Подготовка к пуску и пуск насоса
Пуск насосных установок осуществляют различными способами в зависимости от типа эксплуатируемого насоса и приводной машины, поскольку при нулевой подаче мощность, как правило, достигает максимума или минимума. Поэтому следует строго соблюдать указания, приведенные в инструкции завода- изготовителя, так как пусковой момент в насосах и в приводных двигателях различен.
Перед эксплуатацией насоса необходимо проверить направление вращения приводного двигателя при разъединенной муфте. Направление вращения насоса показано стрелкой, нанесенной на его корпусе. Обычно направление вращения насоса правое (если смотреть со стороны привода).
Насос с погружным или герметичным электродвигателем включают в оба направления подсоединением его при закрытой задвижке на напорном трубопроводе; при этом более высокое давление по показаниям определяет правильное направление вращения.
Подшипники, корпуса подшипников и масляные камеры в насосах с подшипниками, имеющими масляную смазку, перед заполнением должны быть тщательно промыты бензином или бензолом; при этом для лопастных насосов целесообразно медленно провернуть вал вручную. После чистки и полного удаления промывочных средств насос наполняют маслом, выдерживая минимальный и максимальный уровни.
В насосах с принудительной смазкой подшипников или смазкой от централизованной масляной системы перед эксплуатацией следует подключить систему смазки и проверить ее работу.
В насосах, установленных на открытой площадке, при низких температурах следует подогревать смазочное масло до 25°С. Насосы для перекачивания горячих жидкостей перед эксплуатацией прогревают, обеспечивая беспрепятственное протекание жидкости для прогрева.
В насосах с охлаждаемыми или запираемыми уплотняющей жидкостью сальниками перед эксплуатацией следует открыть линии подвода и отвода, проверить проток охлаждающей или уплотняющей (запирающей) жидкости и проконтролировать ее проток.
В насосах с механическими уплотнениями (торцовые уплотнения) полностью открывают трубопроводы разгрузки сальников; при этом необходимо избегать работы уплотнения всухую.
В несамовсасывающих лопастных насосах перед первым пуском насос и всасывающий трубопровод (с приемным клапаном) следует заполнять жидкостью с отводом воздуха до тех пор, пока из расположенного в наивысшей точке насоса воздушного вентиля или указателя уровня не начнет поступать жидкость без воздуха.
В самовсасывающих центробежных насосах перед первым пуском необходимо заполнить водой устройство для самовсасывания.
После закрытия воздушного вентиля или клапана на вакуумной трубе насос готов к пуску.
В насосных установках с напором выше 10-15 м и длинными трубопроводами рекомендуется предусмотреть непосредственно за напорным патрубком обратный клапан, чтобы защитить насос от обратного вращения при внезапном отключении привода.
Если по окончании подготовительных работ к пуску вспомогательные и дополнительные агрегаты работают нормально, насос и всасывающий трубопровод заполнены, можно пускать приводной двигатель.
Для предотвращения сухого трения не рекомендуется включать в работу лопастные насосы без жидкости. Центробежные насосы, работающие с подпором на входе, могут быть включены в работу лишь при достижении необходимого давления во всасывающем патрубке. После достижения приводным двигателем номинальной частоты вращения по показаниям манометра и амперметра в радиальных и диагональных насосах плавно открывают задвижку на напорном трубопроводе до тех пор, пока манометр на напорном патрубке не покажет требуемое значение давления. При дальнейшем открытии задвижки может произойти перегрузка приводного двигателя или превышение допустимого тока в сети.
Центробежные насосы с низким удельным числом оборотов обычно включают в работу при закрытой напорной задвижке. Лопастные насосы с очень большим удельным числом оборотов (особенно осевые) следует включать в работу с открытой напорной задвижкой, поскольку мощность, потребляемая приводным двигателем при нулевой подаче, может во много раз превышать потребляемую мощность насоса при номинальном режиме.
При пуске самовсасывающих центробежных насосов задвижки на напорном трубопроводе должны быть полностью открыты для удаления всасываемого воздуха. Центробежные насосы при закрытой или чуть приоткрытой напорной задвижке могут нормально работать непродолжительное время, а затем наступает недопустимо высокий нагрев перекачиваемой жидкости.
Категорически запрещается регулировать работу насоса дросселированием на всасывающей или подводящей трубе.
Автоматические или полуавтоматические насосные установки включают в работу по разработанной схеме. Во время пуска таких установок необходимы лишь контрольные операции.
Поршневые и роторные насосы работают по принципу вытеснения и относятся к самовсасывающим. Следует, однако, иметь в виду, что и эти насосы перед первым пуском должны быть освобождены от воздуха и заполнены жидкостью. Работа всухую приводит к интенсивному износу сальников и поршневых колец, а в роторных насосах — к нагреву гильзы корпуса, нагнетательных винтов или вращающихся поршней и подгоранию резинового корпуса одновинтовых насосов.
Объемные насосы нельзя пускать при закрытой задвижке на напорном трубопроводе, так как недопустимое увеличение давления может вызвать повреждение.