Категории технического состояния искусственных сооружений
Категория технического состояния | Приведенная балльная оценка | Показатель качества | Требуемый вид ремонта |
0 категория | 4,5 и более | Отличное состояние | Работы профилактического характера |
I категория | От 3,5 до 4,5 | Хорошее состояние | Работы текущего содержания |
II категория | От 2,5 до 3,5 | Удовлетворительное состояние | Капитальный ремонт |
III категория | Менее 2,5 | Неудовлетворительное состояние | Реконструкция или срочный капитальный ремон |
Приведенные балльные оценки , рассчитывают ежемесячно, оформляя при этом документ специальной формы – акт периодического осмотра.
Второй момент балльной системы включает в себя определение средних баллов оценки состояния и содержания группы или всех сооружений, эксплуатируемых на рассматриваемом отдельном участке, дистанции пути или дороге в целом.
Средние балльные оценки состояния и содержания искусственных сооружений в пределах дистанции пути (участка) определяют как среднеарифметические значения из соответствующих приведенных балльных оценок всех сооружений по формуле [4]
, (1.2)
где , – приведенные балльные оценки состояния и содержания i-го сооружения; т – количество сооружений на дистанции пути (отдельном участке дистанции пути).
Балльную оценку производят мостовые (тоннельные) мастера по результатам периодического осмотра сооруженийили данных об устранении дефектов.
Объективность оценок состояния сооружений проверяют комиссионными осмотрами, а также в процессе обследований, выполняемых мостоиспытательными станциями ОАО «РЖД», дорожными мостоиспытательными станциями и специализированными организациями.
В настоящее время оценку технического состояния и содержания эксплуатируемых искусственных сооружений производят с применением информационно-аналитической компьютерной системы АСУ ИССО [5]. Использование компьютерной технологии значительно ускоряет процесс оценки технического состояния искусственных сооружений и способствует повышению объективности в решении задач ремонтопригодности конструкций.
Таким образом, система управления состоянием искусственных сооружений, принятая на Российских железных дорогах (РЖД), включает в себя три основных уровня: сбор информации; оценку технического состояния; принятие решения о требуемом виде ремонта, объеме и составе ремонтно-восстановительных работ.
В странах Европы (Германия, Франция, Англия, Финляндия, Дания, Швеция) и США оценку технического состояния эксплуатируемых мостов производят также по балльной системе с учетом градации состояний, отражающей уровни повреждений в различных конструкциях. При этом приняты различные оценки, включающие в себя 4- – 10-балльные системы состояний: отличное, очень хорошее, хорошее, удовлетворительное, неопасное, приемлемое, плохое, критическое, опасное, аварийное. Данным состояниям соответствуют определенные виды работ, к числу которых относят содержание, профилактический ремонт, ремонт, капитальный ремонт, обновление, восстановление, функциональную модернизацию, замену. Принятая за рубежом система управления состоянием мостов обеспечивает планирование работ по их содержанию ремонту, а также, в отличие от отечественной системы, разработку различных стратегий эксплуатации.
Система оценки технического состояния искусственных сооружений, принятая РЖД, обеспечивает традиционный прием по четырем состояниям, что приемлемо в сложившейся структуре различных подразделений по содержанию и ремонту.
Следующий этап оценки эксплуатационной пригодности искусственных сооружений связан с расчетами грузоподъемности наиболее слабых и дефектных конструкций, установленных по результатам оценки технического состояния (соответствующие II и III категориям, см. табл. 1.3).