Пояснения к практическому занятию. Пассажирский вагон оборудован (рис.) тормозной магистралью ТМ диаметром 1/4"(32 мм) с концевыми кранами 2
Пассажирский вагон оборудован (рис.) тормозной магистралью ТМ диаметром 1/4"(32 мм) с концевыми кранами 2, соединительными рукавами 1 и пылеуловкой 8. Соединительные рукава 1 оборудованы универсальными головками и закреплены на изолированных подвесках 7. Тормозная магистраль ТМ через разобщительный кран 10 соединена отводом 9 с воздухораспределителем ВТ (№ 292). Воздухораспределитель ВР и электровоздухораспределитель ЭВР (№ 305) установлены на рабочей камере 11, которая смонтирована на кронштейне задней крышки тормозного цилиндра ТЦ диаметром 356 мм.
Рис. 1. Принципиальная схема пневматической и электрической части тормоза пассажирского вагона
1 - соединительный рукав с головкой № 369А; 2 - концевой кран; 3 - двухтрубная коробка; 4 - стоп-кран; 5 - трехтрубная коробка; 6 - стальная труба; 7 - изолированная подвеска; 8 - пылеловка; 9 - отвод к воздухораспределителю; 10 - разобщительный кран; 11 - рабочая камера электровоздухораспределителя; ЭВР - электровоздухораспределитель № 305; ВР - воздухораспределитель № 292; ТЦ - тормозной цилиндр; 15 - выпускной клапан; ЗР - запасный резервуар объемом 78л; ТМ - тормозная магистраль.
В каждом пассажирском вагоне имеется не менее трех стоп-кранов 4, два из которых расположены в тамбурах вагонов. Запасный резервуар ЗР объемом 78 л соединен трубопроводом диаметром 1" (25,4 мм) с кронштейном задней крышки тормозного цилиндра ТЦ. На трубопроводе от запасного резервуара ЗР к ТЦ установлен выпускной клапан 15. На некоторых типах пассажирских вагонов рабочая камера 11 с воздухораспределителями ВР и ЭВР установлены на отдельном кронштейне, а тормозной цилиндр ТЦ имеет обычную крышку.
Рабочий и контрольный электрические провода электропневматического тормоза уложены в стальной трубе 6 и подведены к концевым двухтрубным 3 и средней 5 трехтрубной коробкам. От средней коробки 5 провод в металлической трубе подходит к рабочей камере 11 электровоздухораспределителя ЭВР, а от концевых коробок 3 к контактам в соединительной головке междувагонного рукава 1.
При зарядке и отпуске тормоза воздух из ТМ через воздухораспределитель ВР поступает в запасный резервуар ЗР, а тормозной цилиндр ТЦ через воздухораспределитель (или электровоздухораспределитель) сообщен с атмосферой. При пневматическом торможении сжатый воздух из ЗР поступает в ТЦ через воздухораспределитель ВР, который отключает тормозной цилиндр ТЦ от атмосферы и сообщает его с запасным резервуаром ЗР. При полном торможении давление в запасном резервуаре и тормозном цилиндре выравниваются. При электропневматическом торможении сжатый воздух из ЗР поступает в ТЦ через электровоздухораспределитель ЭВР.
Электропневматический тормоз, устанавливаемый на локомотивах и вагонах, представляет собой комплекс электрических и пневматических устройств, воздействующих на механическую тормозную рычажную передачу. В общей системе тормозного оборудования этот тормоз является основным, а пневматический — резервным, приводимым в действие в случае неисправности электропневматического.
Управление электропневматическими тормозами осуществляется при помощи тока, а в качестве источника энергии для торможения используется давление сжатого воздуха на поршни тормозных цилиндров.
Электропневматические тормоза обладают рядом преимуществ по сравнению с пневматическими. Их применение позволяет повысить эффективность торможения поездов и заметно сократить длину тормозных путей, что достигается благодаря одновременности действия тормозов во всем поезде и уменьшению времени наполнения тормозных цилиндров воздухом. При этом резко снижаются продольно-динамические усилия и достигается плавность торможения. При торможении ЭТП давление в ТУ не зависит от величины выхода штока.
При управлении электропневматическими тормозами можно производить четкие ступени торможения и быстродействующий ступенчатый отпуск, что позволяет гибко регулировать скорость движения поездов.
Недостатками ЭТП является неавтоматичность действия, а также относительно низкая надежность и отсутствие ограничения давления в ТУ при длительной выдержке ручки крана машиниста в положении 5А (5Э).
На пассажирских поездах с локомотивной тягой применяется двухпроводный электропневматический тормоз. Вдоль всего поезда проложены линейные провода тормоза: провод № 1 - рабочий, предназначенный для управления действием электровоздухораспределителей, и провод № 2 — контрольный, для сигнализации машинисту о состоянии цепи управления. В качестве обратного провода используются рельсы железнодорожного пути.
В электрических устройствах тормоза применяется ток двух родов: постоянный напряжением 50В для цепей управления и переменный напряжением 50В, частотой 625Гц для контроля целостности цепей. На некоторых сериях тепловозов используется ток напряжением 110В.
Кроме приборов пневматического тормоза на локомотиве и вагонах, оборудованных электропневматическим тормозом, устанавливаются следующие дополнительные приборы. На локомотиве - кран машиниста усл. 395 с контроллером; световой сигнализатор с лампами О(отпуск), П (перекрыша), Т(торможение); блок электрического питания со статическим преобразователем; блок управления; электровоздухораспределительусл. № 305. На вагонах — электровоздухораспределители усл. № 305.
Все электрические провода на локомотиве вагонах проложены в кондуитных металлических трубах.
В местах ответвления электрических проводов к электровоздухороспределителям установлены трехтрубные клемные коробки усл. № 317, а в местах присоединения проводов к кабелю межвагонных соединительных рукавов двухтрубные коробкиусл. № 316.
Непрерывность электрической цепи управления тормозом обеспечивается при соединении рукавовусл. № 369А локомотива и всех смежных вагонов. В хвосте поезда соединительный рукав подвешивается на изолированную подвеску, аего провода № 1 и 2замыкаются между собой.
На торцах рамы локомотива установлены специальные подвески. При закреплении на них головок рукавов усл. № 369А провода № 1 и 2размыкаются между собой.
Рис.2 Узлы электропневматического тормоза
Электрическая схема электропневматического тормоза пассажирских поездов состоит из следующих основных узлов: блока питания БПсветового сигнализатора с лампами О (отпуск), П(перекрыша) Т(торможение), контроллера крана машиниста КМ, блока управления и электровоздухораспределителей ЭВР сотпускными ОВ, тормозными ТВвентилями и селеновыми выпрямиттелями ВС. Эти узлы соединены в общую систему на локомотиве и связаны двумя линейными проводами — рабочим № 1 и контрольным № 2,проложенными на всех вагонах поезда. Непрерывность электрических цепей линейных проводов обеспечивается с помощью межвагонных соединений МСна промежуточных вагонах и концевым замыкателем КЗна хвостовом вагоне. Блок управления и ЭВР заземлены.
Для отпуска электровоздухораспределителя на локомотиве при заторможенных ЭВР вагонов имеется кнопка отпуска КО.
Контрольные вопросы
1. Найти на схеме и на вагоне тормозную кондуитные трубы и ответить, каково их назначение.
2. Найти на схеме и на вагоне тормозной цилиндр и ответить, каково его назначение и отличие в сравнении с грузовым вагоном.
3. Найти на схеме и на вагоне концевой кран и ответить, каково его назначение.
4. Найти на схеме и на вагоне электровоздухораспределитель и ответить, каково его назначение.
5. Найти на схеме и на вагоне кран экстренного торможения и ответить, каково его назначение.
6. Найти на схеме и на вагоне соединительный рукав и ответить, каково его назначение и отличие в сравнении с пассажирским вагоном.
7. Найти на схеме и на вагоне клеммные коробки и ответить, каково их назначение.
8. Найти на схеме и на вагоне выпускной клапан и ответить, каково его назначение.
9. Перечислить узлы ЭПТ на вагоне и на локомотиве.
Практическое занятие №14.
Тема: «Исследование конструкции и принципа действия электровоздухораспределителя усл.№305»
Цель: Закрепить теоретический материал, изучить практически устройство электровоздухораспределителя, принцип его действия и размещение на вагоне.
Оборудование:электровоздухораспределителя в сборе, специализированный стол разборки, стенд с илюминацией происходящих процессов
Порядок выполнения:
1. Показать электровоздухораспределитель усл. №305 в разрезе.
2. Пронумеровать и ввести обозначение деталей.
3. Изучить назначение каждой из деталей в общем устройстве.
4. Изучить принцип действия воздухораспределителя в каждом из тормозных процессов.