Введение
Продукция Заволжского моторного завода известна даже людям, далеким от автомобильной промышленности. Она представляет собой выпуск бензиновых двигателей. Они впоследствии находят применение в таких солидных марках, как «Волга» и «Газель». Конкретно ЗМЗ 406 устанавливается в ГАЗ 31105.
Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией.
Насос обеспечивает постоянный поток жидкости через рубашку охлаждения блока и головки блока цилиндров, после чего жидкость проходит через термостат и радиатор, отдавая тепло окружающему воздуху.
Рубашка охлаждения, насос, термостат и радиатор образуют "большой круг" циркуляции.
В систему охлаждения включены радиатор отопителя кабины, радиатор дополнительного отопителя (для фургонов с двумя рядами сидений и автобусов), и электронасос, установленный на отводящем шланге системы отопления (для автомобилей с двумя рядами сидений и автобусов).
Количество жидкости, проходящей через радиатор отопителя не зависит от термостата и регулируется только краном отопителя.
Система охлаждения двигателя ЗМЗ-406 в основном аналогична системе охлаждения двигателя ЗМЗ-402, но имеет отличия заключающиеся в том, что предусмотрен подогрев впускного трубопровода. Кроме того, на корпусе термостата дополнительно установлены датчик температурного состояния двигателя и датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости.
Поддержание правильного температурного режима двигателя оказывает решающее влияние на износ деталей двигателя и экономичность его работы.
Оптимальная температура охлаждающей жидкости 80-90°С поддерживается при помощи термостата, действующего автоматически, и электровентилятора, включаемого отдатчика через реле управления электровентилятором при достижении температуры охлаждающей жидкости 92°С.
Электровентилятор включен до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не упадет до 87°С. В холодное время года для поддержания оптимальной температуры охлаждающей жидкости используется также чехол, устанавливаемый на облицовку радиатора.
Для контроля температуры охлаждающей жидкости в комбинации приборов ЗМЗ-406 имеется указатель температуры, датчик которого ввернут в корпус термостата.
Кроме того, в комбинации приборов имеется сигнальная лампа, загорающаяся при повышении температуры жидкости до 104-109°С.
Датчик сигнальной лампы также ввернут в корпус термостата. При загорании лампы следует немедленно остановить двигатель, установить и устранить причину перегрева.
2.
ТО и ремонт системы охлаждения двигателя ЗМЗ 406
. Оборудование и инструмент. Организация рабочего места. ТО автомобилей делят на следующие типы:
-ЕО - предназначены для контроля состояния автомобиля. Осмотр на подтёки, прослушивание на различных режимах работы двигателя.
-ТО-1 – включают диагностические, крепежные и другие виды работ.
-ТО-2 – включают контрольно-регулировочные работы: проверка термостата на температуру срабатывания, прогиб ремня привода помпы.
-СО – если залита вода, то меняется на антифриз с промывкой системы.
Диагностика и замена помпы двигателя ЗМЗ 406.
Порядок выполнения работы:
1. Сливаем охлаждающую жидкость.
2. Снимаем шкив и отражатель шкива.
Ключом «на 12» отворачиваем три болта крепления шкива насоса, при необходимости удержания его от проворачивания монтажной лопаткой.
3. Ключом «на 27» отворачиваем штуцер подводящей трубки отопителя.
4
. Отверткой ослабляем хомуты и подводящих шлангов и снимаем нижний шланг с патрубка насоса.
5. Шестигранным ключом «на 6» со стороны шкива отворачиваем четыре винта крепления корпуса насоса охлаждающей жидкости.
6. Ключом «на 12» отворачиваем дополнительный болт крепления насоса...
7. Снимаем насос.
Между насосом и блоком цилиндров установлена уплотнительная прокладка.
Ключом «на 24» выворачиваем из корпуса прежнего насоса штуцер и заворачиваем его в новый насос, предварительно нанеся на резьбу герметик.
Перед установкой насоса проверьте исправность подшипников насоса, его валик должен вращаться без щелчков, люфта и заеданий.
Устанавливаем новый насос в обратной последовательности, заменив прокладку.
Инструменты: Набор ключей и всевозможных удлинителей, съемник для шкива с двумя зацепами, герметик, WD40.
Оборудование: подъемник, домкраты.
3.
Техника безопасности. Заправку системы охлаждения двигателей антифризом нужно производить только при помощи, специально предназначенной для этой цели посуды (ведра с носиком, воронки). Заправочная посуда должна быть очищена и промыта, как описано в п.2.3, и иметь надпись "только для антифриза". При заправке предохранять антифриз от попадания в него нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива и др.), т.к. они во время работы двигателя приводят к вспениванию антифриза.
Антифриз наливают в тару не более, чем на 90% их емкости, чтобы исключить их вытекание от температурного расширения (так как, например, во время работы двигателя (при нагревании) антифриз расширяется больше воды, что может привести к вытеканию его вследствие переполнения системы охлаждения).
С наступлением теплого времени, когда исключается возможность снижения температуры наружного воздуха ниже 0°C, антифриз должен быть слит в специальную тару из системы охлаждения двигателя, профильтрован через матерчатый фильтр и сдан по акту для хранения на склад.
Во время работы с антифризом не курить и не принимать пищу.
Использовать антифриз только по прямому назначению. Использование его для других целей (мытья рук, тары, промывки деталей и др.) запрещается.
После каждой операции с антифризом (получение, выдача, заправка автомобиля, проверка качества) тщательно вымыть руки водой с мылом.
Заключение.
Данная дипломная работа позволила закрепить и углубить знания по пройденному курсу, приобрести опыт использование исходных технологических, нормативных и литературных данных, развить навыки самостоятельной работы.
Список используемой литературы
1.Руководство по ремонту и эксплуатации автомобилей. Издательство
Третий Рим. М. 2002 г.
2.Техническое обслуживание и ремонт автомобилей : Учебник для ПУ / С.И.Румянцев, А.Ф.Синельникова, Ю. Л. Штоль. Машиностроение 1989 – 272 с.: ил.
3. http://www.autofizik.ru
4. http://gazel-time.ru
6.
Примечания Охлаждающая жидкость меняется через 40-50тыс. км пробега. При этом система промывается.