Как можно организовать собственное продуктивное предприятие;
Как производятся товары и услуги;
Мы изучаем ПОМ, так как это затратная часть организации.
Эта затратная составляющая показывает реализацию функции ПОМ как главное направление деятельности организации. Эти затраты в процентах расходов на ПОМ–функции в разных видах бизнеса (от 40 до 80%) показаны, например, в таблице 4.
Таблица 4. Затраты в разных видах бизнеса
Статьи расходов | Упаковка мяса, % | Производство мебели, % | Ресторанный сервис, % | Производство станков, % |
Производство/операции | ||||
Материалы | ||||
Зарплата основных рабочих | ||||
Персонал отделов продажи, финансовых операций, управленческий и административный персонал | ||||
Непредвиденные расходы, налоги, прибыль |
Из этого следует, что ПОМ обеспечивает наибольшие возможности для организации при ее стремлении к прибыльности или при увеличении ее способности к выживанию. На следующем примере рассмотрим, как фирма может увеличить свою прибыльность, используя производственную функцию.
Пример.Сравнительная оценка эффективности решений в области производственного менеджмента.
Организация ставит своей стратегической целью на ближайший период увеличение размера прибыли не менее чем в два раза. Руководители трех разных функциональных служб предложили свои стратегические решения:
· маркетинговая служба – увеличение объема продаж на 50%;
· финансовая служба – уменьшение финансовых затрат на 50%;
· производственный отдел – сокращение производственных затрат на 20%.
Если фирма не сумеет увеличить прибыль, банк не даст ей кредит, и невозможно будет купить оборудование. Если фирма не сможет купить оборудование, ограничения старого оборудования не дадут фирме остаться в бизнесе и фирма будет неспособна обеспечить работой своих работников или товарами и услугами своих покупателей. Текущее состояние предприятия и альтернативы стратегических решений представлены в таблице 5.
Необходимо определить наиболее выгодную для организации стратегию достижения поставленной цели.
Первое стратегическое решение – выбор маркетинга, при котором хорошее управление может увеличить продажи на 50%. Прибыль увеличится на 7500/10500 = 71%, но увеличение продаж на 50% – дело сложное и не всегда возможное.
Вторым решением является выбор финансовой и учетной стратегии, при которой финансовые затраты сокращаются наполовину с помощью хорошего финансового менеджмента. Но сокращение всех финансовых затрат все же недостаточно для необходимого увеличения прибыли. Прибыль возросла только на 2250/10500 = 21%.
Третье решение – это выбор ПОМ-стратегии, когда менеджмент уменьшает производственные затраты и увеличивает прибыль на 12000/10500 = 114%. В условиях, описанным в приведенном примере, организация найдет банк, который выделит ей необходимый кредит.
Таблица 5 Решения по увеличению прибыли
Варианты решений Показатели | Текущее состояние, ($) | Решения, $ | ||
1.Маркетинговое | 2.Финансовое | 3.Производственное | ||
Продажи | ||||
Затраты на производство | – 80 000 | – 120000 | – 80000 | – 64000 |
Валовая прибыль | ||||
Операционные затраты (сбыт,ад министративные расходы и т.п.) | – 6000 | – 6000 | – 3000 | – 6000 |
Прибыль до уплаты налогов | ||||
Налог 25% | – 3500 | – 6000 | – 4250 | – 7500 |
Чистая прибыль |
Итак, развитие любой фирмы и уровень ее конкурентоспособности в огромной степени зависят от того, насколько удачно организовано ее управление производственными ресурсами. Именно в этом и заключается основная задача операционного менеджмента. Операционный менеджмент занимается разработкой систем, обеспечивающих максимально эффективное использование материалов, человеческих ресурсов, оборудования и производственных помещений в процессе изготовления продукции или оказания услуг и управление ими.