Технология обработки материалов
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В 3-м КЛАССЕ
Общая характеристика урока
Трудового обучения
(технологии)
Уроки трудового обучения в 3-м классе по структуре практически совпадают с уроками во 2-м классе. Остановимся на некоторых особенностях обучения в 3-м классе.
Дети стали старше, поэтому увеличивается степень их самостоятельности на уроке.
Вместо фронтальной формы работы все больше используется групповая (коллективная, бригадная или звеньевая), что способствует воспитанию коллективизма, ответственности не только за свой труд, но и труд своих товарищей, развивает взаимопомощь и взаимоподдержку. Бригадиры становятся активными помощниками учителя. Они помогают членам бригады устранять недочеты. Бригадиры назначаются не на весь учебный год, а на четверть или даже на отдельный урок. Благодаря этому каждый может проверить, есть ли у него организаторские, лидерские качества.
В 3-м классе дети участвуют в постановке цели урока. Они формулируют ее, например, так: "На этом уроке я хочу узнать... Я хочу научиться... В результате я смогу сделать...". Школьники также отмечают, что они узнали и какие технологические операции научились выполнять.
Во 2-м классе ученики познакомились с этапами технологии (подготовительный, основной и заключительный), а на первых уроках в 3-м классе они узнают о стадиях технологии, поэтому при актуализации теоретических знаний и практического опыта, объяснении нового материала нужно периодически обращать внимание учеников на эти существенные понятия.
В методических комментариях акцент сделан на практической деятельности школьников. Общие компоненты урока, которые желательны на каждом занятии, из-за ограниченного объема пособия и для избежания дублирования опущены.
Ключевыми требованиями к урокуявляются:
■ акцентирование внимания на стадиях и этапах технологии. Стадии технологии обусловлены пониманием целостности технологии от идеи и до новой идеи. Выделяются следующие стадии: маркетинговая (поиск идеи и образа будущего изделия), конструкторская (представление образа будущего изделия в виде изображения), проектировочная (определение последовательности изготовления), исполнительская (изготовление изделия), аналитико-маркетинговая (оценка изделия и формирование новой идеи). Каждую стадию можно представить в виде подготовительного, основного и заключительного этапов. Первый связан с организацией рабочего места и подбором необходимых материалов (информации), второй — с непосредственной практической деятельностью, а третий — с анализом результата выполненной стадии;
■ подробное объяснение сущности технологических операций и приемов их выполнения;
■ предоставление ученикам максимально возможной (допустимой) самостоятельности, которая проявляется в основном в изменении конструкции изделия или его отделки;
■ ознакомление с названиями незнакомых профессий
и расширение представления о новых профессиях, которые связаны с темой и содержанием урока;
■ организация презентации результата своего труда или труда бригады (наряду с трудовой коммуникативной деятельностью на уроке, которая проявляется в объяснении собственных действий, характеристике качества работы бригады);
■ активное использование межпредметных связей вплоть до разработки и проведения интегрированных уроков;
■ использование нетрадиционных форм организации урока;
■ создание для каждого ученика зоны ближайшего развития с помощью вариативных заданий и нескольких различающихся по уровню требований;
■ подбор достаточного количества упражнений (не менее двух-трех) при освоении нового приема работы;
■ управление аналитико-синтетической деятельностью школьников в процессе текущего и заключительного инструктажа.
В 3-м классе продолжается обучение школьников анализу изделия, который осуществляется в следующей последовательности: 1) назначение; 2) материал; 3) количество деталей и их форма; 4) дизайн-анализ (оценка качества изделия исходя из изученных композиционных закономерностей и соответствия назначению).
Во время заключительного инструктажа важно рассмотреть наиболее типичные ошибки и недостатки в работе, напомнить способы их предупреждения. Учитывая, что учащийся начальной школы всегда ждет позитивной оценки учителя, следует отметить по возможности у каждого ученика положительные моменты, связанные с процессом или результатом деятельности.
На уроке трудового обучения можно и нужно использовать знания и умения учеников по другим предметам, но нельзя превращать занятия в уроки математики, письма или внеклассные мероприятия. Без труда у детей не появится трудолюбие, а без его оценки — ответственное отношение к делу.
Общая технология
При изучении общей технологии необходимо детально рассмотреть стадии технологии, представляющие собой определенный путь от идеи до готового результата труда и последующей новой идеи. При этом актуализируется и анализируется опыт учеников, приобретенный во 2-м классе. На том же уроке акцентируется внимание учеников на содержании обучения в 3-м классе, оснащении и организации рабочего места. Об этом лучше поговорить на первых занятиях, так как в сентябре — октябре целесообразно заготовить необходимые поделочные материалы. Программа предусматривает беседу на тему "Что ты сделал летом своими руками". Практическая деятельность связана с определением и характеристикой видов конструкционных материалов, инструментов и приспособлений, используемых на уроках.
Термин "технология" многозначен. Под технологией понимается как часть производственного процесса, непосредственно связанная с изменением формы, размеров, внешнего вида заготовки до превращения ее в готовое изделие, так и вся деятельность от идеи до новой идеи. В первом случае речь идет о технологическом процессе, во втором — о целостной технологии. В настоящее время теоретические основы целостной технологии продолжают разрабатываться. В 3-м классе ученикам следует дать представление о стадиях технологии как наиболее крупных элементах, связанных с материализацией идеи. Стадии технологии легко представить в виде схемы (рис. 1).
Технология в целом и ее отдельные стадии обусловлены удовлетворением потребностей личности. Многообразие потребностей человека известно. Наиболее часто используется классификация А. Маслоу. Согласно А. Маслоу потребности индивида можно представить в виде следующей системы:
■ первый уровень — физиологический, т. е. потребности в еде, одежде, жилье, движении, деятельности, эмоциональных ощущениях и т. д.;
■ второй уровень — потребности, дающие человеку относительную безопасность, самостоятельность и независимость от окружения;
• третий уровень — поиск признания у других, потребность в занятии достойного положения в социальном окружении (коллективе класса, школы, семье и др.);
• четвертый уровень — уважение к себе, потребность в хорошей репутации;
■ пятый уровень — высшие потребности: в самовыражении, творчестве, саморазвитии и т. п.
По мере взросления уровень потребностей повышается. Задача учителя — помочь младшим школьникам осознать собственные желания, сформировать у них не только лич-ностно, но и социально значимые мотивы. Уроки трудового обучения позволяют удовлетворить потребности всех уровней. Независимо от потребности ее удовлетворение осуществляется в рамках целостной технологии, предполагающей разнообразную деятельность от идеи до готового продукта труда и новой идеи.
В начальной школе не имеет принципиального значения название стадий технологии. Важно понимание сущности каждой из них. Проанализируем стадии технологии на примере.
Начало работы связано с идеей, которая возникает, как отмечалось выше, на основе потребностей. Например, скоро "мамин день", нужно поздравить и маму, и бабушку. Другими словами, возникла потребность подарить близким подарок, изготовленный своими руками. Что это может быть: рисунок, игрушка или поздравительная открытка?
На первой, маркетинговой, стадии технологии идея приобретает определенные очертания, формируется образ будущего продукта труда. Первую стадию можно назвать "Идея и образ".На этой стадии важно оценить реальные возможности. Они зависят, с одной стороны, от материально-технического обеспечения, оснащения рабочего места, с другой стороны — от опыта школьников, который составляют сформированные знания, умения и навыки. Если учесть такие необходимые черты характера, как трудолюбие, старательность, общительность, самостоятельность и другие, а также психофизиологические свойства личности — внимательность, образное мышление, пространственное воображение, сила мышц и т. д., то можно вести речь об определенных компетенциях младших школьников. На первой стадии идея, скажем, поздравительной открытки предстает в общем виде. Например, она будет изготовлена из тонкого картона, форма — прямоугольная (квадратная или иная), отделка — с помощью бумажной мозаики.
На второй, конструкторской, стадии конкретизируются основные характеристики будущего изделия: форма, размеры, цвет и др. Эту стадию можно назвать "Образ и конструкция".Здесь решаются не только конструкторские, но и дизайнерские задачи. На этой стадии важно использовать межпредметные связи с математикой и изобразительным искусством. Желательно, чтобы дети постепенно учились самостоятельно разрабатывать если не все изделие, то его отдельные элементы.
Третья, проектировочная, стадия связана с последовательностью изготовления изделия или реализации технологии. Ее можно назвать "Конструкция и план".В более старших классах ученики не только работают по технологическим картам, но и самостоятельно их разрабатывают. В начальной школе — это в основном последовательность изготовления, представленная в виде схем, рисунков с краткими пояснениями. Данная стадия важна для осознания технологического процесса, возможных ошибок и неточностей и, в результате, для выбора оптимального варианта на основе имеющихся возможностей (инструментов, основных и вспомогательных материалов, приспособлений).
Следующая, исполнительская, стадия "План и продукт труда"предусматривает непосредственную трудовую деятельность на рабочем месте в соответствии с разработанным планом (технологической документацией). Важно соблюдать трудовую и технологическую дисциплину, чтобы не допустить брака и не получить телесные повреждения, травмы.
Безусловно, сами задания на уроках трудового обучения удовлетворяют потребности детей в движении, деятельности, эмоциональных переживаниях и т. п., что соответствует первому уровню потребностей по А. Маслоу. Чтобы удовлетворить потребности более высокого уровня, выделяется еще одна маркетинговая стадия технологии, которую в условиях производства можно назвать "Продукт труда и товар (услуга)". Наэтой стадии устанавливают, насколько произведенный продукт пользуется спросом, благодаря каким потребительским свойствам, что необходимо и что желательно изменить и т. д. В условиях школы данную стадию можно назвать "Продукт труда и его оценка".
Для объяснения стадий технологии рекомендуем пользоваться различными примерами из повседневной жизни. Приведем некоторые из них.
XXI век называют информационно-технологическим. Мобильный телефон, удовлетворяющий потребность родителей в спокойствии за своих детей и потребность детей в общении, стал обычным явлением. В то же время, несмотря на общее назначение, мобильные и квартирные телефоны отличаются по своим функциям, дизайну, цене и др.
На первой стадии технологии маркетологи изучают рынок товаров и услуг. Они определяют потребность в том или ином товаре, его ожидаемые характеристики. Маркетологи составляют "техническое задание" на будущее изделие (наш "образ"). Благодаря этому мобильный телефон используется не только как средство связи, но и как калькулятор, фотоаппарат, видеокамера и многое другое.
После этого, на второй стадии, в работу включаются инженеры, конструкторы, дизайнеры, радиоэлектронщики и другие специалисты. Результатом их деятельности является конструкторская документация. В нашем случае она включает схему, сборочный чертеж с указанием всех деталей и рисунок внешнего оформления мобильного телефона.
На третьей стадии инженеры-технологи разрабатывают технологическую документацию, в которой описывается последовательность изготовления с указанием требований к инструменту, приспособлениям, качеству продукции после каждой операции и всего технологического процесса.
На четвертой стадии, как правило, непосредственно в производственных цехах реализуется технологический процесс. В работу включаются специалисты разных профессий и квалификаций, например радиомонтажники, операторы ЭВМ, электрики и т. д. Это люди, которым после окончания учебных заведений (ПТУ, ссуз, вуз) была присвоена соответствующая квалификация.
На пятой стадии приходит очередь продавцов и снова маркетологов, которые отслеживают весь путь товара с целью его дальнейшего совершенствования.
Аналогичным образом можно рассмотреть стадии технологии на примере любого товара или услуги. Так, можно обратить внимание детей на многообразие тракторов Минского тракторного завода или холодильников завода 'Атлант" и проследить всю технологию изготовления с указанием людей (точнее, их профессий), принимающих участие в удовлетворении потребностей покупателей.
Реальные возможности третьеклассников определяют содержание трудового обучения в 3-м классе. Ученики справятся с изготовлением простых изделий из бумаги, ткани, природных и нетрадиционных материалов. Они участвуют в реализации всех стадий технологии. Желательно, чтобы элементов творчества, возможностей проявить самостоятельность у каждого ученика было больше, чем это предусмотрено учебным пособием, объем которого невелик. Очень многое зависит от мастерства педагога. У творческого учителя не может быть неодаренных, неталантливых детей.
Технология обработки материалов
Изготовление изделий из бумаги и картона. Первая тема раздела "Технология обработки материалов" посвящена изготовлению изделий из бумаги и картона (плоскостная аппликация, объемная аппликация, оригами, конструирование из бумаги). При изучении данной темы третьеклассники знакомятся с полиграфическим и упаковочным картоном, их свойствами, которые следует учитывать при выборе и осуществлении различных технологических операций. Рассматриваются также разметка чертежными инструментами, вырезание по внешним и внутренним контурам, сгибание, соединение деталей различными способами. Закрепляются умения обращаться с известными инструментами и приспособлениями, добавляются новые — шило, скобосшиватель.
При изучении данной темы дети усваивают новую информацию о графических изображениях; узнают, что понимается под техническим рисунком, эскизом, технологической картой; запоминают, как изображаются линия невидимого контура, осевая линия, места прокола и нанесения клея.
При изготовлении изделий из бумаги в 3-м классе наряду с неразъемными соединениями, изученными ранее, используются и разъемные. Школьники познакомятся с новыми способами соединения и закрепят уже известные (клеевое, щелевое, соединение плетением, ниточное, про-12
водочное соединение "улитка")- При соединении простых объемных форм в более сложные внимание учащихся планируется акцентировать на оценке целостности и уравновешенности изделия и других правилах (признаках, закономерностях) композиции: симметричная и асимметричная форма; ритмическое чередование форм; стилизованная форма; цветовое решение изделий; зависимость цвета от назначения изделия.
Программа предусматривает беседу на тему "Начатое дело доводи до конца" и разнообразную практическую деятельность. Она включает изучение таких свойств картона, как прочность, толщина и водонепроницаемость, а также анализ формы и конструктивных особенностей изделий. Учебно-трудовая деятельность, кроме того, предполагает чтение простейших графических изображений, измерение отрезков в сантиметрах, выбор материала, разметку деталей, резание, сгибание, соединение деталей различными способами, окантовку плоских изделий, оформление изделий, анализ готовых изделий, ознакомление с технологиями изготовления. Непосредственно трудовая деятельность включает изготовление изделий по техническому рисунку, эскизу, технологической карте.
В качестве примерных учебных заданийв программе выделены:
■ приспособления для работы: закладка для книги;
■ декоративные элементы интерьера: рамки для фотографий, шары (оригами), фонарики, сувенирные корзинки, панно "Праздничные звезды";
■ декоративные элементы костюма: сумочки, маски;
■ игрушки: динамические игрушки, фигурки животных;
■ дидактический материал: наглядные пособия к урокам, светофор, дорожные знаки.
В 3-м классе дети закрепляют знания о бумаге и получают дополнительные сведения об упаковочном и полиграфическом картоне. Первый используется для изготовления различной тары, второй — обложек книг и журналов. Дети вспомнят, что, как они изучили во 2-м классе, вес одного квадратного метра картона превышает 250 г. Для его изготовления используют древесину, макулатуру и др. Поэтому нестоит выбрасывать старые газеты и журналы, лучше их собирать и относить в пункты приема вторичного сырья. Производство упаковочного картона из макулатуры значительно дешевле, чем из древесины. Поэтому сбор макулатуры учениками позволит произвести дополнительное количество более дешевого картона.
Бумага и картон обладают различными свойствами. В 3-м классе дети проводят опыты по сгибанию, скручиванию картона, делают умозаключения об отличии свойств полиграфического и упаковочного (гофрированного) картона.
На уроках трудового обучения школьники выступают в качестве юных конструкторов. Карандашом, линейкой, треугольником они пользуются и на математике, изобразительном искусстве, но только на уроках трудового обучения они применяют их в качестве чертежного инструмента, необходимого для разметки. В целях профориентации рекомендуем напомнить ребятам о профессии конструктора, которую можно получить после окончания школы в технических университетах. В 3-м классе для разметки можно использовать и новый инструмент — циркуль. Учитывая, что знакомство с циркулем на уроках математики предусматривается только в 4-м классе, работу с ним можно рекомендовать для отдельных, хорошо успевающих учеников или на факультативных занятиях.
При выполнении графических изображений нужно следовать определенным правилам, которые так же важны, как и правила орфографии на уроках русского языка или записи арифметических выражений на уроках математики. Основными конструкторскими документами являются чертеж детали, эскиз, сборочный чертеж, схема и технический рисунок.
В повседневной речи мы часто используем термин "деталь". Под деталью понимается изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала без применения сборочных операций. Например, линейка, гладилка, иголка. Вокруг нас много деталей, и дети в состоянии привести многочисленные примеры. Ножницы, молоток, ученический стол — это тоже изделия, но состоящие из нескольких деталей, соединенных на предприятии. Их называют сборочными единицами. Итак, ножницы, молоток, ученический стол, а также шариковая ручка, книга, ранец и многое другое — это сборочные единицы. Примеров множество, и дети смогут их привести, а также указать основные детали, из которых состоят сборочные единицы.
Знакомство с понятиями "деталь" и "сборочная единица" нужно для реализации политехнического принципа в трудовом обучении.
В учебном пособии содержатся схемы, чертежи, технические рисунки деталей и изделий (рис. 2). Пользуясь термином "чертеж" или "эскиз" детали, мы не всегда обращаем внимание на понимание учащимися их сущности, различий. Чертеж детали — это конструкторский документ, содержащий изображение детали и другие данные, необходимые для ее изготовления и контроля. Акцентирование внимания на слове "конструкторский" повышает значимость деятельности учеников в их собственных глазах. Основными данными для изготовления детали являются сведения о материале и перечень необходимых размеров.
Размеры изображения не всегда совпадают с размерами детали. Например, в учебном пособии изображение листа бумаги для аппликации меньшее натуральной величины. Поэтому можно сказать детям несколько слов о масштабах увеличения, когда размеры изображения больше натуральной величины, и масштабах уменьшения, когда размеры изображения меньше натуральной величины. В книгах, журналах и учебных пособиях чаще всего используются масштабы уменьшения.
Чертежи выполняются чертежным инструментом с точным соблюдением размеров. Но часто приходится создавать изображение довольно быстро, без строгого соблюдения размеров. Такое изображение называют эскизом. Следовательно, эскиз — это чертеж, выполненный от руки, предварительный беглый набросок. На нем, как и на чертеже, имеются изображение и данные, необходимые для изготовления и контроля правильности выполнения детали.
Для изображения сборочных единиц прибегают к сборочным чертежам, которые также выполняются по определенным правилам, но в начальной школе они практически не используются. Для наглядного изображения сборочной единицы применяют технический рисунок. Он представляет собой наглядное объемное изображение предмета, выполненное, как и эскиз, без точного соблюдения размеров. Благодаря техническому рисунку должно стать ясно, из каких деталей состоит сборочная единица и как они соединены между собой.
При чтении чертежа в 3-м классе ученики должны определять название изделия, из каких деталей оно состоит, каковы их форма и размеры. При этом важно опираться на знания из математики о форме и размерах различных изображений.
Рассматривая изделия, анализируя чертеж или технический рисунок, мы иногда не понимаем, что внутри. Линий видимого контура, линий сгиба на развертках, с которыми ученики познакомились в предыдущих классах, стало явно недостаточно. Поэтому пришло время познакомить ребят с невидимым контуром. Он обозначается штриховой линией, состоящей из штрихов длиной от 2 до 8 мм. Расстояние между штрихами — 1—2 мм. Главное — это не точность размеров, а соблюдение пропорций между основными элементами, т. е. штрихи должны быть длиннее расстояния между ними.
На изображениях в учебном пособии следует найти штриховые линии и объяснить, с какой целью они применяются. Можно анализировать графические изображения и в других книгах.
Многие детали симметричны, для обозначения осей симметрии на чертежах применяется штрихпунктирная линия. Длина штрихов — 5—30 мм, пробел между ними, в котором располагается точка, составляет 3—5 мм.
В местах нанесения клея изображается кисточка, в местах прокола — точка или два коротких пересекающихся штриха. Линии и обозначения на чертеже представлены на 1-м форзаце учебного пособия.
Третьеклассники уже знают не только клеевое соединение, но и соединение с помощью пластилина, ниток. Им не раз приходилось видеть соединения на гвоздях и шурупах. В их одежде, обуви, ранцах применяются соединения на кнопках, контактной ленте, застежках-молниях и др. Поэтому целесообразно вводить понятия разъемного и неразъемного соединения. В первом случае изделия можно разобрать на части без повреждения деталей, а во втором нельзя. Не ограничиваясь рамками программы, полезно попросить учеников назвать известные им соединения и проанализировать, какие из них относятся к разъемным, а какие — к неразъемным. Представление о различных видах соединений способствует политехническому образованию школьников.
В 3-м классе дети приобретают навыки выполнения новых видов соединений: щелевого — при изготовлении изделий из картона, а при работе с проволокой — соединения "улитка". Следует продемонстрировать изделия с этими соединениями, рассмотреть их изображения на страницах учебного пособия, а также установить, какое из них является разъемным, а какое — неразъемным.
Показ приемов и объяснение правил выполнения соединений осуществляется во время вводного инструктажа на уроке непосредственно перед использованием данного вида соединений. Следует акцентировать внимание учеников на качестве изготовления элементов соединений, на точности сборки, так как торопливость может привести к снижению качества всего изделия, несмотря на то, что все детали сделаны хорошо.