Летно-испытательное подразделение
Летные испытания проводятся на летно-испытательном полигоне (ЛИП).
Лётные испытания позволяют одновременно проверить действие всех систем бортового оборудования в условиях эксплуатации и поведения самолетов в воздухе.
Лётные испытания серийных самолётов состоят из четырёх этапов:
- аэродромные наземные испытания;
- подготовка самолётов к лётным испытаниям;
- лётные испытания;
- послеполётная обработка самолётов и отправка самолёта заказчику (экспедиция).
Аэродромные испытания включают следующие работы:
- Отработка топливной системы. Самолёт заправляют топливом и проверяют герметичность агрегатов топливной системы, затем проверяют топливную систему на слив определяют несливаемый остаток топлива, подсчитывая разницу, между залитым и слитым топливам. Вновь заправляют топливом, поочерёдно сливая топливо из бака, замеряют критический остаток топлива и проверяют тарировку топливомеров фактическим замером топлива, сливаемого из баков;
- Отработка двигателей. После расконсервации двигателей запускают и отрабатывают на различных режимах, проверяя приемистость и синхронность работы двигателей, а также сигнализацию отдельных агрегатов и механизмов силовой группы.
При подготовке самолета к летным испытаниям дозаправляют самолет топливом, сжатым воздухом и гидросмесью; проверяют катапультируемые сидения кинематику замков аварийных люков. Наполняют кислородную систему самолета кислородом и проверяют ее герметичность. Заряжают пиромеханизмы.
Во время летных испытаний проверяют:
1. взлетно-посадочные характеристики;
2. скороподъемность до практического потолка, устойчивость при наборе высоты и работу всех видов оборудования на различных высотах;
3. максимальные горизонтальные и вертикальные скорости при снижении на определенном режиме;
4. устойчивость, управляемость и маневренность самолета;
5. перегрузки;
6. расход топлива и максимальную дальность полета;
7. работоспособность и дальность действия радиосредств;
8. работу систем бортового оборудования.
При послеполетной отработке проводят послеполетный осмотр самолета и по замечаниям летчика-испытателя и устраняют обнаруженные при полете дефекты. Разряжают пиромеханизмы, сливают топливо, стравливают кислород и наполняют кислородную систему азотом. Затем консервируют двигатели и отдельные узлы самолета.
Готовое изделие предъявляют заказчику.
Контрольные испытания
Цель контрольных испытаний - проверка соответствия изготовленных в серийном производстве самолетов установленным технологическим условиям или эталонному образцу, прошедшему соответствующие испытания (заводские, министерские, государственные). Полностью добранное бортовое оборудование проверяют на работоспособность и функциональное взаимодействие всего комплекта систем самолета на контрольно-испытательной станции (КИС), а непосредственную подготовку самолетов к испытаниям в воздухе проводят в аэродромном цехе (летно-испытательном подразделении).
Отработка систем самолета на контрольно-испытательной станции.
Методы и средства, применяемые при контроле бортового оборудования на контрольно-испытательной станции, аналогичны методам и средствам контроля бортового оборудования в агрегатных цехах.
На контрольно-испытательных станциях проводят:
1. отработку электро-, радиооборудования и приборов самолета (РЭО), для чего проверяют:
а) работу электрооборудования самолета;
б) работу автопилота и синхронность отклонения органов управления;
в) герметичность барометрических приборов; *У
г) работу и настройку радиостанцию, на двустороннюю связь, на прием и передачу;
д) работу внутрисамолетной связи.
2. проверку работы радиолокационного оборудования самолета, наладку и настройку его по техническим требованиям и условиям;
3. проверку системы управления самолетом: положение и синхронность отклонений рулей, элеронов и штурвалов; отклонения триммеров, элеронов и рулей и сигнализацию механизмов управления триммерами;
4. отработку шасси, для чего проверяют:
а) подъем и выпуск шасси с замером времени, последовательность работы и сигнализацию;
б) аварийный выпуск шасси с замером времени;
в) работу тормозной системы самолета, раздельное и одновременное
растормаживание колес.
Контрольно-испытательная станция оборудована девиационным кругом, а также транспортными машинами, тягачами, специальными снегоуборочными и поливочными машинами, топливо и маслозаправщиками, электрокарами, тележками для перевозки баллонов, аккумуляторов и других грузов.
Рабочие места для отработки систем самолета, помимо специфических контрольных средств, оснащены типовым оборудованием: гидроподъемниками, стремянками, козелками, тормозными колодками, источниками питания электроэнергией и воздухом, передвижными аэродромными компрессорами, аккумуляторными батареями и гл. Это оборудование может быть стационарным или подвижным. В зависимости от класса самолетов, находящихся в отработке, меняется состав наземного оборудования, которым оснащается каждое рабочее место.
Списание девиации.
После отработки, контроля и регулирования отдельных систем самолет транспортируют на девиационную площадку, где проверяют по пеленгатору и корректируют показания магнитных, гиромагнитных приборов и радиокомпасов. Для списывания девиации компасов самолет устанавливают на поворотном круге. Далее определяют полетную массу и положение центра масс самолета, взвешивая его в двух или более вариантах загрузки.
Конечным результатом наземного контроля является выполнение системой в полете заданных ТТТ. В некоторых случаях это обеспечивается при значениях реальных параметров, отличных от требований технической документации при проверке этих параметров на стенде.
В этих случаях вопрос о допустимых значениях реальных параметров должен решаться с заинтересованными организациями (например, изготовитель, ОКБ и потребитель).
Заключение
Список использованной литературы
1. Абибов А. Л. Технология самолетостроения. Учебник для авиационных ВУЗов.-2-е изд., перераб. и доп. – М. : Машиностроение, 1982. – 551 стр;
2. Интернет-ресурс: www.uacrussia.ru;
3. Интернет-ресурс: www.irkut.com;
4. Дневник прохождения практики;
5. Альбом Иркутские самолеты. – Иркутский авиационный завод – филиал ОАО «Корпорация «Иркут», 2010. – 54 стр;
6. М. И. Денискин. Небо зовет в полет. - Иркутск: ООО «Репроцентр А1», 2009. – 280 стр.