Проектирование сборочных цехов
В пр-ве сб. работы имеют первостепенное значение. Объем сб. работ весьма значителен – в машиностроении составляет 20-30% (даже 40-60%) общей трудоемкости изд.
Соотношение времени, затрачиваемого на сб. работы и мех. обр-ку деталей, зависит от вида пр-ва и методов сборки. Время на сб. работы в процентах от времени на мех. обр-ку в среднем примерно составляет:
Ед. и мелкосер. пр-во 40-50%
Среднесер. пр-во 30-35%
Крупносер. пр-во 20-25%
Массовое пр-во <20%
Исходные данные для проектирования. Производственная программа. Состав сборочных цехов:
Основой для проектирования сб. цеха яв-ся его произв. программа, составленная исходя из произв. программы завода, включающая спецификации поступающих в цех узлов и деталей, чертежи сб. и общих узлов и изд., ТУ на приемку и испытания изд.
Проектирование сб. цехов мелкосер. и сер. пр-ва, когда произв. программа цеха состоит из обширной и разнообразной номенклатуры, ведется по приведенной программе. Для составления приведенной программы все подлежащие сборке машины распределяются на группы по конструктивной и технологической схожести. В каждой группе выбирается наиболее типичная машина, которая яв-ся расчетным представителем для всех машин, входящих в данную группу. Для этой расчетной машины – представителя разрабатывается ТП сборки с нормированием времени на каждую сб. операцию.
Трудоемкость каждой машины, входящей в данную группу, опред-ся по трудоемкости расчетной машины, умноженной на коэф-т приведения. Коэф-т приведения выражает отношение трудоемкости сб. расчетной машины к трудоемкости каждой машины, входящей в данную группу. Этот коэф-т устанавливается в зависимости от соотношения весов и габаритных размеров машин, серийности выпуска и сложности сборки.
Проектирование сб. цехов поточно-массового и поточно-серийного пр-ва ведется по точной программе с разработкой технологических карт и нормированием времени на каждую операцию как для общей так и для узловой детали.
Состав сб. цехов опред-ся характером выпускаемых изд., ТП, объемом и организацией пр-ва.
В ед., мелкосер. и серийном пр-вах узловая и общая сборка производится в сб. цехах или сб. отделениях механосб. цехов. В крупносер. и массовом пр-вах узловая сб. изд. производится в конце поточных линий или в тех отделениях мех. цеха, где обраб-ся детали данных узлов. В этом случае осуществляется принцип законченного цикла пр-ва данного узла, вкл. мех. обр-ку деталей и сборку узла, общая же сборка машины выполняется в сб. цехе.
В состав сб. цеха входят:
1. производственные отделения или участки (отделения/уч-ки слесарной обр-ки, узловой и общей сб., окраски, сушки, обкатки, испытания и упаковки готовых изд.);
2. вспомогательные отделения или участки (уч-ки технич. контроля, промежут. склады деталей и узлов, склад вспомогат. материалов, ИРК, мастерская цехового механика, экспедиция, иногда склад готовой продукции);
3. служебные помещения (помещения для технич. части цеха, конторы и административно-технич. персонала);
4. бытовые помещения (комнаты для принятия пищи, гардеробные, умывальные, душевые, уборные и др.).
Вопросы: