Методика оценки тяжести и напряженности труда
Тяжесть трудового процесса оценивают по ряду показателей, выра-женных в эргометрических величинах, характеризующих трудовой про-цесс, независимо от индивидуальных особенностей человека, участвующе-го в этом процессе. Основными показателями тяжести трудового процесса являются:
- физическая динамическая нагрузка;
- масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную;
- стереотипные рабочие движения;
- статическая нагрузка;
- рабочая поза;
- наклоны корпуса;
- перемещение в пространстве.
При выполнении работ, связанных с неравномерными физическими
нагрузками в разные смены, оценку показателей тяжести трудового про-цесса(за исключением массы поднимаемого и перемещаемого груза и на-клонов корпуса), следует проводить по средним показателям за2-3 смены. Массу поднимаемого и перемещаемого вручную груза и наклоны корпуса следует оценивать по максимальным значениям. Общая оценка по степени физической тяжести проводится на основе всех приведенных выше показателей. При этом в начале устанавливается класс по каждому измеренному показателю и вносится в протокол, а окон-чательная оценка тяжести труда устанавливается по показателю, отнесен-ному к наибольшему классу. При наличии двух и более показателей класса 3.1 и3.2 общая оценка устанавливается на одну степень выше.
Напряженность трудового процесса оценивают в соответствии с на-стоящими"Гигиеническими критериями оценки условий труда по показа-телям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса".
Оценка напряженности труда профессиональной группы работников основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изу-чаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Анализ основан на учете всего ком-плекса производственных факторов(стимулов, раздражителей), создаю-щих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний(перенапряжения). Все факторы(показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выражен-ность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные,эмоциональные, монотонные, режимные нагрузки. Независимо от профессиональной принадлежности(профессии) учи-тываются все23 показателя, перечисленные в табл.18. Не допускается вы-борочный учет каких-либо отдельно взятых показателей для общей оценкинапряженности труда. По каждому из 23 показателей в отдельности определяется свойкласс условий труда. В том случае, если по характеру или особенностям профессиональной деятельности какой-либо показатель не представлен (например, отсутствует работа с экраном видеотерминала или оптически-ми приборами), то по данному показателю ставится1 класс(оптимальный)
– напряженность труда легкой степени.
При окончательной оценке напряженности труда:
«Оптимальный» (1 класс) устанавливается в случаях, когда17 и бо-лее показателей имеют оценку1 класса, а остальные относятся ко2 классу.
При этом отсутствуют показатели, относящиеся к3 (вредному) классу.
«Допустимый» (2 класс) устанавливается в следующих случаях:
- когда6 и более показателей отнесены ко2 классу, а остальные– к1 классу;
- когда от1 до5 показателей отнесены к3.1 и/или3.2 степеням вред-ности, а остальные показатели имеют оценку1-го и/или2-го классов.
«Вредный» (3) класс устанавливается в случаях, когда 6 или более показателей отнесены к третьему классу(обязательное условие).
При соблюдении этого условия труд напряженный1-й степени(3.1):
- когда6 показателей имеют оценку только класса3.1, а оставшиеся показатели относятся к1 и/или2 классам;
- когда от3 до5 показателей относятся к классу3.1, а от1 до3 пока-зателей отнесены к классу3.2.
Труд напряженный2 -й степени(3.2):
- когда 6 показателей отнесены к классу3.2;
- когда более 6 показателей отнесены классу 3.1;
- когда от 1 до5 показателей отнесены к классу 3.1, а от 4 до5 пока-зателей– к классу 3.2;
- когда 6 показателей отнесены к классу 3.1 и имеются от 1 до5 по-казателей класса 3.2.
В тех случаях, когда более 6 показателей имеют оценку 3.2, напря-женность трудового процесса оценивается на одну степень выше– класс 3.3.
Вопрос