Примерные темы контрольных работ
Дислалия
1. Определение дислалии.
2. Исторический аспект развития проблемы.
3. Формы дислалии.
4. Классификация функциональной дислалии с учетом природы нарушения, актуального для логопедического воздействия — фонематического или фонетического, или их комбинаций.
5. Понятие уровней нарушенного произношения в отечественной логопедии.
6. Простые и сложные дислалии.
7. Механическая (органическая) дислалия. Анатомическая патология органов артикуляции — разнообразные нарушения зубочелюстной системы, смыкания губ, укорочение подъязычной связки. Характер нарушений звукопроизношения и возможности логопедического воздействия при данной патологии.
8. Современная классификация дислалии (Гриншпун Б.М.).
9. Этапы и приемы логопедического воздействия. Задачи каждого этапа работы.
10. Учет взаимосвязи звуков при выборе последовательности их постановки при сложной дислалии.
11. Сроки и продолжительность логопедических занятий.
12. Организация занятий с учетом ведущей деятельности ребенка и направленных на стимуляцию его познавательной активности.
13. Недостатки произношения звуков «Р»— «Р′» (ротацизм и параротацизм).
14. Характеристика фонем «Р» - «Р'». Описание правильного уклада органов артикуляции. Варианты нарушений фонем — искажения и замены.
15. Приемы постановки звука. Задачи подготовительного этапа — активизация кончика языка, формирование воздушной струи; выбор исходной сохранной фонемы для постановки Р-Р′; закрепление коммуникативных умений и навыков.
16. Недостатки произношения «Л»—«Л′» (ламбдацизм и параламбдацизм).
17. Характеристика фонем «Л»—«Л′». Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений фонем — искажения и замены.
18. Артикуляционная гимнастика на подготовительном этапе постановки звука. Приемы коррекции фонемы. Закрепление коммуникативных умений и навыков.
19. Недостатки произношения свистящих звуков «С» — «С′»; «3» — «3'»; «Ц» (сигматизм, парасигматизм).
20. Характеристика свистящих фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений — искажения и замены.
21. Значение артикуляционной гимнастики и выработка направленной воздушной струи (формирование круглой щели). Приемы коррекционной работы по постановке свистящих фонем в зависимости от вида нарушения. Закрепление коммуникативных умений и навыков.
22. Работа по формированию фонематического восприятия при парасигматизме.
23. Недостатки произношения шипящих звуков «Ш», «Ж», «Ч», «Щ».
24. Характеристика шипящих фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений — сигматизм и парасигматизм шипящих звуков.
25. Артикуляционная гимнастика и формирование направленной воздушной струи. Приемы и последовательность постановки. Выбор исходной сохранной фонемы для постановки шипящих. Зависимость методических приемов коррекции от вида нарушения. Закрепление коммуникативных умений и навыков.
26. Тренировки по развитию фонематического восприятия в случаях замены звука.
27. Недостатки произношения «J» (йотацизм), «К» — «К′»; «Г» — «Г′»; «X» — «X'» (каппацизм, гаммацизм, хитизм).
28. Характеристика фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений, проявляющиеся в искажениях и заменах звуков.
29. Артикуляционная гимнастика, подготавливающая постановку звуков. Приемы исправления звуков. Закрепление коммуникативных умений и навыков.
30. Развитие фонематического восприятия при заменах.
31. Замены звонких фонем глухими и наоборот. Причины нарушений и способы коррекции.
32. Замена твердых фонем мягкими и наоборот. Варианты нарушений, их причины и способы устранения.
Литература
1.Беккер К.-Л., Совак М. Логопедия. — М., 1981.
2.Логопедия: Учеб. пособие / Под ред. Л.С. Волковой. — 3-е
изд. — М., 1998.
3.Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1968.
4.Панов М.В. Русская фонетика. — М., 1967.
5.Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. —
М., 1989, 2000.
6.Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959.
Примерные темы контрольных работ
1.Реализация методологических принципов логопедии при
анализе речевого дефекта при дислалии.
2.Значение дидактических игр в автоматизации звуков и овладении коммуникативными навыками при полиморфной дислалии.
3.Некоторые взгляды на механизмы дислалии.
4.Логопедические технологии, используемые при обследовании произносительной стороны речи у детей.
5.Сравнительная характеристика произносительной стороны речи у детей с дизартрией и дислалией.
6.Использование наглядно-дидактического материала в логопедической работе.