Понятие, определение и свойства системы
Анализ эксплуатируемых ИС
Вариант 1
Анализ процессов разработки и внедрения информационных систем показал наличие ряда проблем как организационного (разработка проекта системы), так и технического характера (реализация проекта). Анализу подвергались различные системы: планирования ресурсов предприятий, системы управления поставками, системы управления взаимоотношениями с заказчиками и системы электронной коммерции.
Основные выводы проведенного анализа
· Небольшое доказательство пользы от внедрения ИС.
· Растет неудовлетворенность разработчиками ИС.
· Цена внедрения ИС слишком высока.
· ИС меньшей стоимости считаются лучшими.
· Медленный возврат стоимости вложений.
· Эффективная реализация проекта по внедрению ИС не всегда удовлетворяет заказчика.
· Формулирование стратегии и целей проекта (этап макропроектирования) являются главным фактором успешности внедрения ИС.
· Ключевым для успеха является анализ текущей ситуации.
· Необходимость частого пересмотра опций и альтернатив (требований).
РЕЗЮМЕ
– необходимым условием успешного завершения проекта является проведение проектной оценки экономической эффективности и обоснование на ее основе всех последующих решений в рамках проекта разработки и внедрения ИС.
Сложность получения оценки эффективности ИС
· Недостаточная формализация модели получения оценки обоснованности инвестиций в разработку IT и ИС из-за влияния множества неформализованных факторов.
· Проблема выбора ФСИС, ориентированной на взаимосвязь функций ИС и стратегии ОУ.
· Отсутствие методик определения средств и времени на проектирование ИС.
Вариант 2
Анализ процессов разработки и внедрения ИС показал:
· цена внедрения высока;
· вложения возвращаются медленно;
· лучшими считаются более дешевые ИС;
· сомнение в пользе от внедрения ИС;
· внедренная ИС не всегда удовлетворяет заказчика;
· растет неудовлетворенность разработчиками;
· для успеха необходим постоянный анализ текущей ситуации и пересмотр требований
Проблемы проектирования ИС
Вариант1
Проблемы разработки ИС
· Индивидуальность структуры и процессов функционирования организационных ОУ (компании, завода, фирмы).
· Неизвестность для разработчика предметной области ОУ.
· Разработка математической модели общей структуры создаваемой ИС.
· Сложность разработки для заказчика и разработчика модели функциональной структуры ОУ.
· Проблема выбора модели проектирования ИС.
· Индивидуальность разработки ИС в связи с особенностями структуры и процессов функционирования ОУ.
· Сложность разработки и реализации проекта на создание ИС.
· Отсутствие индустриальных, унифицированных технологий разработки ИС, снижающих стоимость и время проектирования ИС.
· Отсутствие систем САПР, инструментальных средств, обеспечивающих поддержку реализации проекта по всем стадиям ЖЦ ИС.
· Высокие требования к квалификации системных аналитиков, проектировщиков, участвующих в разработке ИС.
· Сложность применения существующих прототипов для разработки как системы в целом, так и отдельных ее элементов.
Отсутствие унифицированной технологии разработки ИС обусловлено следующим
· сложность структуры ИС из-за наличия большого числа элементов и соответствующих связей;
· быстрое изменение функций и даже цели создания системы;
· постоянно возникающие требования повышения степени автоматизации управленческих функций и т.д.
Требования к проекту ИС. Проект должен:
· полностью отражать содержание сформированных заказчиком требований к системе и ее элементам (ТЗ);
· обеспечивать возможность модернизации, развития, реинжиниринга элементов разрабатываемой системы при изменении требований со стороны заказчика;
· реализация проекта должна осуществляться в короткие сроки с минимальными затратами
Многоуровневое описание создаваемой системы должно обеспечить:
· максимальное использование знаний, опыта, как заказчика, так и разработчика;
· формальное представление требований заказчика к системе и ее развитие на всем жизненном цикле существования;
· контроль выполнения поставленных заказчиком целей, что означает непосредственное его участие в работах на всех этапах проектирования.
Вариант 2
· недостаточная осведомленность разработчика в предметной области;
· компании-заказчики имеют различные структуры и процессы функционирования ОУ ® разработка ИС индивидуальна в связи с этими особенностями ® сложно применить имеющиеся прототипы;
· проблема выбора моделей проектирования и разработки;
· сложность разработки и отсутствие технологий, позволяющих сократить сроки и стоимость проектирования;
· высокие требования к разработчикам.
ИС не могут разрабатываться по одной схеме, поскольку их структура сложна, а в процессе разработки возможно изменение структуры и целей, повышение требований к степени автоматизации ФЗ.
Проект ИС должен полностью соответствовать ТЗ; иметь возможность изменения элементов при изменении требований; затраты ресурсов на разработку должны быть оптимальными.
Заказчик должен контролировать все стадии ЖЦ ИС.
Понятие, определение и свойства системы
Вариант 1
Под системой понимают множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность и единство. Представление о системе связывают с такими понятиями как элемент, целостность, структура, связь, отношение, подсистема.
Структура системы - относительно устойчивый порядок внутренних и пространственных связей между ее отдельными элементами, определяющий функциональное назначение системы и ее взаимодействие с внешней средой.
Структура системы декомпозируется на конечное число частей (подсистем), каждую из которых, в свою очередь, можно разделить на комплексы функциональных задач.
Виды структур:
· линейные;
· иерархические;
· смешанные
Свойства системы:
· целостность;
· множественность целей;
· динамичность систем;
· абстрактный характер описания системы.
Подсистемы информационной системы:
· Информационное обеспечение совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных документов и вспомогательных информационных массивов (обычно – классификаторы, таблицы кодирования и пр.)
· Техническое обеспечение комплекс технических средств, предназначенных для обеспечения работы информационной системы и ее пользователей, и документация на них.
· Программное обеспечение общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация.
· Организационное обеспечение комплекс мероприятий и руководящих документов, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.
· Математическое обеспечение совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, использующихся для управления системой и реализации прикладных задач.
· Лингвистическое обеспечение множество языков, использующихся при разработке и эксплуатации ИС (языки программирования, языки общения, набор словарей и пр.).
· Правовое обеспечение совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.
Вариант 2
Система – это множество взаимосвязанных элементов. Структура системы – это организация связей между ее элементами, определяющая функциональное назначение системы. Структуру системы можно декомпозировать на некоторое конечное число подсистем, а подсистемы – на функциональные задачи. Структуры бывают линейные, иерархические и смешанные – Рис. 3.1.
Свойства систем: динамичность, целостность, абстрактный характер описания, множественность целей.
Подсистемы ИС:
Информационное обеспечение – информация, необходимая для создания и поддержки работы ИС
Техническое обеспечение – технические средства + документация, необходимые
Программное обеспечение – ПО + документация
Математическое обеспечение – математические методы и алгоритмы, использующиеся для управления ИС и реализации ФЗ
Лингвистическое обеспечение – языки (от языков общения до зыков программирования)
Организационное обеспечение – организационные предприятия и документы, описывающие порядок работы с ИС
Правовое обеспечение – совокупность правовых норм.