Инновационные стратегии и их виды
Инновационные стратегии:
Стратегии активных НИОКР: Связаны с проведением организацией собственных НИОКР, т.е. в организациисоздаются самостоятельные структурные подразделения, занимающиеся НИОКР. Они определяют характер заимствований идей, источники инициации НИОКР.
Лицензионная стратегия НИОКР – связана с покупкой уже самих идей. В соотв. с данной стратегией предприятие основывает свою деятельность в области НИОКР на приобретении исследовательских лицензий на результаты исследований и разработок контрактных научно-технических организаций или других предприятий. Приобретаются незаконченные или завершенные разработки с целью их дальнейшей доработки и использования в процессе осуществления собственных НИОКР. При этом предприятие получает собственные результаты в гораздо более короткие сроки и зачастую с меньшими затратами.
Стратегия опережающей наукоемкости– нужно выводить на рынок товары хорошего качества по приемлемой цене. Ее применяют виоленты. Предприятие, использующее данную стратегию. Стремится иметь наукоемкость продукции выше среднего уровня по отрасли (подотрасли). Эта стратегия может быть применена в условиях острой конкурентной борьбы на рынке, когда имеет значение время выхода нового продукта на рынок, в периоды, когда важно определить другие предприятия в снижении цен и издержек.
Стратегия исследовательского лидерства – нацелена на достижение долговременного нахождения предприятия на передовых позициях в области НИОКР в определенных направлениях. Характерно для эксплерентов. Высокая доля риска, т.к. идут проработки(компании, имеющие бренд, лояльность у потребителей. (Ех: Ford и др. автомоб. компании, легкая пром-ть, пищевая пром-ть (продовольств. рынок)). Наибольший ассортимент выпускаемой продукции на этапе выхода на рынок и роста требуют постоянных инвестиций в исследования.
Стратегии внедрения и адаптации:Относятся к системе обновления производства, вывода продуктов на рынки, использования технологического преимущества.
Поглощение – приобретение патента или технологической лицензии на продукт или процесс, которые реализуются в принципиально новой продукции преимущественно других организаций. Сделки происходят на основании договора франшизы.
Стратегии продуктовой и процессной имитации – предприятие может заимствовать технологии со стороны. Причем заимствование касается как продукции, так и процессов ее производства. Если заимствование осуществляется по уже используемым технологиям, то возникает опасность приобрести устаревшие технологии или продукты. Такая стратегия может быть эффективной в тех случаях, когда предприятие сильно отстает от конкурентов по своему научно-техническому потенциалу или входит в новую для себя сферу бизнеса. Усовершенствованные стратегии (модернизационные). Характерно для патиентов и частично для коммутантов.
Стратегия выжидания лидера – принимается крупными предприятиями-лидерами в периоды выхода на рынок новых продуктов, спрос на которые еще не определен. Первоначально на рынок выходит малая фирма, а затем инициативу (в случае удачи) перехватывает лидер. С радикальными инновациями могут выходить малые предприятия со своими образцами. Характерно для крупных компаний, использующих поглощение или слияние (мэрджэр).
Стратегия инновационно-технологического трансферта – реализуется головными предприятиями вертикально-интегрированных структур. Они передают уже отработанные технологии малым предприятиям. Входящим в названную структуру. Последние, как правило, работают на более крупные и поэтому вынуждены использовать предлагаемые им технологии. Стратегия этих малых (принимающих) предприятий является стратегией вертикального заимствования. Используются компаниями, имеющие филиалы и дочерни компании (пр: МЕТРО).