К информационным картинкам (графическим изображениям) относятся отдельные символы, инструктивные рисунки, схемы, эскизы и технические рисунки деталей
Тема 15. Графическое инструктирование
Графическое инструктирование характеризуется использованием разного рода изображений, которые мы назовем условно информационными картинками, обеспечивающими самостоятельность ребенка в практической работе. В отличие от полуфабрикатов изделия, используемых в предметном инструктировании, эти картинки носят гораздо более отвлеченный характер. Чтобы раскодировать их, нужно знать целый ряд условных обозначений, уметь применять их для извлечения нужной информации.
К информационным картинкам (графическим изображениям) относятся отдельные символы, инструктивные рисунки, схемы, эскизы и технические рисунки деталей.
Все информационные картинки, если они не напечатаны в учебнике или рабочей тетради, учитель выполняет на доске мелом. Например, символы,используемые отдельно, а не в системе (на схемах, эскизах или технических рисунках), могут обозначать операцию, указывать на определенное действие. Нарисованные мелом ножницы рядом с фрагментом предметной инструкционной карты подскажут ребенку, что здесь нужно будет отрезать. Две стрелки, направленные вдоль лучей к вершине внутреннего угла, напомнят, что поворачивать ножницы в углу не нужно, эту часть детали вырезают в два приема. Большой восклицательный знак и смешная метла укажут на необходимость прекратить практическую работу и приступить к уборке рабочего места. Очевидно, что все такого рода символы-помощники учитель придумывает сам или вместе с детьми по мере необходимости, и включает их использование в урок на любом этапе как вехи — «напоминалки».
Инструктивные рисунки и схемычаще всего мы видим в школьных учебниках. Уже в первом классе, при использовании, например, техники оригами для изготовления объемных игрушек и выпуклых аппликаций, дети рассматривают ряд картинок, устанавливая по ним последовательность действий, замечая технологические подробности (фальцовку прижимают к сгибу не ребром, а плоскостью, исходную заготовку кладут цветной стороной вниз и т. д.). В результате, в практической работе ребенок сможет быть самостоятельным, и если у него все же возникнет уточняющий вопрос, учитель, в первую очередь, попросит найти ответ в самой инструкции. Таким образом, ребенок постепенно научится раскодировать инструктивные рисунки.
Условные обозначения на схемахне регулируются нормативными документами, как например, на эскизах и чертежах. Но применительно к одной какой-либо технологии (например, оригами) они могут составлять блок, помогающий изготовить незнакомую игрушку.Условное обозначение - означаетдействие -сложить «горой» — ребро снаружи заготовки.
Иногда возникают сомнения в целесообразности использования схем оригами, поскольку некоторые из символов входят в определенное противоречие с такими же обозначениями, имеющими другой смысловой оттенок при чтении эскиза и чертежа.
Например, линия сгиба, указывающая в эскизах и чертежах место будущего ребра на детали, в системе символов оригами обозначает «сгиб горой, то есть ребро обязательно должно оказаться на лицевой стороне бумаги. А штриховая линия - - - - - в оригами называется «сгиб долиной», и обозначает положение ребра с изнаночной стороны заготовки. Но на чертежах, эскизах и в технических рисунках она обозначает невидимый контур.
Тем не менее, использовать такие условные обозначения полезно, поскольку это дает возможность мысленно представить последовательность операций не только по натурным образцам (предметная карта), но и по символам. В конечном счете, это способствует развитию пространственного воображения.
Наиболее важной разновидностью графического инструктирования является использование эскизовотдельных деталей изделия. Еще раз напомним, что все инструкционные карты необходимы для обеспечения самостоятельности ребенка при практической работе. То есть обучение чтению эскиза не является самоцелью. Поскольку работа с эскизом предшествует самому трудному виду разметки контрольно-измерительными инструментами, то необходимость такого инструктирования должна быть однозначно обусловлена конструкцией изделия. Если, например, учитель предлагает прочитать эскиз развертки подставки под кисточку (рис. 57 а, б), и затем построить её контуры на бумаге при помощи угольника и линейки, то это неизбежно вызывает раздражение учеников бессмысленностью задания. Чтобы сделать такую подставку, достаточно сложить пополам любой обрезок бумаги даже криволинейной формы. Получив ребро — «крышу домика», на глаз отогнуть «ножки» одинакового размера, и опять же на глаз вырезать на ребре «крыши» в два приема опорное треугольное отверстие под кисть. Размеры фрагментов развертки никак не повлияют на функциональность полученного изделия.
Рис.58 |
Оговоримся сразу, что использовать термин «чертеж» в начальных классах не следует, поскольку он обозначает графическое изображение, выполненное специальными инструментами с соблюдением ряда условных обозначений, правил, определенного масштаба. Чтобы чертеж был инструкцией для работы, он должен быть хорошо виден каждому ученику, поэтому его придется выполнять мелом на доске. В этом случае соблюсти все требования к изображению именно чертежа будет невозможно. Живучесть термина «чертеж» на уроках труда объясняется тем, что это слово более удобно в произношении, чем эскиз. Очень часто говорят «чертежик», «простейший чертеж», пытаясь обойти общетехнический термин «эскиз». Какую же информацию ученик может считать с эскиза? Например, предстоит изготовить блокнот, у которого к задней картонной крышке степлером прикреплены 10 листов в клеточку, а передняя крышка держится только за край картонной, не соединяясь с блоком листов. Это дает возможность отрывать использованные листочки, не повреждая обложки. При изготовлении этого изделия нужно помнить размеры каждой детали (одинаковых только две), переднюю обложку придется дважды сложить в нужном месте, чтобы получившиеся ребра обеспечили положение подвижного корешка сверху. Чтобы при работе у учащихся возникало как можно меньше вопросов, быстро обсудим эскизы деталей блокнота (рис. 58).
Во-первых, эскиз называет имя каждой детали (передняя крышка, задняя крышка, блок листов).