Суммативное оценивание для выполнения учителями в их школах
Учителя регулярно суммирует то, чему ученики научились, так как понимание учениками эффективной оценки успеваемости является неотъемлемой частью их дальнейшего продвижения. Но это не является единственным способом использования оценивания в классе. Его применение целесообразно в целях составления отчета для родителей по успеваемости ребенка; в оказании помощи руководителю школы при распределении ученика в определенный класс, помощи ученику при выборе дополнительных предметов в обучении; формирования всех составляющих или отдельных составляющих внешней квалификации; предоставлении информации о результатах, достигнутых учениками в конкретной школе.
Надежность и достоверность являются главными принципами суммативного оценивания, проводимого учителем. Надежность предполагает степень предоставления подлинной и исчерпывающей информации об успеваемости ученика; достоверность требует необходимости оценивания всего, что может являться важным и принципиальным для оценки.
Мнение учителя, содержащее оценку деятельности ученика, является значимым, широко применяется как аргумент. В принципе, это объясняется тем, что учителя способны оценивать работы учеников более тщательно, чем какие-либо методы оценивания, разработанные внешкольными агентствами. Это обеспечивает как надежность (предоставляет больше информации, чем внешне разработанные методы оценивания), так и достоверность (обеспечивает достаточный диапазон доказательств) оценивания.
Высокая достоверность и оптимальная надежность вместе способствуют гарантированности процедуры оценивания, уверенности в ней.
Надежность оценивания может устранить такие проблемы как несправедливое или предвзятое оценивание, различие образцов, применяемых учителями, неспособность размышлять над важными аспектами понимания и навыков.
В разработке системы суммативного оценивания в классе, чрезвычайно важно помнить о том, как будут использованы результаты оценивания: намеренное использование или фактическое (иногда ненамеренное) использование.
Качественное суммативное оценивание в классе предусматривает:
- вовлечение учеников в мониторинг собственной успеваемости;
- понимание и способность учителя четко формулировать перспективы, к которым необходимо стремиться;
- умение учителя использовать разные методы при оценивании деятельности ученика;
- осуществление учителями отчетных процедур, позволяющих отслеживание обучения каждого ребенка, без необходимости письменного фиксирования хода и результатов этого обучения;
- умение учителя находить общий язык с каждым учеником.
Качественное суммативное общешкольное оценивание предусматривает:
- систематическое предоставление отчета о деятельности учеников учителями, ответственными за них;
- устранение различий стандартов, применяемых разными учителями, с целью устранения возможной предвзятости в суждениях;
- продуманное применение в школе результатов суммативного оценивания, полученных от учителей (свободное от формальности);
- ответственность в предоставлении информации об успеваемости ученика родителям/опекунам.
В целях обеспечения достоверности в оценивании, необходимо обратить особое внимание на качество тестов и заданий, подготовленных для проведения данной процедуры в классе. Например, большинство учителей среднего образования используют тестовые вопросы, заимствованные из учебников или прошлых экзаменационных заданий.
Обычный процесс оценивания в классе не всегда требует разработки определенных заданий и тестов. Во многих случаях достаточно оценивать успеваемость учеников во время ежеденевных занятий и подводить итоговую оценку на основе текущего оценивания.
Данная форма оценивания приемлема для учителей начальных классов, имеющих большую возможность систематизации информации о достижениях каждого ученика, нежели учителя-предметники средних классов.
Надежность оценивания не принципиальна в случае, если изначально предназначалась для использования внутри класса или школы. Также нет необходимости регулирования повседневного суммативного оценивания в классе, если основной целью является создание основы для дальнейшего обучения.
Надежность и достоверность необходимы только в том случае, если результаты оценивания предназначены для внешнего использования.
Качество подведения итоговой оценки учителем требует от него высокого мастерства.
В то же время, формативное оценивание учителей не должно искажаться требованиями суммативного оценивания, что является сложной задачей.
Black P & Wiliam D (2007): Масштабные системы оценивания: Разработка принципов, основанных на сравнении международных способов. Измерение, 5 (1): 1-53.