Поиск приемов создания формы изделия
НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА АНАЛОГОВ
ПОИСК ОПТИМАЛЬНЫХ, НЕФОРМАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ОФОРМЛЕНИЯ И ОБРАБОТКИ СРЕЗОВ, ДЕТАЛЕЙ
И ЭЛЕМЕНТОВ ИЗДЕЛИЙ
Рис. 71. Этапы разработки проекта
Первое, с чего начинается любая творческая или научная работа – это сбор информации, поиск аналогов и их анализ.В зависимости от принципиального решения конструкции и внешнего вида аналоги группируются в блоки-направления, позволяющие найти наиболее рациональный способ выполнения работы. Классификация аналогов по блокам происходит на основе выявления доминирующих принципов формообразования. Например, проектирование изделия из одного или нескольких кусков ткани простой геометрической формы, проектирование изделия на основе клиньев различной конфигурации, проектирование изделия на основе изделия формы «баллон» и т.д. Не надо думать, что изобрести что-то новое («велосипед»!) очень легко. На этой стадии происходит накопление информации разного качества и уровня, которая в нужный момент обязательно приведет к постановке, а затем и решению проектной задачи.
Поиск приемов создания формы подразумевает использование различных комбинаций технических, конструктивных и технологических приемов. К техническим приемам относят надрезы, разрезы и вырезы. К конструктивным – вытачки, складки, защипы, сборки и т.д. К технологическим – швы, строчки, склеивание, сваривание, формование и т.д.
Оформление срезов, элементов и деталей является важным, заключительным этапом в поиске нового, интересного вида изделия. Точно найденные приемы позволяют усилить стилистические характеристики проектируемого изделия. В процессе поиска рассматриваются различные варианты известных способов, а также возможность их трансформации в модный формат и адаптации в конкретное изделие.
Модуль как конструкция
Разработка проекта на основе одного модуля является интересной, но очень сложной задачей, особенно, когда начинаешь понимать, что плоский кусок ткани – это не пластичная масса, как пластилин, из которой можно вылепить форму любой сложности. Важно не только определиться с конфигурацией и размерами модуля, но и продумать, как, с помощью каких приемов, а главное, какое изделие, в конечном итоге, мы хотим получить. И, главное, в результате мы должны получить нечто, что можно четко ассоциировать с привычными названиями ассортимента одежды. Это должны быть блузы, юбки, платья и т.д. по сути, но неожиданные и оригинальные по форме. Если таких ассоциаций не возникает, то задача не решена, и то, что сделано, не имеет названия, а соответственно и не является костюмом.
Так как конечным результатом поиска ключевого решения является модель конкретного ассортимента, то не менее важным является момент его оформления стилистически выраженными деталями. Детали могут быть как функциональными, так и декоративными. Они должны гармонично вписываться в структуру конструкции модели. Очень часто найденное ключевое решение конструкции наталкивает на интересные варианты решения деталей и элементов костюма.
Кроме того поиск ключевого решения конструкции часто позволяет обнаружить интересные приемы технологической обработки деталей и узлов.
В качестве модуля можно использовать любую фигуру: от простого квадрата или круга, до сложных, многоугольных фигур.
Следует заметить, что одним из решающих факторов в работе такого рода является поиск и осмысливание так называемого ключевого решения. Если ключевое решение найдено, то возможен целый ряд моделей, объединенных им.
В качестве одного из таких ключевых решений можно рассмотреть модели юбок, выполненных из куска ткани квадратной или прямоугольной формы и системы надрезов и сгибов внутри него. Один или несколько надрезов, расположенные в различных местах квадрата, под разными углами друг к другу, позволяют разработать целую серию моделей различного внешнего вида, объединенных единым принципом формообразования.
В результате разработки данного ключевого решения выявлены некоторые общие свойства форморяда:
– единое пластическое решение формы, являющееся следствием определенного вида надрезов ткани;
– выраженный ритм элементов формы, не зависящий от количества надрезов, но обусловленный ими;
– отсутствие или минимальное количество соединительных вертикальных швов;
– упрощенный и рациональный способ обработки срезов изделия.
Разработка ключевого решения происходит от простого к сложному, позволяя получать все новые варианты. Рассмотрим схемы, иллюстрирующие возможности данного метода.
Вариант 1
Берем модуль (ткань) квадратной формы и делаем надрез посередине. Складываем его пополам по линии надреза и сшиваем по бокам (рис. 72). Надрез – это вход в юбку, а получившиеся два прямоугольника являются ее полотнищами.
Это простейший вариант ключевого решения. Все остальные действия направлены на понимание возможностей его развития в модельном ряду.
Рис. 72. Схема юбки: простейший вариант модульного решения
Вариант 1.1
Используя исходную конструкцию, в углах, образованных сгибом ткани и боковыми швами, выполняем карманы. Их размеры, глубина и оформление могут быть очень разными. Этот вариант демонстрирует тезис о возможности возникновения автономного форморяда на основе найденного ключевого решения (рис. 73).
Рис. 73. Схема юбки: модель юбки на основе простейшего варианта
Вариант 1.2
Используя основную идею исходной конструкции, но изменив пропорции куска ткани, выполним параллельную разводку на уровне надреза (перпендикулярно ей). Из образовавшегося излишка ткани формируем складки. В результате получаем юбку в складку, но очень непривычной, более сложной формы. Этот вариант также позволяет развить самостоятельное направление (рис. 74).
Рис. 74. Схема юбки: усложнение простейшего варианта за счет складок
Вариант 1.3
В этом варианте сместим надрез от центра к одной из сторон, а боковые швы сшиваем по прежней схеме. Юбка приобретает асимметричную, мягкую, баллонообразную форму (рис. 75).
Рис. 75. Схема юбки: вариант расположения надреза
Вариант 2
Используем тот же модуль, но выполняем четыре надреза, перпендикулярных друг другу (рис. 73). Получаем форму, которая имеет объем юбки «солнце», но не с равномерно распределенными фалдами по всей поверхности, а сконцентрированными в четырех местах и идущими от начала надрезов. В зависимости от положения на фигуре, фалды располагаются строго по середине переднего и заднего полотнища и бокам, или по две фалды спереди и сзади (рис. 74). Необычайно интересным в этом варианте является оформление линии талии. Прямые углы, получающиеся при надрезах, легко, а главное технологично и качественно могут быть нашиты на кокетку или лиф платья накладным способом декоративной строчкой, которая будет выполнять функцию и соединительной, и декоративной. Кроме того, эти швы могут быть дополнительно декорированы вышивкой, кружевом, тесьмой и т.д. Очень часто, при соединении лифа платья с юбкой, шов выглядит недостаточно аккуратным и чистым. Нужно иметь огромный опыт и мастерство при выполнении данной операции. Но даже опытному специалисту это не всегда удается, когда речь идет о «сложных» тканях. Найденный вариант позволяет выполнить работу не просто качественно, с точки зрения технологии, но и выразительно.
а
б в
Рис. 74. Модель юбки: а– схема конструкции; б, в – расположение фалд
Вариант 2.1
Используя основную идею исходной конструкции, сосредоточиваем внимание на возможностях расположения и фиксации фалд. Они могут быть застрочены на большую или меньшую длину от углов книзу, разутюжены и закреплены строчкой, как бантовые складки (рис. 76). В этом случае мы получаем интересный рельеф поверхности формы.
Рис. 76. Схема юбки: вариант фиксирования фалд
Вариант 2.2
Другой вариант фиксации. Складываем каждую фалду как складку и перегибаем ее в сторону, продолжая ребром направление прямого угла надреза. Фиксируем это положение швом такой длины, которая в каждом конкретном случае является оптимальной (рис. 77). В этом случае форма теряет свою стабильность и статичность. Создается эффект застывшего спиралеобразного движения.
Рис. 77. Схема юбки: вариант фиксирования фалд
Вариантов юбок, выполненных на основе модуля с одним и более надрезов, может быть множество. Разнообразие достигается не только изменением пропорций модуля, его конфигурации и места положения надрезов, но и за счет оформления моделей дополнительными деталями и элементами, например, накладными карманами, хлястиками, патами, оборками и т.д.
Не менее интересными являются варианты решения формы плечевых изделий из одного модуля. Рассмотрим некоторые из них.
Вариант 3
На модуле (ткани) квадратной формы выполняем разрез по диагонали от угла к центру. Этот разрез является одновременно горловиной и бортами изделия. Затем выполняем два надреза на местах, соответствующих положению рук, то есть проймы. Эти надрезы имеют лекальную форму, имитирующую классическую пройму внизу, под рукой, и «крылышко» над рукой (рис. 77, 78). Возможны различные варианты оформления горловины, бортов, пройм и низа изделия, а также дополнительные детали и элементы.
а
б в
Рис.78. Модель плечевого изделия: а – схема конструкции; б – вид спереди,
в – вид сбоку и сзади
Вариант 4
На модуле (ткани) квадратной формы выполняем надрез по центру, по диагонали. Это – горловина изделия. Углы модуля спереди и сзади подгибаем вовнутрь и обрабатываем ими горловину. Из двух оставшихся углов по бокам формируем рукава (рис. 79). Этот вариант не только прост в исполнении, он позволяет добиться интересных эффектов с прозрачными и полупрозрачными однотонными тканями, а также с тканями в полоску. Кроме того подогнутые вовнутрь углы делают ненужной обработку низа изделия.
а
б в г
Рис. 79. Модель плечевого изделия: а – схема конструкции, б – вид спереди,
в – вид сбоку, г – вид на демонстраторе
Задание
Выполнить макет модели (плечевой или поясной) из одного модуля простой формы. Найти ключевое решение конструкции, учесть возможности технологической обработки. Для обострения стилистики в качестве дополнительных элементов необходимо использовать такие элементы и детали костюма, как карманы, пояса, хлястики, канты, кулиски и т.д.