Технологии управления инновационными проектами
Проблема создания инфраструктуры управления инновационными проектами может быть структурирована по четырем направлениям:
- теория управления инновациями – направление, в котором инновационный проект рассматривается как специфический объект управления, создаются эффективные модели процесса управления, разрабатываются законы и алгоритмы управления;
- инструментальные средства управления инновациями – направление, которое должно привести к созданию автоматизированных рабочих мест руководителей инновационных проектов;
- формирование и методическое обеспечение нового направления высшего профессионального образования, в котором инновационные процессы должны рассматриваться как объект и субъект образовательной деятельности;
- технологии нововведений, в рамках которых должны быть предложены технологии реализации инновационных проектов, адекватные характеру и масштабу проекта и специализации фирмы, выполняющей и/или участвующей в выполнении проекта.
Рассмотрим более подробно задачи разработки технологий нововведений. Каждую из технологий можно определить следующим образом.
Внедрение – технология нововведений, в которой процесс нововведений осуществляется самим разработчиком. Используется для инновации, не требующей всего комплекса инновационных услуг.
Тренинг – технология нововведений, обеспечивающая этап подготовки кадрового сопровождения инновации, в том числе, например, создания малого предприятия. Выполняется фирмами, специализирующимися в этом виде инновационных технологий (инкубаторы, технологические парки и др.).
Консалтинг – технология нововведений, обеспечивающая этап выбора стратегии и бизнес-планирования инновационной деятельности. Выполняется фирмами, специализирующимися в области экспертизы и консультаций.
Трансфер – технология нововведений, обеспечивающая реализацию инновационного проекта за счет передачи освоенных технологий в иную предметную или географическую сферу.
Инжиниринг – комплексная технология нововведений, наиболее полно охватывающая все этапы инновационного цикла: от маркетинга, предпроектного обследования, бизнес-планирования, разработки и до комплектной поставки оборудования и кадрового сопровождения, сдачи "под ключ" и последующего сервисного обслуживания.
Рассмотрим более подробно особенности трех последних из указанных выше технологий нововведений.
Консалтинг как поддержка инновационной деятельности обеспечивает услуги по двум основным направлениям:
- технологический консалтинг – технологические и управленческие консультации для оптимального достижения стратегических и тактических целей организации, планирование, управление качеством, сертификация, автоматизированное конструкторское и технологическое проектирование, передача технологий;
- бизнес-консалтинг – экспертиза бизнес-идей и проектов, бизнес-планирование, маркетинг, финансовый менеджмент, поиск потенциальных партнеров и инвесторов, коммерциализация инноваций, договорные отношения.
В связи с постоянным увеличением спроса на платные консультации по различным аспектам наукоемкого предпринимательства в последнее время стал активно формироваться слой фирм, специализирующихся на оказании консультационных услуг.
Трансфер или передача технологий (ПТ) – управляемый процесс распространения технологии от ее владельца к пользователю, например от разработчика к производителю, от продавца технологии к покупателю. ПТ – это продвижение на рынок новых технологий, имея в виду в первую очередь продажу лицензий на изобретения и ноу-хау, заложенные в новый продукт, или продажу технологического процесса и оборудования для его реализации. Актуальность ПТ как технологии нововведений обусловлена тем, что в настоящее время научно-исследовательские центры, университеты и предприятия наукоемкой сферы стали больше заботиться о коммерциализации разработанных ими технологий и результатов научных исследований. Передача технологий является сложным видом коммуникации, поскольку требует слаженных действий двух и более коллективов, разделенных структурными, организационными и культурными барьерами. ПТ подразумевает наличие источника, получателя и связующего их звена, владеющего необходимыми техническими знаниями, навыками управленческой и внедренческой работы, знанием рынка и пониманием потребностей потенциального заказчика.
Одним из основных юридических коммерческих способов трансфера технологий является лицензирование. То есть временная переуступка прав на объект лицензии на условиях лицензионного соглашения. Приведем структуру типового лицензионного соглашения в табл. 5. Структуру рекламно-технического предложения на объект лицензии можно представить, как показано в табл. 6. При составлении рекламно-технического предложения на объект лицензии необходимо учитывать, что информация об объекте, предлагаемом к коммерческой реализации, на начальном этапе проведения рекламной компании, попадает, как правило, не к конкретным специалистам, а к сотрудникам коммерческих и мркетинговых отделов.
Технология инжиниринга и работающая по ней инжиниринговая фирма предоставляет заказчику наиболее полный набор услуг при реализации инновационного проекта. На всех этапах инновационного цикла инжиниринг обеспечивает оптимальную реализацию заказа совместно с приглашаемыми наилучшими профессионалами-контрагентами и оптимальным для каждого конкретного проекта использованием накопленных и уже опробованных достижений, знаний, технологий, оборудования.
Таблица 5
Структура лицензионного соглашения
Статья |
Преамбула |
1. Определение терминов |
2. Предмет соглашения |
3. Техническая документация |
4. Гарантии и ответственность |
5. Платежи |
6. Сборы и налоги |
7. Информация и отчетность |
8. Техническая помощь |
9. Реклама |
10. Защита передаваемых прав |
11. Усовершенствования |
12. Срок действия соглашения и условия его расторжения |
13. Разрешение споров |
14. Прочие условия |
Приложения: перечень патентов и патентных заявок, перечень ноу-хау, перечень специального оборудования, техническая документация, показатели продукции по лицензии. |
Заказчику необходимо предлагать не какое-то одно конкретное решение, а варианты решения его проблемы. И не просто предлагать, как это делает консалтинговая фирма, а из нескольких вариантов, вовлекая в процесс заказчика, выбрать наиболее приемлемый по обобщенному показателю. Далее системный интегратор берет на себя реализацию (собственно проектирование) выбранного варианта, причем не только разработку и передачу документации, чем обычно ограничиваются фирмы, специализирующиеся на трансфере, но и выбор поставщиков оборудования, его установку и запуск на производственных площадях заказчика. Инжиниринговая фирма берет на себя весь набор работ, входящих в понятие сдача «под ключ», продает комплексные решения и несет ответственность за их реализацию.
Таблица 6
Рекламно-техническое предложение на объект лицензии: основные элементы