количеству удлинены до 60 дней для непродовольственных товаров, 40 дней — для нескоропортящихся продовольственных товаров и 48 ч для скоропортящихся товаров.

Приемку товаров по количеству осуществляют, как правило, путем сплошного подсчета единиц, меры или массы товара в данной партии (за исключением товаров в фабричной упаковке). Выборочная проверка количества товаров с распространени­ем ее результатов на всю партию допускается в случаях, преду­смотренных государственными стандартами, техническими ус­ловиями или договорами.

При обнаружении недостачи дальнейшая приемка приоста­навливается, составляется односторонний акт о выявленной не­достаче товаров. Лица, производившие приемку, должны при­нять меры к обеспечению сохранности поступившего товара.

Если выявлено несоответствие массы брутто отдельных мест массе, которая указана в транспортном или сопроводительном документе, на трафарете, то покупатель не должен вскрывать тару и упаковку.

Для продолжения работы по приемке товара и составления двустороннего акта необходимо вызвать представителя одногороднего отправителя (изготовителя) или, если это предусмотре­но договором или другими обязательными документами, пред­ставителя иногороднего отправителя (изготовителя). Представи­тель одногороднего поставщика должен явиться для участия в приемке товаров не позднее, чем на следующий день после по­лучения вызова (по скоропортящейся продукции — не позднее 4 ч после получения вызова); представитель иногороднего по­ставщика — в течение трех дней после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда.

В случае неявки представителя поставщика или если его вы­зов не обязателен, приемка товара производится с участием:

представителя другого предприятия, выделенного руководи­телем этого предприятия;

представителя общественности предприятия-получателя, ко­торый назначается руководителем предприятия из числа лиц, утвержденных решением профсоюзного комитета.

С согласия отправителя (изготовителя) приемка товаров мо­жет быть произведена односторонне предприятием-получателем.

Представитель, выделенный для участия в приемке товаров, должен иметь удостоверение, которое выдается на каждую приемку в отдельности.

После завершения окончательной приемки товаров должен быть составлен акт, в котором указывают: дату и номер, место приемки и составления акта; время начала и окончания прием­ки; наименование получателя и его адрес; фамилию, имя и отче­ство лиц, участвующих в приемке, место работы и занимаемые должности; дату и номер доверенности на участие в приемке, а также сведения о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки товаров по количеству. В нем следует указать наиме­нование и адрес отправителя (изготовителя), дату и номер теле­графного вызова, дату и номер транспортного документа, сче­тов-фактур, время доставки груза на склад. Если при поступле­нии груза был составлен коммерческий акт, то в акте о недоста­че товара указывают дату и его номер. Здесь же должны содер­жаться сведения о том, какой массой или за чьими пломбами отгружены товары; об общей фактической массе и массе, зна­чащейся по документам; о массе каждого места, в котором об­наружена недостача; каким способом определено количество недостающих товаров; каковы точное количество недостающих товаров и их стоимость. Очень важно дать в акте заключение о причинах и месте образования недостачи.

Если в процессе приемки товаров выявлены излишки, то в акте следует отразить точные данные о них. Акт о приемке то­варов по количеству должен быть подписан всеми лицами, при­нимавшими в ней участие, и утвержден руководителем пред­приятия-получателя не позднее, чем на следующий день после его составления.

К акту о недостаче или излишках товаров должны быть при­ложены копии сопроводительных документов, упаковочные яр­лыки, этикетки и пломбы тарных мест, в которых установлена недостача, удостоверение представителя, выделенного для уча­стия в приемке, односторонний и коммерческий акты, а также другие документы, которые могут свидетельствовать о недостаче.

Приемка товаров по качеству является важнейшей операци­ей технологического процесса складской переработки грузов. Она проводится с целью выявления качества и комплектности, поступивших на склад товаров и соответствия их требованиям государственных стандартов, технических условий, утвержден­ным образцам (эталонам).

Сроки приемки товаров по качеству могут быть предусмот­рены договорами по ставки, ГОСТами или техническими усло­виями. Во всех остальных случаях приемка товаров по качеству и комплектности проводится в следующие сроки:

при иногородней поставке — не позднее 20 дней, а по ско­ропортящейся продукции — 24 ч после поступления товаров на склад;

при одногородней поставке — не позднее 10 дней, а по ско­ропортящейся продукции — 24 ч после поступления товаров на склад.

Сроки приемки товаров по качеству удлинены для районов Крайнего Севера и других районов досрочного завоза до 48 ч по скоропортящимся товарам и до 40 дней по нескоропортящимся продовольственным товарам. Непродовольственные товары долж­ны быть приняты по качеству не позднее 60 дней с момента их по­ступления на склад. Одновременно с товаром осуществляется при­емка тары.

Приемка товаров по качеству проводится материально ответст­венными лицами с участием товароведов. На складах должны быть созданы необходимые условия для квалифицированной приемки товаров. С этой целью соответствующим образом оснащаются ра­бочие места товароведов-бракеров. Здесь должны быть в наличии необходимые ГОСТы, технические условия, образцы (эталоны) и т. п. Обычно производится сплошная проверка качества и ком­плектности товаров. Выборочная проверка допускается лишь в тех случаях, когда это оговорено в договоре, предусмотрено государ­ственными стандартам и или техническими условиями.

Приемке и оприходованию подлежат только доброкачествен­ные товары. Товары, не отвечающие установленным требованиям или кондициям, должны быть перемещены в экспедицию или гарантийную камеру на временное ответственное хранение, а поставщик в течение 10 дней должен распорядиться этими товарами.

В случае обнаружения несоответствия качества, комплект­ности, маркировки товаров, тары или упаковки установленным требованиям составляется акт, приемка товаров приостанавли­вается. Для участия в дальнейшей приемке вызывается предста­витель поставщика, о чем ему должно быть направлено уведом­ление (по телеграфу или телефону) не позднее 24 ч, а по скоро­портящимся товарам — сразу же после обнаружения несоответ­ствия качества товаров установленным требованиям.

Представитель иногороднего отправителя (изготовителя) дол­жен явиться для участия в окончательной приемке товаров не позднее чем в трехдневный срок после получения вызова. При этом время, необходимое для проезда, в этот срок не включается.

Представитель одногороднего поставщика обязан явиться не позднее, чем на следующий день (по скоропортящимся това­рам — не позднее 4 ч) после получения вызова.

Если представитель поставщика не явился в установленный срок или если его вызов был не обязателен, проверка качества товаров может производиться с участием представителя обще­ственности предприятия-получателя.

С согласия поставщика приемка товаров по качеству может быть произведена получателем в одностороннем порядке.

Документом, подтверждающим недоброкачественность, не­комплектность товара, отсутствие надлежащей маркировки, а так­же недоброкачественность тары и упаковки, является акт, который должен быть составлен в день окончания приемки, но не позднее установленных сроков. В нем приводятся точные сведения об об­наруженных недостатках, дается их характеристика, перечисляют­ся основания, по которым товары переведены в более низкий сорт. Здесь же должно быть заключение о причинах утраты качества товаров. Надлежаще оформленный акт с приложенными к нему соответствующими документами утверждается руководителем предприятия в трехдневный срок с момента его составления.

Акты об установлении расхождения в количестве или каче­стве поступивших товаров служат основанием для предъявления претензии поставщику. В претензии указывается наименование оптового предпри­ятия, предъявившего претензию, а также наименование пред­приятия, к которому предъявляется претензия, их адреса, номер претензии, дата предъявления. В ней должны быть сформулиро­ваны обстоятельства, послужившие основанием для предъявле­ния претензии, доказательства, подтверждающие изложенные в претензии обстоятельства, а также сумма требований заявителя и расчет этих требований. Претензия должна содержать ссылки на нормативные акты, договор или иные правоустанавливающие документы, а также почтовые, платежные реквизиты заявителя претензии. К ней должны быть приложены: акт о недостаче или недоброкачественности товаров, счет-фактура, транспортный документ, акт отбора проб, договор, на основании которого производилась поставка товаров, и другие документы, удосто­веряющие недостачу, порчу и некомплектность товара.

Претензия должна быть подписана руководителем или за­местителем руководителя оптового предприятия.

Ответ на претензию дается в письменной форме и подписы­вается руководителем или заместителем руководителя предпри­ятия, к которому она предъявлена.

В ответе на претензию должно быть указано: при полном или частичном удовлетворении претензии — признанная сумма, номер и дата платежного поручения на перечисление этой сум­мы или срок и способ удовлетворения претензии, если она не подлежит денежной оценке; при полном или частичном отказе в удовлетворении претензии — мотивы отказа со ссылкой на со­ответствующее законодательство и доказательства, обосновы­вающие отказ; перечень прилагаемых к ответу на претензию до­кументов, других доказательств.

При удовлетворении претензии, подлежащей денежной оценке, к ответу на претензию прилагается поручение банку на перечисление денежных средств с отметкой об исполнении (принятии к исполнению).

При полном или частичном отказе в удовлетворении претен­зии заявителю должны быть возвращены подлинные документы, которые были приложены к претензии, а также направлены до­кументы, обосновывающие отказ, если их нет у заявителя пре­тензии.

Ответ на претензию отправляется заказным или ценным письмом, по телеграфу, телетайпу, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование отправле­ния ответа на претензию, либо вручается под расписку.

В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии или неполучения в срок ответа на претензию заяви­тель вправе предъявить иск в арбитражный суд. Он предъявля­ется в виде искового заявления.

Исковое заявление — это требование к компетентному орга­ну о защите нарушенного права организации, предприятия, уч­реждения. Оно подлежит оплате государственной пошлиной. Направляется в арбитражный суд области, края, республики по месту нахождения ответчика. Отправляют его заказной коррес­понденцией или передают непосредственно в канцелярию суда.

В исковом заявлении указываются дата и номер заявления, наименования и адреса заявителя, ответчика и арбитражного суда. В нем должны быть сформулированы обстоятельства, по­служившие основанием для предъявления искового заявления, а также доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. Должна быть приведена сумма неустойки или стоимости недос­тающей продукции (товара).

К исковому заявлению должны быть приложены:

копия претензии и доказательство отсылки ее ответчику;

копия ответа на претензию (если имеется);

копия договора;

выписка из спецификации;

расчет неустойки или суммы претензии;

акт приемки продукции;

другие документы, обосновывающие исковые требования.

Исковое заявление должно быть подписано руководителем предприятия или его заместителем.

Наши рекомендации