Основные износы и повреждения коленчатых валов
Типы коленчатых валов дизелей
Валы дизелей изготавливаются различными способами:
1. Свободной ковкой с механической обработкой;
2. Горячей штамповкой;
3. Отливкой из стали, модифицированного или высокопрочного чугуна;
Коленчатый вал дизеля ПД1М изготавливается стальной ковкой, имеет 6 колен, расположенных в трех плоскостях под углом 120 градусов, порядок работы цилиндров 1-3-5-6-4-2.
Коленчатый вал дизеля 10Д100 чугунно-литой. Нижние и верхние коленчатые валы отличаются только конусными частями. Имеют 10 шатунных и 12 коренных опорных шеек.
Дизель Д49 изготовлен отливкой из легированной стали и азотирован. Имеет 10 коренных шеек и 8 шатунных.
Основные износы и повреждения коленчатых валов
Основные неисправности:
· Излом валов по шейкам и щекам;
· Трещины в шейках валов чаще по галтелям;
· Задир шеек вала;
· Повышенная овальность коренных и шатунных шеек;
· Повреждения элементов соединения вала с антивибратором, привода насосов, распределительных валов;
· Изгиб вала.
Причины излома:
· Высокий уровень знакопеременных напряжений от изгиба или крутильных
колебаний вала;
· Литейные дефекты;
· Дефекты обработки вала;
· Рыхлоты;
· Пористость;
· Плены и подрезы.
Повышение уровня напряжений на изгиб в шейках, щеках вала происходят в результате образования ступенчатости смежных опор, увеличенного изгиба вала, нарушение уравновешенности вала, неправильный подбор поршней и шатунов по массе.
Увеличение напряжений кручения происходят при:
· Неправильной регулировки и сборке антивибратора;
· Больших износах сопряженных поверхностей грузов и пальцев антивибратора;
· Вытекание силиконовой жидкости из демпфира, что может привести к резонансным колебаниям вала.
Задир шеек вала происходит вследствие перекрытия отверстий для подачи смазки при повороте ослабленных вкладышей подшипников коленчатого вала или выхода из строя масляного насоса и неисправности РДМ, который служит для остановки дизеля с целью предотвращения задиров шеек вала, попадания абразивных частиц между шейкой вала и вкладышем, запуска дизеля без предварительной прокачки масла, разжижение дизельного масла несгоревшим топливом, который при чрезмерной подачи или подтекании форсунок стекает по стенкам цилиндра в картер. Попадание охлаждающей воды в дизельное масло из-за нарушения герметичности уплотнения втулок цилиндров, рубашках, адаптера, водяных переходников и выпускных коллекторов.
Изгиб вала бывает двух видов: упругий и остаточный. Упругий изгиб происходит под действием сил, действующих от шатунов и от якоря генератора, а также нарушения центровки валов (коленчатого вала и якоря генератора).
Остаточный изгиб образуется в результате неправильной шлифовки коренных шеек (несоосность шеек) или релаксация остаточных внутренних напряжений, а также неправильной укладки коленчатого вала и его неправильного хранения.
При ТО-3 и ТР-1 через открытые картерные люка и блока проверяют:
· Отсутствие частиц баббита;
· Трещин в крышках, крепления гаек коренных и шатунных подшипников;
· Положение стыков вкладышей;
· Зазор на «масло»-это суммарный зазор между шейкой вала и вкладышами подшипника (верхний и нижний);
При отсутствии провисания шейки вала весь зазор «на масло» будет расположен между шейкой вала и верхним вкладышем.
Суммарный зазор на масло в опорных и опорно-упорных подшипниках должен быть от 0,15 – 0,24 мм.
При ТР-3 зазор 0,15 – 0,3 мм.
ТР-2 - 0,15 – 0,25 мм.
ТР-1 - 0,15 – 0,4мм
ТО-3 до 0,45