Вовлечение работников в процесс улучшения
Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
Применение принципа приводит к:
- принятию на себя задач и ответственности за их решение;
- активному поиску возможностей усовершенствования;
- активному поиску возможностей повышения собственных квалификации, знаний и опыта;
- свободному обмену знаниями опытом в группах и коллективах;
- концентрации на создании ценностей для потребителя;
- новаторству и творчеству в дальнейшем продвижении стратегических целей организации;
- олицетворению организации перед потребителями, местными сообществами и обществом в целом;
- получению удовольствия от своей работы;
- гордости и удовлетворению быть частью организации
Для вовлечения сотрудников используются различные методы:
- Проектная форма управления;
- Делегирование полномочий, рассредоточение ответственности;
- Создание творческого климата для осознания работниками себя не наемниками, а сотрудниками;
- Творческая работа предполагает право на ошибку;
- Постоянное обучение;
- Изменение мотивации.
Процессный подход
Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
Процесс - совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая «входы» в «выходы»(рис 1.2)
Процедура –установленный способ осуществления деятельности или процесса
РЕСУРСЫ |
ПРОЦЕСС |
Вход |
Выход |
Управление |
ПРОДУКЦИЯ – результат процесса |
Рисунок 1.2. Процесс – схематичное изображение
Входы и выходы могут быть материальными или нематериальными: материалы, детали, сырье, информация. На рисунке 1.3 показана обобщенная модель производства продукции.
Вход: • материалы • информация |
Методы |
Кадры |
Обору- дование |
Стандарты качества |
Выход |
Анализ |
Обучение |
Мотивация |
П р о ц е с с |
Измерение |
Обратная связь |
Рис 1.3 Модель процесса производства
Применение процессного подхода приводит к:
- определению процесса достижения желаемого результата;
- определению и измерению входов и выходов процесса;
- определению интерфейсов процесса с функциями организации;
- оценке возможного риска, его последствий и влияния процесса на потребителей, поставщиков и другие участвующие в процессе стороны;
- четкому распределению ответственности, полномочий и отчетности при управлении процессом;
- выявлению внутренних и внешних потребителей, поставщиков и других участвующих в процессе сторон;
Системный подход к менеджменту
Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.
Процесс А |
Вход А |
Выход А / Управление В |
Ресурсы С |
Процесс С |
Процесс В |
Вход В |
Вход С |
Выход В |
Выход С |
Управление С |
Рис. 1.4 Взаимодействие процессов
На рисунке 1.4 изображена взаимосвязь условных процессов, когда, например, «вход» процесса C является «выходом» процесса B.
Применение системного подхода приводит к:
- определению системы путем выявления или разработки процессов, влияющих на достижение заданной стратегической цели;
- структурированию системы для достижения заданной стратегической цели наиболее эффективным способом;
- пониманию взаимозависимостей между процессами системы;
- непрерывному усовершенствованию системы посредством измерения и анализа.
Постоянное улучшение
Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
Применение принципа непрерывного улучшения приводит к:
- превращению непрерывного улучшения продукции, процессов и систем в стратегическую цель каждого сотрудника организации;
- применению базовых понятий последовательного и скачкообразного улучшения;
- проведения периодических аттестаций степени достижения установленных критериев качества для выявления областей потенциального улучшения;
- непрерывному повышению результативности и эффективности всех процессов;
- поощрению действий направленных на предотвращение проблем;
- предоставлению каждому сотруднику организации необходимого образования и подготовки по методам и инструментальным средствам непрерывного улучшения.
Для постоянного улучшения разрабатываются и применяются различные системы, например метод «точно вовремя» (just-in-time) и «канбан», применявшиеся еще в середине 20-го века и более современные: система «всеобщего обслуживания оборудования» -TPM, упорядочение – 5S, система «6 сигм», система 20 «ключей» и т.п.