VII.Задачи и упражнения по курсу
1.Некоторые специалисты убеждены, что наличие жалоб клиентов - показатель неэффективности их обслуживания. Другие оспаривают саму постановку такого вопроса. Какую позизию занимаете Вы в данном вопросе? Аргументируйте свою точку зрения.
2.Ваш клиент - пожилая женщина, 82 лет, говорит о том, что никому не нужна: ни детям, ни внукам. Она просит о помощи в определении ее в дом престарелых. Какими принципами отбора методов вмешательства воспользуетесь Вы в данном случае?
3.Какая из известных Вам моделей эффективной деятельности наиболее применима в практике социальной работы? Дайте обоснование своему выбору.
4.Клиент, назвавший себя Еленой Ивановной, которой на вид 35 лет, рассказывает о муже: «Впервые он напился « в усмерть» пять лет тому назад, на третью годовщину нашего брака… У нас двое детей… Семилетняя дочка и шестилетний сын… Сейчас муж выпивает регулярно, каждую неделю. У него даже нелады с законом были … Но, слава богу, не забрали… Скажите, он алкоголик или нет ?» - спрашивает клиент. Данный вопрос Елена Ивановна повторяет дважды во время общения с Вами. Ее волнует будущее детей, особенно сына, который старается во всем походить на своего отца. «Но трезвый он хороший семьянин», - утверждает клиент. Елена Ивановна cпрашивает: «Что мне сделать, чтобы он не пил?»
Какие способы вмешательства возможны в данной ситуации? Какой будет Ваша стратегия и тактика в работе с этим клиентом?
5.Некоторые специалисты, например, авторы ряда учебных пособий по социальной работе фактически отождествляют посредничество и консультирование. Какую аргументацию они используют в данном случае? Какова Ваша позиция в этом вопросе?
6.На территории школы, в которой учится 10 – летний Дима, стоит трансформаторная будка. Она была открыта, и Дима решил в ней спрятаться, когда играл с друзьями в прятки. Тут – то и случилось непредвиденное: мальчика обеими руками притянуло к щиту высокого напряжения. В результате Диме ампутировали обе руки и на правой ноге удалили четыре пальца. Лечащий врач рекомендовал отправить мальчика на протезирование за границу. Семья ждет вызова и Америки и нуждается в помощи. Об этом рассказала Вам мать Димы, будучи у Вас – директора центра «Семья» на приеме.
Какой будет Ваша стратегия и тактика в данной ситуации? Какие методы вмешательства Вы обязательно используете
7.Поразмышляйте на тему: «Мои способы оказания поддержки другому».
8.Ряд социономов отказываются от использования термина «диагностика» в социальной работе. Каковы их аргументы? Разделяете ли Вы их точку зрения?
9.Некоторые специалисты утверждают Что вопросы – лучшая форма диагностики ситуации клиента. Другие убеждены, что умение слушать клиента – главное в диагностике его ситуации.
Какую позицию занимаете Вы в данном вопросе?
10.В некоторых публикациях социальная диагностика определяется как функция, в других – как технология или метод социономической деятельности.
Что же такое социальная диагностика? Какова ее связь с практикой социальной работы?
11.Диагноз надо ставить правильный, - замечает в одном из своих выступлений А.Г.Вишневский, - он должен быть основан на фактах». Что есть факты в случае социальной диагностики?
12.Существует мнение, что диагноз – навешивание «ярлыков» на клиента, это сбывшееся предсказание. То есть способ обозначения проблемы нередко определяет ее становление и развитие. Какова Ваша точка зрения в этом вопрос.
13.Известно, что около 3% обращений в Телефоны доверия – розыгрыши типа: «Мне нечего делать, решил (а ) позвонить». В чем проблема данного типа клиентов и являются ли такие абоненты клиентами Телефона доверия?
14.Критики первичной профилактики утверждают, что профилактика предполагает знание причин проблемы. Но выявит конкретные и единственные проблемы очень трудно, практически невозможно. Поэтому профилактика неэффективна. Разделяете ли Вы данную точку зрения? Подкрепите свою точку зрения анализом научной литературы по данной теме.
15.Ряд профилактических программ, осуществляемых в социальной сфере современной России, имеют своей целью “ совершенствование работы “ в том или ином направлении социономической деятельности и рассчитаны, как правило, на пятилетие.
Проанализируйте одну из таких программ с точки зрения заданных ее параметров.
16.Допустим, Ваш клиент - 28 – летний мужчина, больной алкоголизмом, рассказывает, что, если он не бросит пить, то от него уйдет любимая жена и шестилетняя дочь. Жена действительно настроена решительно и готова принять такое решение, убежден клиент. Он говорит, что хочет, но не может бросить пить и просит о помощи.
Какие способы вмешательства в данную ситуацию Вы готовы использовать? Возможно ли в данном случае использование метода профилактики?
17.Более полувека назад известный соционом Х.Фолкс свою статью «Готовим президента 1980» ( 1950 г. ) завершает фундаментальной для всей профилактической работы фазой: «Поскольку мы не можем предсказать в какой семье воспитывается будущий президент, мы должны решить, что необходимо дать всем детям, дабы они могли стать полезными, компетентными и воспитанными в духе гражданственности людьми».
Какую технику используют социономы, прежде всего, при решении подобного рода задач? Какими принципами при этом они руководствуются?
18.Представим ситуацию: Вам, ведущему специалисту Департамента социальной защиты населения Администрации Самарской области, поручены разработка программы и ведение обучающего семинара по профилактике синдрома сгорания для специалистов социальных служб. Какие задачи Вы обязательно решите на подготовительном и начальном этапе организации соответствующей деятельности?
19.Известно, что не менее 2% звонящих по Телефону доверия, являются лицами с суицидальными намерениями. Допустим Вас, руководителя данной социальной службы, в целях профилактики самоубийств попросили написать статью в местную молодежную газету.
Какое название Вы дадите своей статье? Изложите в письменной форме содержание последней.
20.Допустим, Вам ведущему специалисту УСОиЗН одного из районов города поручено на базе данной организации создать Телефон доверия для ее клиентов. Будете ли Вы привлекать добровольцев в качестве консультантов или прибегнете к помощи только высококвалифицированных специалистов?
21.Представим, что Ваш клиент - 69 – летняя женщина – находится на надомном обслуживании. Во время последней встречи с Вами она прибегла к огульной критике Вашего подчиненного: квалифицированного специалиста ( социального работника с 15 – летним стажем работы ), обслуживающего ее на дому. Клиент, оценивая работу своего социального работника, постоянно повторяет: «Не социальный работник, а бог знает что»… «Сплошное безобразие»… «Вопиющая некомпетентность»…
Какая техника вмешательства наиболее уместна в данном случае? Дайте обоснование своей точки зрения.
22.Ваш клиент оказался весьма разговорчивым. Он интересен и приятный собеседник. Но он отнимает у Вас много времени. Какую технику консультирования Вы готовы использовать в данном случае?
23.Используя модель изменений Э.Шейна, помогите молодому человеку произвести благоприятные изменения в установках девушки, с которой он хочет встретиться.
24. «Разумно привлекать к обсуждению проблем клиента как можно больше людей, но вовсе не обязательно учитывать их мнение. В конце концов, консультант существует для того, чтобы решать проблемы».
Разделяете ли Вы такое видение предназначения консультанта?
25. Допустим, Ваш клиент демонстрирует противоречивость и непоследовательность своего поведения. К какой технике интервью уместно в данном случае прибегнуть? Продемонстрируйте ее содержание.
26.Клиент впервые в социальной службе, волнуется, не знает, как он говорит, с чего начать. Какая техника интервью эффективна на начальном этапе обслуживания данного клиента.
27.Покидая социальную службу, клиент говорит специалисту: «Большое спасибо за совет. Я обязательно им воспользуюсь».
Судя по такому завершению разговора с клиентом, можно ли считать состоявшееся интервью с специалистом социальной службы эффективным? Дайте обоснование своей позиции в данном вопросе.
28.Некоторые посредники ( ведущие группу ) предлагают группе те или иные упражнения или другие действия фразой: «А сейчас мы все…».
Какие профессиональные ошибки допускаются в подобных случаях посредниками?
29. «Если в группе возникает серьезная ситуация (например, кто – то очень странно ведет себя, проявляя элементы психопатии), я полагаюсь на участников: они не менее, а иногда более меня способы успешно проводить терапию», - постулировал в работе «О групповой психотерапии» К.Роджерс.
Разделяете ли Вы точку зрения этого ученого? Аргументируйте свою позицию в данном вопросе.
30.Докажите, что упражнение «Позитивный анализ ситуации» – одна из техник групповой социальной работы. Суть упражнения: каждый участник выбирает самую напряженную для него ситуацию, бывшую на данном собрании группы. Анализ ситуации проводится в тройках поочередно каждым из участников при поддержке и контроле двух других по алгоритму позитивного мышления ( Технологии социально-психологических тренингов / Под ред. С.А.Беличевой. М., 2001. Разд.4 ) :
*дать ситуации полезное название;
* выявить ресурсы ( Что мне удалось? ;
* ситуация как учитель (Что важного открыла для меня эта ситуация ? Чему она меня научила? Кого и за что я могу поблагодарить? Что я им скажу?);
* ступенька прогресса – выработка выполнимых продуктивных решений по улучшению ситуации ( Что мне еще надо сделать?).
31. У Вас - руководителя социальной службы - есть список ваших реальных и потенциальных клиентов? Он абсолютно достоверен? Информация не дублируется? Нет никаких «мертвых душ»? А явных ошибок? Тогда скажите, когда последний раз Вы обращались к ним по телефону? Если это имело место более 6 месяцев назад, возможно, пора позвонить им? О чем Вы будете говорить со своим потенциальным клиентом в этот раз? Проиграйте в парах ( один участник – потенциальный клиент. Другой – соционом ) данный разговор, акцентируя внимание на роли соционома.
32.Завершите следующее предложение: “ У специалиста по работе с общественностью всегда должна быть наготове информация, предназначенная…”
33.Е.Джеймс и Т.Хант, говоря о важном значении работы с общественностью современных организаций, выделяют пять целей, которых достигают организации, делающие упор на показ успехов своей деятельности и получение от нее выгод ( См.Кабреро Х. Связи с общественностью… С. 42).
Являются ли цели, которые ставят перед собой предприятия в работе с общественностью, идентичными целям социальных служб в соответствующей деятельности? Назовите типичные цели, которые ставят перед собой социальные службы в работе с общественностью.
34. С.Кюнле пишет, что помощь бедным как организованная забота о бедных первоначально отпугивала людей. К этому заключению ученый приходит, изучая историю социальной помощи XIVII – XVIII вв. Что, на Ваш взгляд, позволило ученому сделать такое заключение?
35. Г.Спенсер был убежден, что методы, используемые государственной системой социальной поддержки, неэффективны. В целом данная система оценивалась им неудовлетворительно. Изучите аргументацию ученого, изложенную в его “ Основаниях этики”, и оцените подход ученого к организации государственной поддержки бедных. Насколько актуальна его точка зрения в современном российском обществе?
36.Допустим, Ваш клиент – 39-летняя одинокая мама – имеет двоих детей: 10-летнего мальчика и 8-летнюю девочку. Живут они в доме бабушки- матери клиента- 78-летней пенсионерки. Клиент просит о материальной помощи, необходимой для подготовки детей к новому учебному году, ссылаясь на то, что ее заработная плата составляет 1800 руб. Какие методы вмешательства будут использованы Вами в работе с данным клиентом? Имеет ли он право на получение социальной помощи?
37.Составьте список слов, которыми, по Вашему мнению можно заменить слово «бедный» и проанализируйте, сколько из них негативных и позитивных по сути.
38.Завершите, пожалуйста, следующее предложение «Социальная помощь – это…»
39.Предположим, что Ваш клиент – женщина 36 лет - рассказывает, что последнее время ее муж регулярно – два-три раза в месяц – напивается « в стельку». Обычно это происходит в дни зарплаты. «Он алкоголик или нет?»- задает Вам вопрос клиент.
Как ответите на вопрос клиента? Что скажете этой даме?
40. Допустим, что к Вам за консультацией обратился мужчина. Его проблема с 65-летним отцом заключается в следующем. Клиент с женой и ребенком проживают с отцом в одной квартире. Раньше отец пил, но лет 20 назад прекратил. Что послужило причиной этого сын не знает. Полгода назад умерла мать - рассказывает клиент- и отец запил снова, превратив жизнь семьи в кошмар. Попытки сына остановить пьющего отца дают результаты на два-три дня.
Объясните механизм возвратного алкоголизма этого пожилого человека .Какой план действий Вы предложите своему клиенту? Назовите основные способы вмешательства, к которым прибегнете Вы в данной ситуации.
41. Представим ситуацию: Вы соционом, которого редакция одной из местных газет попросила ответить на письмо недавно опубликованное в данной газете за подписью «Таня Т.». Содержание письма следующее: «Открываю газету и просто слезы наворачиваются…»имею рост Венеры»… «мой любимый должен»… «привлекательная блондинка»… Какая наивность: делать через газету себе жизнь».
Подготовьте, пожалуйста, письменный ответ на письмо Тани Т.
42.Допустим, Вы руководитель городской службы знакомств. Ваш клиент - дама возраста 40 лет. Она просит помочь ее хорошему знакомому, которому 42 года. Он никогда не состоял в браке – рассказывает клиент- хороший человек, монтажник… переживает свое одиночество.
Какой будет Ваша стратегия в данной ситуации? Какими способами вмешательства Вы обязательно воспользуетесь в работе с данным клиентом?
43.Врачуют одиночество вином,
Ведут его под женскую опеку.
Врачуют ядом, баней, мертвым сном –
Все способы подвластны человеку.
Но жизнь была б безгрешна и пуста,
Когда бы врачеванье исцеляло “
Существуют ли эффективные средства терапии одиночества? Аргументируйте свою мысль.
44.Отредактируйте брачное объявление следующего содержания: «Журналист, 38 лет, 170 см., 75 кг, кареглазый, темноволосый, интеллигентный желает познакомиться с женщиной не старше 29 лет, образованной, доброй, привлекательной, романтичной и искренней, Пишите, жду».