Перспективы развития информационных систем и технологий для работы с данными в виртуальных корпоративных структурах
Основные виды виртуальных корпоративных структур
В основе идеи виртуализации производства лежит не столько общение или взаимодействие, сколько взаимосвязь бизнес-процессов, направленная на такую организацию конкретного механизма производства товаров или предоставления услуг на территориально разнесенных предприятиях, при которой максимально проявляются ключевые компетенции организаций, коллективов и людей.
Виртуальные организации представляют собой сеть делового сотрудничества, включающую основной бизнес данной организации, ее внешнее окружение (поставщиков, потребителей и т.д.), функционирование которых координируется и объединяется с помощью современных информационных технологий и средств телекоммуникаций.
На практике оперируют несколько типов виртуальных структур от мобильных торговых агентов до разобщенных территориально партнерских кластеров.
В зависимости от решаемых задач такого рода сформированные структуры стали именоваться «виртуальной командой», «виртуальным предприятием», «виртуальной корпорацией» и т.п. Различают эти структуры по принципу коммутирования в сети.
Виртуальный удаленный доступ
Возможность получать удаленный доступ к своему рабочему месту при помощи специального программного обеспечения, ноутбука и модема. Это оборудование позволяет осуществлять виртуальную деятельность посредством подключения к территориально-распределенным сетям связи. Данный вид деятельности, именуемый «виртуальным рабочим местом», может быть реализован везде, где обеспечивается доступ к сети связи. Взаимодействие между рабочим местом сотрудника и корпоративной сетью осуществляется через сеть связи общего пользования, в качестве примера которой может выступать и глобальная сеть Интернет.
Виртуальное малое предприятие
Другим видом виртуальной деятельности, использующей режим удаленного доступа, являются малые предприятия, получившие в зависимости от рода деятельности такие названия, как «виртуальный офис», «виртуальный центр», «виртуальный коттедж», «частный электронный портал», «центр коллективного пользования программным обеспечением» и т.д., где физический офис замещен электронными офисными услугами. В настоящее время многие компании, особенно те, которые заняты поставкой на рынок готовой продукции и услуг, закрывают свои офисы и переходят полностью на виртуальную систему взаимосвязей, экономя на этом значительные суммы средств.
Виртуальные команды
В настоящее время многие компании с целью обеспечения гибкости и для того, чтобы избежать различных перемещений, создают виртуальные команды, в которых служащие находятся там, где это им больше всего подходит. В ряде случаев, функционируют несколько таких команд, офисы которых осуществляют свою деятельность в виртуальной манере.
Виртуальные предприятия
Виртуальное предприятие (ВП) есть сетевая, компьютерно-интегрированная организационная структура, объединяющая неоднородные ресурсы, расположенные в различных местах. Нередко акцент делается на временном характере объединения ресурсов на ВП. Тогда оно понимается как «межорганизационное гибкое предприятие», создаваемое на ограниченный период времени, главная цель которого – получение выгоды благодаря расширению ассортимента товаров и услуг.
Важнейшей характеристикой ВП является гибкая, адаптивная, динамичная сетевая структура. Поскольку такая сеть не существует в реальном физическом пространстве, а создается путем информационной интеграции ресурсов партнеров, ее нередко называют «квазипредприятием». В то же время ВП объединяет цели, культуру, традиции, ресурсы, опыт ряда предприятий-партнеров, координируя их развитие и представляя собой как бы «предприятие над предприятиями», т.е. «метапредприятие».
Основные характеристики виртуального предприятия:
- технология (информационные сети помогают разделенным большими расстояниями компаниям объединяться и работать вместе, решая поставленную задачу от начала до конца);
- совершенство (каждый партнер вкладывает в дело все самое ценное, тем самым становится возможным создание высокоэффективной организации; как следствие данной политики бизнес процесс будет соответствовать самому высокому уровню, чего в практике ведения бизнеса не может достичь ни одна компания);
- доверие (при создании виртуальной компании тесные связи повышают взаимозависимость компаний, что требует более доверительных отношений между партнерами, т.к. благополучие каждого будет определяться благополучием всех (создание «технологических конфедераций»));
- границы бизнеса (модель виртуальной компании предполагает размытие территориальных границ в деятельности компании, а также границ между самими компаниями);
- гибкость (минимизируются формальные отношения внутри группы составляющей виртуальную компанию, как следствие повышается рационализация в бизнес-процессах, т.к. объединение происходит только для того, чтобы использовать конкретные возможности определенного рынка).
Можно указать следующие группы критериев классификации виртуальных предприятий: юридические; географические; хозяйственно-экономические; системно-сетевые.
Среди важнейших критериев интеграции виртуальных предприятий необходимо выделить объединение хозяйственной деятельности, отраслевую общность и юридическую самостоятельность. Опираясь на эти критерии, можно ввести основные типы виртуальных объединений: от наиболее «слабого» – виртуальной ассоциации до гипотетически самого «сильного» – виртуального треста.
В виртуальной ассоциации партнеры, находящиеся на удалении друг от друга, сотрудничают лишь при выполнении общих операций или функций. Здесь имеются две ключевые структурные характеристики: взаимозависимость между составляющими операциями и распределение ответственности между участниками.
Виртуальный консорциум близок по своим характеристикам к виртуальной ассоциации. Как правило, он создается в интересах реализации крупных программ или выполнения инновационных проектов. В рамках виртуального консорциума могут электронным способом объединяться предприятия разных стран, отраслей и форм собственности. При этом интеграция предполагает в первую очередь совместное выполнение функций и построение распределенной сети бизнес-процессов.
Виртуальный картель – это компьютерно-интегрированная форма объединения юридически самостоятельных организаций одной отрасли, имеющих соглашения о ценах, объемах производства, рынках сбыта.
Виртуальный синдикат представляет собой разновидность виртуального картеля, в рамках которого помимо вышеуказанных соглашений существует единый орган сбыта продукции участников виртуального объединения. Цель вступления в виртуальный синдикат – получить выигрыш от централизации сбыта. Синдикаты обычно образуются в отраслях с массовой однородной продукцией.
Виртуальный концерн предполагает электронное объединение компаний одной или нескольких отраслей на основе централизации научно-технических и производственных функций, сбыта, финансов, учета и пр. Участники делегируют концерну часть своих функций – тех, которые не могут выполнить сами, но остаются юридически самостоятельными.
Наконец, наиболее сильной формой компьютерной интеграции организаций оказывается виртуальный трест, когда все стороны деятельности входящих в него организаций объединяются, а сами они теряют юридическую и хозяйственную самостоятельность.
Одной из комплексных форм виртуальных предприятий является виртуальная финансово-промышленная группа (ФПГ). Как и обычная, она состоит из ряда неоднородных юридических лиц, удаленных друг от друга, которые полностью или частично объединяют ресурсы с применением Интернет-технологий на основе договора о создании ФПГ для технологической или экономической интеграции. Как видно из самого названия, в состав виртуальной ФПГ входят разные промышленные, торговые и финансовые учреждения (банки, страховые компании и пр.). Следует отметить, что обычно срок функционирования такого метапредприятия не ограничен рамками выполнения тех или иных проектов.
Виртуальная корпорация
Виртуальная корпорация – это сеть делового сотрудничества, включающий базовый вид бизнеса, его поставщиков и потребителей, деятельность которых интегрируется и контролируется с помощью широкого применения информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ).
Виртуальная корпорация представляет собой региональную сеть промышленных предприятий, имеющих общую схему производства готовой продукции. Она создается путем объединения размещенных в различных точках земного шара предприятий и формирования взаимодействующей базовой компетенции.
Как и ее реальный правовой прототип, виртуальная корпорация способствует решению двух фундаментальных проблем рыночной экономики:
1) привлечениюкапитала для выполнения уникальных проектов или распределению бизнес-процессов с целью повышения конкурентоспособности продукции;
2) распределению риска в инвестиционных проектах.
ВК представляет собой электронное объединениекапиталов (ресурсов) различного типа – финансового, технологического, человеческого (в частности, интеллектуального) в интересах выполнения сложных уникальных проектов, создания продукции мирового класса и максимально полного удовлетворения требований заказчика.
Основная внешнеэкономическая цель создания ВК – объединение ключевых технологий и опыта партнеров в одной или разных странах для проведения более эффективных действий на мировом рынке. ВК характеризуется определенной независимостью от участников (возможностью легкой смены партнеров), наличием опосредованногомеханизмауправления (делегированием полномочий), переходом от индивидуальной к коллективнойответственности партнеров. Она предполагает договорные взаимоотношения между всеми узлами организационной сети и формирование их совместной собственности. Нередко ВК формируется в виде материнского виртуального предприятия с сетью дочерних виртуальных филиалов, отделений и т.п.
ВК – это организация, которая создается для выполнения какой-либо работы или реализации возникающей потребности. Это позволяет избежать постоянных изменений организации и в то же время использовать возникающие возможности.
ВК создается из различных предприятий на контрактной основе, не имеет единой юридической организационной структуры, но зато обладает общей коммуникационно-информационной структурой, которая обеспечивает интеграцию усилий партнеров при выполнении какого-то проекта. ВК можно рассматривать как своего рода метапредприятие, объединяющее цели, ресурсы, традиции и опыт нескольких предприятий для производства и предоставления инновационных услуг или изделий.
В общем случае ВК представляет собой сложную систему, образованную из удаленных друг от друга групп людей (виртуальных коллективов), объединяемых на основе симбиоза ведущих сетевых и интеллектуальных технологий, например, Интернета и средств управления знаниями. Электронным путем формируется искусственное сообщество, которое существует и развивается в виртуальном пространстве.
С одной стороны, происходит слияние сетевых и интеллектуальных технологий, поскольку сеть, будучи одной из важнейших форм коллективного интеллекта, тесно связана с процессами самоорганизации, спонтанного возникновения новых структур. С другой стороны, речь идет о формировании единой системы поддержки коммуникативных процессов на ВК.
Виртуальные корпорации состоят из функциональных партнёров. Критерием выбора каждого партнёра может служить лучшая услуга или товар. Каждый участник вносит лучшее, что имеет. Успех отдельно взятой виртуальной корпорации зависит от её способности обрабатывать большое количество информации.
Обладая новейшими ИТТ и опираясь на них в организации своего бизнеса виртуальная корпорация получает неоспоримые конкурентные преимущества: меньшие издержки, меньшие капиталовложения, более гибкое управление и больший предельный доход, что обуславливает высокую конкурентно способность и широкие возможности развития.