Производственная структура и формы специализации предприятия. Поточная и не поточная формы организации производственного процесса в логистике
производственная структура понимается состав цехов и производственных служб предприятия и характер связей между ними.
Цехи осуществляют различные функции, обеспечивающие выполнение планов в строго установленные сроки, в соответствии с производственным расписанием (планом производства). В свою очередь цехи располагают своей производственной структурой, в которую входят участки, а в структуру участков входят соответствующие рабочие места. Рабочее место – это первичное звено производственной структуры промышленного предприятия.
Вертикаль производственной структуры: цех -- участок – рабочее место
Выделяют две формы специализации:
Предметная/подетальная (по целевому признаку)
Технологическая (по функциональному признаку).
Предметная форма заключается в специализации подразделений на изготовлении одного или группы изделий, либо их частей. Если в пределах цеха или участка осуществляется законченный цикл производства изделия или детали, это подразделение называют предметно-замкнутым.
К преимуществампредметной специализации относят:
§ сокращение времени на транспортные перемещения,
§ упрощение оперативного планирования,
§ уменьшение производственного цикла,
§ сокращение себестоимости продукции.
Технологическая форма характерна тем, что производственное подразделение специализируется на выполнении однородных, технологических процессов и операций. Цехи и участки создаются по принципу общности основного технологического оборудования. По такому принципу могут создаваться литейные, кузнечные, механические, термические и другие цеха, токарный и шлифовальный участок в механическом цехе.
Преимущества технологической специализации заключаются в том, что она:
§ способствует применению наиболее рациональных, прогрессивных технологических способов обработки изделий,
§ способствует наиболее полному использованию оборудования,
§ обеспечивает гибкость производства при смене производственной программы.
К недостаткам относят:
§ необходимость формирования сложных технологических маршрутов,
§ усложнение межцеховых связей,
§ нарушается принцип прямоточности,
§ увеличивается производственный цикл,
§ усложняется оперативно-производственное планирование.
Существуют две формы организации ПП: поточное и не поточное.
Поточное производство – это форма организации производственного процесса, при котором все операции согласованы во времени, повторяются через строго установленные интервалы, все рабочие места являются специализированными и располагаются в соответствии с ходом технологического процесса.
Не поточная форма, которая применяется в основном в единичном, мелкосерийном и серийном производствах, часто понимается как преимущественно неупорядоченное движение предметов труда в пространстве, сочетаемое с прогнозированным движением во времени. Так происходит в первую очередь по причине неупорядоченного, неорганизованного движения предметов труда в пространстве.
20. Системы и методологии оперативного управления материальными потоками в логистике производства.
В процессе оперативного управления материальными потоками в производстве(ОУП) В основе оперативного управления лежит производственная программа, в рамках которой разрабатываются детализированные плановые задания для каждого производственного подразделения (цеха, участка, рабочего места) на определенный период времени, а также осуществляется текущее руководство производственного процесса и контроль его хода.
ОУП по сфере действия и соподчиненности подразделяется на два уровня:
межцеховое (на уровне предприятия)
внутрицеховое (на уровне цеха).
Межцеховое ОУП позволяет согласовывать деятельность производственных цехов предприятия по изготовлению деталей, узловой сборке и изделий. Координация деятельности на данном уровне позволяет распределить годовую и квартальную производственную программу предприятия во времени и по производственным подразделениям с тем, чтобы месячная программа каждого цеха и участка с учетом переходящих работ соответствовала их пропускной способности и согласовывалась со сроками комплектации и сдачи готовой продукции на склад.
На данном уровне разрабатываются производственные задания цехам и участкам основного, вспомогательного и обслуживающего производств на короткие отрезки времени в виде программ и графиков с указанием сроков запуска-выпуска продукции, при этом рассчитываются: данные о загрузке и пропускной способности оборудования и календарно-плановые нормативы.
На уровне внутрицехового оперативного планирования и управления месячная производственная программа цеха распределяется по дням и по рабочим местам, согласованно с работой участков и рабочих мест основного и вспомогательного производств, а также с учетом их полной загрузки и достижения сокращения производственного цикла изготовления конечного изделия.
На данном уровне разрабатываются сменно-суточные задания, в которых указывается номенклатура и количество изделий, подлежащих изготовлению в предстоящие сутки. На уровне рабочих мест разрабатываются рабочие наряды, в которых указывается шифр изделий, их количество, наименование операций и норма времени.
Основой ОУП служат системы оперативно-календарных расчетов, которые представляют собой методики выполнения плановых работ, включающие определение: планово-учетной единицы (первичного объекта планирования и учета объема производства); календарно-плановых нормативов (основных расчетных показателей моделирования хода производства); оформление плановой и учетной документации.
В соответствии с планово-учетной единицей выделяют несколько основных систем оперативно-календарных расчетов, которые зависят от производственных условий и, в основном, от типа производства.
Для логистики производства характерно использование ряда методов плановых расчетов движения материальных ресурсов в производстве:
· календарный (аналог MRP I),
· объемно-календарный (используемый в системах MRP II и ERP – типов)
· объемно-динамический
Календарный метод планирования (КМ), предназначен для определения конкретных сроков хода производства (запуска, выпуска изделий; опережений запуска, выпуск изделий, сборочных единиц относительно выпуска рассматриваемого изделия) каждого наименования выпускаемой продукции. КМ основывается на определении производственного цикла изделия и используется для формирования месячной производственной программы.
Объемно-календарный метод планирования (ОКМ) обеспечивает одновременную взаимоувязку сроков и объемов производимых работ в производственной системе, с возможной пропускной способностью производственных подразделений в целом на весь рассматриваемый временной период.
Объемно-динамический метод (ОДМ) является более совершенным из рассматриваемого ряда, поскольку основан на маршрутной системе оперативно-календарных расчетов. Данный метод позволяет одновременно учитывать сроки, объем и динамику производства работ, в соответствии с запланированной номенклатурой выпуска, и полнее использовать располагаемые производственные ресурсы (мощности).
.
Предмет, цель, объект и понятийно-терминологический аппарат сбытовой логистики. Современное состояние, факторы, следствия и пути развития сбытовых процессов в отечественной экономике.
Предмет изучения СЛ - организационный и управленческий процесс продвижения продукции от продуцента (производителя) конечному потребителю.
Цель – обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время и с оптимальными затратами.
Объектом изучения - мат и сопутствующие потоки на стадии сбыта продукции.
Сбыт=распределение=физ. распред=дистрибуция (синонимы). Методологически более адекватным для описания процесса реализации продукции явл термин сбыт. Отличие лог концепции сбыта от традиц заключается в системной взаимосвязи сбыта с процессами произ-ва и снабж и интеграции всех ф-ций внутри самого сбыта.
22. Взаимосвязь и разграничение компетенций маркетинга и сбытовой логистики.
А) интеграция функций сбытовой логистики и маркетинга на основе отрицания различий в уровни их компетенций
Б) Наличие принципиальных разграничений маркетинговой и сбытовой логистики и обособление их функциональной компетенции
В) Приоритет маркетинговой деятельности: сбытовая логистика является частью маркетинга
Г) Приоритет логистики: маркетинг является частью сбытовой логистики
Итог разница:
- Маркетинг занимается выявлением и стимулированием спроса. Логистика направлена на удовлетворение сформированного маркетингом спроса с оптимальными затратами и достаточным уровнем сервиса
- Функциональное разделение маркетинга и сбытовой логистики на микроуровне состоит в разграничении оперативных и стратегических решений на стадии продвижения от производителя к потребителям: маркетинг – стратегия распределения ( желаемое); логистика – оперативное распределение (реальное)
- СЛ базируется на оперативном маркетинге, маркетинг использует решения стратегической логистики.
23. Субъекты и функциональное обеспечение систем сбытовой логистики.
Организационное управление параллельно сбытовой логистики | Характерное содержание параметров | ||||
1) субъект | Откуда начинается движение – производители, посреднические институты, потребители | ||||
На микроуровне: -логистика; - отдел сбыта; - склад; - сбытовой отдел; - отдел стандартизации и качества | На макроуровне: - сбытовые организации; - распределительные центры; - транспортные организации; - страховые компании; - консультационные фирмы; -потребительские союзы | ||||
2) Основные функции | На микроуровне: - организация обработки заказов; - планирование процесса организации; - организация упаковки продукции; - организация отгрузки продукции; - контроль за доставкой; - организация послереализационного обслуживания; - учет движения готовой продукции на складе | На макроуровне: - проектирование сбытовых сетей; - организация транспортировки готовой продукции; - организация хранения и груз переработки готовой продукции; - управление запасами; - консолидация; - рассредоточение товаров; - обеспечение сохранности и защиты товаров; | |||
3) обеспечивающие фенкции(стандаритизация, финансирование; - страхование рисков; - информационное обеспечивание) | На микроуровне: - поддержание стандартов качества готовой продукции; - расчет налогов; - прибыли; - буг.учет; - мониторинг выполнения планов поставок продукции | На макроуровне: - страхование рисков; - ценообразование; - информационное обеспечение | |||
24. Распределительные каналы в сбытовой логистике: понятие, основные характеристики и виды.
Распределительные каналы –это структура, объединяющая внутренние подразделения организации с внешними торговыми и функциональными посредниками для реализации продуктов или услуг
Основные характеристики распределительного канала:
- уровень канала - наличие (отсутствие) посредника, который выполняет функции продвижения товара к потребителю
По уровню РК:
1)нулевого уровня (кол-во посредников = 0)
2)многоуровневый канал (кол-во посредников = 1,2,3)
Канал 0го уровня: ПРОИЗВОДИТЕЛЬ => ПОТРЕБИТЕЛЬ
Канал 1го уровня: ПРОИЗВОДИТЕЛЬ => ОПТОВЫЙ ТОРГОВЕЦ =>ПОТРЕБИТЕЛЬ
Канал 2го уровня: ПРОИЗВОДИТЕЛЬ =>ОПТОВЫЙ ТОРГОВЕЦ => РОЗНИЧНЫЙ ТОРГОВЕЦ => ПОТРЕБИТЕЛЬ
Канал 3го уровня: ПРОИЗВОДИТЕЛЬ =>ОПТОВЫЙ ТОРГОВЕЦ =>МЕЛКООПТОВЫЙ ТОРГОВЕЦ=>РОЗНИЧНЫЙ ТОРГОВЕЦ=>ПОТРЕБИТЕЛЬ
- длинна и ширина канала – характеризуется числом посредников на любом этапе реализации продукции, рассматриваемом в вертикальном (ширина канала) или горизонтальном (длина канала) разрезах
- мощность канала – количество продукции (в стоимостном или натуральном выражении, в случае ее однородности), продвигаемой через нее.
25. Виды посредников в сбытовой логистике. Критерии выбора и показатели оценки посредников.
Классификация посредников
Классификационный признак | Виды посредников |
| Дилеры (от своего имени и за свой счет), дистрибьюторы (от имени производителя и за свой счет), комиссионеры (от своего имени, но за счет производителя), брокеры (от имени производителя и за его счет) Оптовые торговцы, производственные дистрибьюторы, поставщики отдельных партий, разъездные торговцы, полуоптовики Торговые агенты, промышленные агенты, комиссионные торговцы, аукционные компании, Эксклюзивные, селективные, интенсивные Производство, сельское хозяйство, добывающая промышленность (сырье) Функциональные специалисты (реализуют основные функции), вспомогательные специалисты (реализуют ) А) транспортировка; б) складское хоз-во; в) сбыт, торговля А) финансовые услуги; б) информационные услуги; в) страхование; г) консультационные и иследовательские услуги |