Примерные темы контрольных работ

Дислалия

1. Определение дислалии.

2. Исторический аспект развития проблемы.

3. Формы дислалии.

4. Классификация функциональ­ной дислалии с учетом природы нарушения, актуального для ло­гопедического воздействия — фонематического или фонетическо­го, или их комбинаций.

5. Понятие уровней нарушенного произношения в отечествен­ной логопедии.

6. Простые и сложные дислалии.

7. Ме­ханическая (органическая) дислалия. Анатомическая патология органов артикуляции — разнообразные нарушения зубочелюстной системы, смыкания губ, укорочение подъязычной связки. Харак­тер нарушений звукопроизношения и возможности логопедичес­кого воздействия при данной патологии.

8. Современная классификация дислалии (Гриншпун Б.М.).

9. Этапы и приемы логопедического воздействия. Задачи каж­дого этапа работы.

10. Учет взаимосвязи звуков при выборе последовательности их постановки при сложной дислалии.

11. Сроки и про­должительность логопедических занятий.

12. Организация занятий с учетом ведущей деятельности ребенка и направленных на стимуляцию его познавательной активности.

13. Недостатки произношения звуков «Р»— «Р′» (ротацизм и параротацизм).

14. Характеристика фонем «Р» - «Р'». Описание правильного ук­лада органов артикуляции. Варианты нарушений фонем — иска­жения и замены.

15. Приемы постановки звука. Задачи подготовительного этапа — активизация кончика языка, форми­рование воздушной струи; выбор исходной сохранной фонемы для поста­новки Р-Р′; закрепление коммуникативных умений и навыков.

16. Недостатки произношения «Л»—«Л′» (ламбдацизм и параламбдацизм).

17. Характеристика фонем «Л»—«Л′». Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений фонем — ис­кажения и замены.

18. Артикуляционная гимнастика на подготови­тельном этапе постановки звука. Приемы коррекции фонемы. Зак­репление коммуникативных умений и навыков.

19. Недостатки произношения свистящих звуков «С» — «С′»; «3» — «3'»; «Ц» (сигматизм, парасигматизм).

20. Характеристика свистящих фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений — искажения и замены.

21. Значение артикуляционной гимнастики и выработка направленной воздушной струи (формирование круг­лой щели). Приемы коррекционной работы по постановке свистя­щих фонем в зависимости от вида нарушения. Закреп­ление коммуникативных умений и навыков.

22. Работа по формиро­ванию фонематического восприятия при парасигматизме.

23. Недостатки произношения шипящих звуков «Ш», «Ж», «Ч», «Щ».

24. Характеристика шипящих фонем. Описание правильного ук­лада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений — сигматизм и парасигматизм шипящих звуков.

25. Артикуляционная гимнастика и формирование направленной воздушной струи. При­емы и последовательность постановки. Выбор исходной сохранной фонемы для постановки шипящих. Зависимость методических приемов коррекции от вида нарушения. Закрепле­ние коммуникативных умений и навыков.

26. Тренировки по развитию фонематического восприятия в случаях замены звука.

27. Недостатки произношения «J» (йотацизм), «К» — «К′»; «Г» — «Г′»; «X» — «X'» (каппацизм, гаммацизм, хитизм).

28. Характеристика фонем. Описание правильного уклада орга­нов артикуляции. Причины и варианты нарушений, проявляющи­еся в искажениях и заменах звуков.

29. Артикуляционная гимнасти­ка, подготавливающая постановку звуков. Приемы исправления звуков. Зак­репление коммуникативных умений и навыков.

30. Развитие фонематического восприятия при заменах.

31. Замены звонких фонем глухими и наоборот. Причины нару­шений и способы коррекции.

32. Замена твердых фонем мягкими и наоборот. Варианты нарушений, их причины и способы устранения.

Литература

1.Беккер К.-Л., Совак М. Логопедия. — М., 1981.

2.Логопедия: Учеб. пособие / Под ред. Л.С. Волковой. — 3-е
изд. — М., 1998.

3.Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Леви­ной. — М., 1968.

4.Панов М.В. Русская фонетика. — М., 1967.

5.Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. —
М., 1989, 2000.

6.Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959.

Примерные темы контрольных работ

1.Реализация методологических принципов логопедии при
анализе речевого дефекта при дислалии.

2.Значение дидактических игр в автоматизации звуков и овладении коммуникативными навыками при полиморфной дислалии.

3.Некоторые взгляды на механизмы дислалии.

4.Логопедические технологии, используемые при обследова­нии произносительной стороны речи у детей.

5.Сравнительная характеристика произносительной сторо­ны речи у детей с дизартрией и дислалией.

6.Использование наглядно-дидактического материала в логопедической работе.

Наши рекомендации