Цепные передачи. Устройство, область применения и основные параметры. Конструкции звездочек и приводных цепей. Выбор цепей
Цепная передача состоит из двух колес (звездочек), расположенных на расстоянии друг от друга и соединенных цепью. Работают по принципу зацепления.
+ 1. могут передавать мощность на большие рас-я
2.отсутствие проскальз-я
3. компактность (по ширине)
4. меньшие нагрузки на валы и подшипники
5. выс. КПД
- 1. шум
2. удлинение цепи из-за износа шарниров
3. затрудненность ухода при эксплуатации.
Применение. Цепные передачи применяют при больших межосевых расстояниях, когда зубчатые передачи невозможно использовать из-за громоздкости, а ременные из-за требов-й к постоянству передат.числа. Применяют в транспортных, с/х-х, строительных и нефтяных машинах.
Основные геометр.параметры
Делительный диаметр звездочки d1 = P/ sin (П/Z),
Число звеньев цепи Zз = (Z1+Z1)/2 + [(Z2-Z1)/(2П)]² Р/а + 2а/Р
Длина цепи l= ZзР
Передаточное отношение i=w1/w2 = n1/n2 = Z1/ Z2
Конструкции звездочек и цепей.
Констр.звездочек аналогичны зубчатым колесам. В зав-ти от размеров и материала их выполняют целыми или составными.
Цепи бывают:
1.Втулочные однорядные- состоят из внутренних пластин, напрессованных на втулки, вращающихся на валиках, на которые напрессованы наружние пластины.
2.Приводные роликовые – различают однорядные нормальные, однорядные длиннозвенные облегченные, однорядные усиленные, 2-х, 3-х и 4-х рядные
3.Фасоннозвенные – различают 2-х типов:крючковые и штыревые. Изготавливают из среднеуглеродистых или легир-х сталей 40, 45, 50 с закалкой до твердости НRС 32…44.
Выбор цепей. Основной критерий работоспособности цепей- износостойкость их шарниров, след-но расчет цепи заключается в расчете ее шарниров на износостойкость по допускаемому давлению [р] для шарниров.
Допускаемая окруж-я сила [Ft] = А[р], где А –площадь проекции опорной пов-ти шарнира.
Расчет цепи на износостойкость шарниров: Ft < [Ft]/k, где k –коэф-т эксплуатации. Сила давления со стороны звездочки на вал: Fв = Кв Ft, где Кв – к-т нагрузки вала.
Редукторы и коробки передач. Назначение и область применения. Определение передаточных отношений, частота вращения, вращ-ся моментов и мощностей, передаваемых валами в редукторах и коробках передач.
Редуктор – это механизм, состоящий из передач зацеплением, выполненный в виде отдельного агрегата и заключенный в силовой корпус, служащий для снижения угловой скорости и повышения врвщ.-ся момента.
Назначение и область применения.
Предназначен для передачи мощностей от двигателя к исполнит-му мех-му с уменьшением частоты вращения и увелич.крутящего момента. Редуктор устанавл-ся между электродвигателем и машиной исполнителей.
Устройство редуктора. Состоит из: 1.литого корпуса (чугун СЧ 15-32) и крышки; 2.смотрового отвер-я; 3.маслоуказателя; 4.сливного отвер.; 5. вал-шестерни; 6.ведомого вала+колесо; 7.подшипников; 8.шпонок; 9.крышки подшипников.
Определение перед.отношения
i=u=w1/w2, где u –передаточное число, w1 – угловая ск-ть шестерни; w2 – угловая ск-ть колеса
Крутящий момент 1) передаваемый шестерней: Т1 = Р1/ w1, где Р1 – мощность, передаваемая шестерней;
2)передаваемы колесом: Т2 = Р2/ w2, где Р1 – мощность, передаваемая колесом. Р2 =Р1η.
Классиф-ция редукторов.
1.цилиндрические одно и 2-х ступенчатые; 2.конические одноступенчатые; 3 коническо-цилиндрические 2-х и 3-х ступенчатые; 4.червячные; 5.червячно-цилиндрические 2-х ступенчатые
1) редукторы цилиндрические одноступенчатые
2) редукторы циклические 2-х ступенчатые