Информационная база анализа затрат на качество продукции

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ВИДЫ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ

Обеспечение качества продукции связано с затратами. Качество продукции должно гарантировать потребителю удовлетворение его запросов, ее надежность и экономию затрат. Эти свойства формируются в процессе всей воспроизводственной деятельности предприятия, на всех ее этапах и во всех звеньях. Вместе с ними образуется стоимостная величина продукта, характеризующая эти свойства от планирования разработок продукции до ее реализации и послепродажного обслуживания^ На рис. 1 показана цепочка формирования затрат и стоимости товара или услуги.

Проектирование       Прогнозирование спроса   Продажи  
         
Технолог планирс   ическое     Планирование мощности   Произв   одственное фование  
  жание     план)    
      ^  
    Организация и подго­товка производства    
 
Снабже­на ние   Хранение * входящих запасов   -   Произ­водство   -   Хранение готовой про- ч дукции   Отгрузка и продажа > л -1 готовой продукции   После­продажное * обслужи- "* вание  
                 

Рис. 1. Цепочка формирования затрат и создание стоимости продукции

Она позволяет конкретизировать принцип гарантии качества и увидеть, когда, т. е. на каком этапе деятельности, и где, в каком подразделении, он реализуется. Поскольку за каждый этап и подразделение несет ответствен­ность руководитель, становится ясно, кто отвечает за качество продукции. То, что подразумевается под гарантиями, есть технические, технологические, экологические, эргономические, экономические и иные показатели качества, которые и обеспечивают удовлетворение запросов потребителя.

Эти показатели имеют качественное выражение и включают всебя плановые, фактические и критериальные качества продукции.

Если представить деятельность предприятия по вертикали, то и в этом случае очевидна актуальность управления затратами (рис. 2).

высший уровеньуправления предприятием (руководство предприятия)_____

Контролирующийуровень отделов

.О-

Исполнительный уровень отделов

Контролирующий уровень подразделений основного производства _____

Оперативный уровень подразделений основного производства

Рис.2. Вертикальный разрез деятельности предприятия

Они формируются как снизу вверх, так и сверху вниз, различаясь по составу, величине, способу формирования и отнесения на продукт.

Рис. 2 помогает понять, что затраты на качество связаны не только не­посредственно с производством продукции, но и с управлением этим произ­водством.

Укрупненные затраты, связанные с качеством продукции, можно раз­делить на научно-технические, управленческие и производственные. Научно-технические и управленческие подготавливают, обеспечивают и контроли­руют условия производства качественной продукции, т.е. как бы предопреде­ляют наличие и величину производственных затрат.

Если разработка и конструирование новой продукции осуществляется внешними организациями, то затраты, обеспечивающие качество на данном предприятии, будут включать в себя только издержки на внедрение. В от­дельных случаях, особенно при производстве новой продукции, контроль за

ее подготовкой и освоением ведут конструкторские подразделения.

В общем случае/управленческие затраты, связанные с гарантией каче­ства изделия, можно классифицировать следующим образом:

Транспортные (внешние и внутренние перевозки сырья, комплектую­щих и готовой продукции^ Они подразделяются на организационные, обес­печивающие бесперебойную работу транспорта, взаимоувязку возможности и необходимости полноты его загрузки; технические, включающие стои­мость транспортных средств, цехов и подъездных путей и затраты на персо­нал транспортных подразделений - его набор и оплату труда.

Снабженческие (закупка запланированного по видам, количеству и ка­честву сырья и комплектующих материалов). Их можно разделить на непо­средственно материальные - соответствие фактических материальных ресур­сов запланированным; технические, относящиеся к закупке необходимого оборудования и иных видов основных фондов производственного назначения и для целей управления предприятия; и затраты на персонал снабженческих подразделений, от деятельности и компетентности которого зависит в даль­нейшем выполнение производственной программы^

Затраты на подразделения, контролирующие производство. Затраты, связанные с работой экономических служб, от деятельности которых зависит качество продукции: плановый отдел (своевременное со­ставление планов), финансовый (своевременное обеспечение проекта финан­совыми ресурсами), бухгалтерия (выписка счетов) и т. п.

Затраты на деятельность иных служб аппарата управления пред­приятием, которые в различной степени связаны и влияют на обеспечение качества продукции, особенно управление кадрами, в функции которого вхо­дит набор персонала, повышение его квалификации и проверка соответствия требуемому уровню и условиям. -)

•/ Производственные затраты в свою очередь можно разделить на материальные, технические и трудовые^ Причем все они прямо относятся на стоимость продукции. И если величину управленческих затрат в затратах на

качество можно определить лишь условно, опосредованно, то размер матери­альных производственных поддается прямому счету. Значительно проще, чем управленческие, рассчитать и размер технических производственных за­трет - через амортизационные отчисления, и трудовых - через заработную плату (оплату нормочасов).

УС целью управления затратами, связанными с обеспечением качества продукции, надо различать базовые, которые образуются в процессе разра­ботки, освоения и производства новой продукции и являются в дальнейшем до момента ее снятия с производства их носителем, и дополнительные, свя­занные с ее усовершенствованием и восстановлением утерянного (недополу­ченного по сравнению с запланированным) уровня качества_^

1_ Основная часть базовых затрат отражает стоимостную величину фак­торов производства! а также общехозяйственные и общепроизводственные расходы, относимые на изготовление конкретного изделия через смету за­трат.

'Дополнительные затраты включают в себя затраты на оценку и затраты на предотвращений

• К первым относятся расходы, которые несет предприятие для того, что­бы определить, отвечает ли продукция запланированным техническим, экологическим, эргономическим и иным условиям. Обычно их нетрудно рас­считать^ Частично они включают затраты на контролирующий персонал, специальное оборудование и накладные расходы отдела технического кон­троля (отдела качества). Другую часть составляют затраты на информацию в сфере реализации продукции, на изучение мнения потребителя о качестве продукции, а именно: разработку, организацию и проведение специальных выборочных обследований, включая инструментарий и затраты на оплату персонала.

« Ко вторым относятся расходы на доработку и усовершенствование продукции, не отвечающей стандартам, лучшим мировым образцам, требо­ваниям покупателя, на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента,

оснастки, техники и технологии, а в отдельных случаях и на остановку про-изводства^В данную группу следует включить затраты на внедрение системы управления качеством, в том числе ее техническое обеспечение, разработку стандартов, расходы на документацию, на персонал: его подбор, подготовку, оплату и т. д.

Существует ещ^одна группа издержек, которые при их возникновении следует относить или к базовым, или к дополнительным в зависимости от новизны продукции. Это затраты нл Крпк и его неправдрнис Их величина может существенно колебаться и состоять из расходов на производство за­бракованной в дальнейшем продукции при наличии неисправимого брака или дополнительно к этому затрат на его исправление, если брак не оконча­тельный, а может также включать оплату морального и (или) физического ущерба, нанесенного потребителю некачественной продукцией. В последнем случае издержки, связанные с качеством продукции, а точнее, его отсутстви­ем, могут оказаться весьма велики.

'/При этом издержки возникают как в сфере производства, так и за ее пределами - в сфере потребления продукцт^Это предъявляет дополнитель­ные требования к информации о качестве, которая может положительно по­влиять на минимизацию затрат на предотвращение брака и его исправление.

Очевидно, что поскольку затраты на создание, поддержание производ­ства качественной продукции и, следовательно, имиджа выпускающего его предприятия образуются и на предприятии, и за его пределами, необходим их глубокий качественный и количественный анализ.

ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА АНАЛИЗА ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ

Для анализа стоимостной величины средств, затрачиваемых на под­держание качества продукции, используется различная информация. Но прежде чем начать ее собирать, следует определить, каково ее назначение.

Цели сбора данных в процессе стоимостного анализа качества могут

состоять в следующем:

Снижение затрат на единицу продукции при сохранении ее прежнего качества.

Снижение затрат на изделия при одновременном улучшении их свойств.

Повышение удельных затрат, позволяющее добиться высокого уровня качества, дающего преимущества по сравнению с конкурентами.

Определение величины издержек по видам для изменения их структу­ры, но сохранение прежнего объема затрат на продукцию, позволяющего поддержать сложившийся уровень цены в целях опережения конкурента по качеству.

Увеличение объема производства без снижения качества продукции из прежнего объема ресурсов за счет уменьшения и ликвидации отходов.

Анализ отклонений от установленных требований.

Контроль продукции.

Установление цены на продукцию.

Отсюда видно, что часть данных о качестве, касающаяся технических особенностей изделия и его производства, находится на предприятии-изготовителе, другая — на конкурирующем предприятии или в сфере реализа­ции, т. е. во внешней среде.

Данные для анализа затрат на качество могут быть первичными, как правило, это технические и иные параметры изделий, содержащиеся в ТУ, ГОСТах, сертификатах и иных документах, подтверждающих качество про­дукции, и вторичными, получающимися в результате обработки первичных. Получение первичных внутренних данных значительно дешевле, чем вто­ричных внешних и даже первичных внешних. При этом вторичные, преобра­зованные, обычно называют информацией.

Данные различаются также по видам. Они могут быть техническими и экономическими. Технические - это обычно внутренние первичные, а эконо­мические - и внутренние и внешние, первичные и вторичные. Все эти разли-

чия влияют на величину расходов времени и денежных средств, затрачивае­мых на получение, а также на методы получения и преобразования данных в целях их дальнейшего анализа.

Сокращает затраты времени на обработку данных разработка таких ви­дов их носителей, которые делают возможными предварительные выводы сразу после сбора данных. Для этого необходимо зарегистрировать источник информации (дату, когда она собиралась, рабочего, делавшего операцию, станок, на котором производилась обработка, партию используемых мате­риалов и т.п.), регистрацию осуществлять в таблицах, облегчающих и Уско­ряющих вычисление статистических показателей, используемых при приня­тии оперативных управленческих решений и для дальнейшего более глубо­кого статистико-математического анализа взаимосвязей и тенденций.

Одним из внутренних источников информации, позволяющих опреде­лить структуру затрат на изделие и обладающих большим преимуществом перед другими благодаря обязательности составления, преемственности вхо­дящих в нее показателей, достоверности и наглядности, является смета затрат на производство. Она удобна для поиска направлений их снижения и мини­мизации цены изделия. Кроме того, можно использовать данные о затратах на производство по их видам, собираемые на счетах бухгалтерского учета.

Более сложным, трудоемким и дорогим является получение внешней информации. Часть ее содержится в рекламных проспектах, прайс-листах, материалах периодической печати и специальной литературе. Эти данные более надежны по сравнению с получаемыми в сфере реализации путем про­ведения специальных выборочных обследований по изучению мнения потре­бителей о цене и качестве продукции. Однако информацию, получаемую из выборочных обследований, трудно чем-либо заменить, если предприятие хо­чет учесть желание покупателей для увеличения объема продаж путем улуч­шения свойств продукции. С этой целью можно использовать опрос продав­цов продукции и покупателей или проводить анкетирование населения, кото­рое в процессе обработки данных необходимо разбить на группы (классы).

Это позволит определить мнение различных социальных, возрастных и дру­гих групп населения о продукции предприятия с использованием типической выборки для получения информации.

При сборе таких данных по ограниченному числу потребителей, осо­бенно при малой выборке, удобно построение диаграмм рассеивания, позво­ляющих изучить зависимость между парами переменных, например ценой и внешним оформлением, упаковкой товара. Этими переменными могут быть:

а) характеристика качества или влияющий на нее фактор;

б) две различные характеристики качества;

в)два фактора, влияющих на одну характеристику качества.

Целесообразно хотя бы одним из переменных брать показатель, выра­жающий затраты на качество, создание или поддержание какого-либо свой­ства продукции или цену на нее, т. е. стоимостную величину.

Диаграмма рассеивания строится в несколько этапов. На первом в таб­лице записывают собираемые данные (х и у), между которыми изучается за­висимость. Для облегчения построения диаграммы рассеивания и дальней­шей математической обработки данных исходный материал целесообразно представлять в ранжированном виде.

На втором строится шкапа значений показателей путем деления разно­сти между их максимальной и минимальной величинами на желаемое при­мерно одинаковое число частей. На оси х откладывают значения факторного, а на оси у - результативного признака.

На третьем этапе строят диаграмму рассеивания путем нанесения то­чек, полученных в результате наблюдения, на график.

На заключительном этапе вносятся адресные данные: название диа­граммы, время наблюдения, имя исполнителя и другие необходимые сведе­ния.

Данные диаграммы рассеивания позволяют сделать предварительные выводы о взаимосвязи исследуемых переменных.

Таким образом, несмотря на разносторонность информации, характе-

ризующей затраты на качество продукции, и факторы, влияющие на него и на подобные расходы, необходимо и вполне возможно уже на этапе форми­рования данных использовать наглядные формы их представления в сочета­нии с методиками Первичного анализа: группировкой, графическим анали­зом и т. д. Это значительно ускоряет процесс анализа и облегчает Дальней­шее использование в его целях статистико-математических методов.

Наши рекомендации