Из сборных железобетонных плит
РАЗРЕЗ
ПЛАН
П – образные сборные железобетонные плиты для стен приямка связываются со стеной при помощи анкеров.
Опираются плиты по контуру на консольные выпуски, образующие днище светового приямка.
В горизонтальные швы плит укладывается цементный раствор.
Лист 20
ЗАГРУЗОЧНЫЙ ЛЮК
РАЗРЕЗ 2-2
Лист 21
ВХОД В ПОДВАЛ
РАЗРЕЗ 1-1РАЗРЕЗ 2-2
Между стенами приямка и стенами подвала необходимо предусмотреть осадочные швы.
Минимальная ширина входной площадки 500 мм.
Лист 22
ТРУБА В КАПИТАЛЬНОЙ СТЕНЕ
ФУНДАМЕНТ ПОД ТРУБОЙ В ЗДАНИИ
РАЗРЕЗ
ПЛАН
ВЫНОСНАЯ УГОЛЬНАЯ
Стены пристройки отрезают от основных осадочным швом. Покрытие опирается на стенки пристройки.
Лист 23
ФУНДАМЕНТЫ
ПОД ПЕЧИ
НА КОНСОЛЬНЫХ БАЛКАХПРОЕМНАЯ ПЕЧЬ
РАЗРЕЗНА УШИРЕНИИ ФУНДАМЕНТА
ПЕЧЬПЛАН ПО А-Б
НА НЕЗАВИСИМОМ ФУНДАМЕНТЕ
Дымовые трубы котельных должны быть отрезаны от смежных стен и фундаментов сквозным осадочным швом.
Проемные отопительные печи, незначительно выступающие из плоскости стен, основываются на расширении стенового фундамента.
При больших выносах их основывают на консольных балках или ж-б плитах или закладывают на независимых фундаментах.
ПОЛЫ ГРАЖДАНСКИХ ЗДАНИЙ
Конструкции полов
В дизайне интерьера любого здания полы занимают ведущее место как по функциональному назначению, так и по эстетической значимости. К полам предъявляют ряд требований. Они должны быть прочными и твердыми, но в тоже время и упругими. Пол должен обладать высокой износостойкостью, выдерживать без повреждений и остаточных деформаций (вмятин) удары и сосредоточенные нагрузки. Он должен иметь ровную, не скользящую и не пылящую поверхность, удобную для очистки, удовлетворяющую санитарным, эксплуатационным и декоративным требованиям. В мокрых помещениях полы должны быть водонепроницаемыми и водостойкими. Природные материалы не в состоянии удовлетворить все требования, предъявляемые к полам. Деревянные полы, обладая массой прекрасных качеств гниют и горят, устройство их требует значительных затрат ручного труда. Каменные полы тверды и холодны. На сегодняшний день нет универсального материала для полов, этим и объясняется то обилие видов материалов для полов, которое наблюдается на рынке строительных материалов. В настоящее время без проблем можно подобрать материал для полов на любой вкус, для любых помещений и почти для любого размера кошелька.
По материалу покрытия полы подразделяют на деревянные, каменные, плиточные, эластичные, ковровые, стеклянные и т.п.
Выбор типа пола для помещений различного назначения зависят от эксплуатационных условий, существующих в них.
Согласно СНиП 2.03.13 – 88 выбор конструктивного решения пола следует осуществлять исходя из технико-экономической целесообразности принятого решения в конкретных условиях строительства с учетом обеспечения:
- надежности и долговечности принятой конструкции;
- экономного расходования цемента, металла, дерева и других строительных материалов;
- наиболее полного использования физико-механических свойств примененных материалов;
- минимума трудозатрат на устройство и эксплуатацию;
- максимальной механизации процесса устройства;
- широкого использования местных строительных материалов и отходов промышленного производства;
- отсутствия влияния вредных факторов примененных в конструкции полов материалов;
- оптимальных гигиенических условий для людей;
- пожаровзрывобезопасности.
Интенсивность воздействия жидкостей на полы принято считать:
- малой - незначительное воздействие жидкостей на пол; поверхность пола сухая или слегка влажная; покрытие пола жидкостями не пропитывается; уборку помещений с разливанием воды из шлангов не производят;
- средней - периодическое увлажнение пола, вызывающее пропитывание покрытия жидкостями; поверхность пола обычно влажная или мокрая; жидкости по поверхности пола стекают периодически;
- большой - постоянное или часто повторяющееся стекание жидкостей по поверхности пола.
Зона воздействия жидкостей вследствие их переноса на подошвах обуви и шинах транспорта распространяется во все стороны (включая смежные помещения) от места смачивания пола: водой и водными растворами на 20 м, минеральными маслами и эмульсиями - на 100 м.
Мытье пола (без разливания воды) и случайные редкие попадания на него брызг, капель и т.п. не считаются воздействием на пол жидкостей.
В помещениях со средней и большой интенсивностью воздействия на пол жидкостей следует предусматривать уклоны полов. Величину уклонов полов следует принимать:
0,5 - 1% при бесшовных покрытиях и покрытиях из плит (кроме бетонных покрытий всех видов);
1 - 2% при покрытиях из брусчатки, кирпича и бетонов всех видов.
Уклоны лотков и каналов в зависимости от применяемых материалов должны быть соответственно не менее указанных. Направление уклонов должно быть таким, чтобы сточные воды стекали в лотки, каналы и трапы, не пересекая проездов и проходов.
Уклон полов на перекрытиях следует создавать применением стяжки переменной толщины, а полов на грунте - соответствующей планировкой грунтового основания.
В помещениях для хранения и переработки пищевых продуктов необходимо применять полы без пустот (воздушного пространства под покрытием).
Материалы для химически стойких покрытий полов в помещениях с агрессивными средами следует принимать согласно требованиям СНиП 2.03.11-85.
В местах примыкания полов к стенам, перегородкам, колоннам, фундаментам под оборудование, трубопроводам и другим конструкциям, выступающим над полом, следует устанавливать плинтусы.
Для облицовки лотков, каналов и трапов в химически стойких полах необходимо применять материалы, предназначенные для покрытий этих полов.
Рисунок 1. Конструкции полов первых этажей по лагам и на грунте:
а – дощатый пол по лагам (схема плана и разрез по 1-1); б – пол
из паркетных досок или щитов; в, г – пол на грунте;
1- наружная стена; 2 -кирпичный или бетонный столбик; 3 -лага;
4 -дощатый пол по лагам; 5 - гвозди; 6 - внутренняя стена;
7 — направление света в помещение; 8 - гидроизоляционный слой;
9 - галтель; 10 - антисептированная прокладка; 11 - два слоя толя;
12 - известково-щебеночная подготовка; 13 -подсыпка;
14- грунт утрамбованный; 15 - пол из паркетных досок или щитов;
16 - покрытие пола (паркет); 17 -прослойка из холодной мастики
на водостойких вяжущих; 18 - стяжка из цементно-песчаного раствора;
19 - теплоизоляция; 20 - бетонный подстилающий слой; 21 - гидроизоляция
НАЗНАЧЕНИЕ ТИПОВ ПОКРЫТИЙ ПОЛОВ ЖИЛЫХ, ОБЩЕСТВЕННЫХ,
АДМИНИСТРАТИВНЫХ И БЫТОВЫХ ЗДАНИЙ
#G0Помещения | Покрытия |
1. Жилые комнаты в квартирах, общежитиях, спальные комнаты в интернатах, номера в гостиницах, домах отдыха и т. п. | Линолеум Дощатое Реечное Сверхтвердые древесноволокнистые плиты Паркетное |
2. Коридоры в квартирах, общежитиях, интернатах, гостиницах, домах отдыха, конторах, конструкторских бюро, вспомогательных зданиях, удаленных от наружных дверей зданий более чем на 20 м | Линолеум Поливинилхлоридные плитки Дощатое Сверхтвердые древесноволокнистые плиты Паркетное |
3. Помещения общественных зданий, эксплуатация которых не связана с постоянным пребыванием людей в них (музеи, выставки, вестибюли, вокзалы, фойе зрелищных предприятий и т. п.) | Эпоксидное наливное толщиной 2-4 мм Мозаично-бетонное шлифованное* Цементно-бетонное шлифованное* Плиты природного камня Мраморные плиты, в том числе колотые |
4. Кабинеты: врачей, процедурные, перевязочные. Палаты в больницах, поликлиниках, амбулаториях, диспансерах, санаториях, домах отдыха. Детские помещения и коридоры в детских яслях-садах | Линолеум Поливинилхлоридные плитки Дощатое Паркетное |
5. Детские туалетные в яслях-садах и больницах | Линолеум |
6а. Рабочие комнаты, кабинеты, комнаты персонала в конторах, конструкторских бюро, вспомогательных зданиях и т. п. б. Аудитории, классы, лаборатории, преподавательские и т. п. комнаты в учебных заведениях Залы спортивные, актовые, зрительные, читальные и др. Зона хранения уличной одежды в гардеробных | Линолеум Поливинилхлоридные плитки Дощатое Сверхтвердые древесно-волокнистые плиты (только для помещений, перечисленных в поз. “а” и расположенных на перекрытии) Паркетное |
7а. Ванные, душевые, умывальные, уборные в зданиях различного назначения 7б. Торговые залы магазинов и предприятий общественного питания, удаленные от наружных дверей более чем на 20 м, а также расположенные на втором и последующих этажах | Цементно-бетонное шлифованное* Мозаично-бетонное шлифованное* Латексцементно-бетонное Керамические плиты Шлакоситалловые плиты Поливинилацетатцементно-бетонное* Дощатое, паркетное - только для помещений, перечисленных в поз. “б” |
8. Помещения подготовки продовольственных товаров в магазинах Кухни, мойки и заготовительные помещения предприятий общественного питания Раздевальные, мыльные, парильные в банях Стиральные цехи в прачечных | Цементно-бетонное шлифованное* Мозаично-бетонное Керамические плиты Шлакоситалловые плиты |
9. Кухни жилых зданий | Линолеум Поливинилхлоридные плитки Дощатое Сверхтвердые древесноволокнистые плиты |
* Для покрытий следует применять бетон класса не ниже В15.
Примечания:
1. Покрытия из линолеума и поливинилхлоридных плиток допускаются при интенсивности движения пешеходов, не превышающей 500 чел/сут на 1 м ширины прохода.
2. Шлакоситалловые плиты, применяемые для покрытий полов бань в помещениях с мокрым режимом, должны иметь рифленую лицевую поверхность.
В конструкции пола приняты следующие наименования его слоев.
Покрытие - верхний слой пола, непосредственно подвергающийся эксплуатационным воздействиям.
Прослойка - промежуточный слой пола, связывающий покрытие с нижележащим слоем пола или служащий для покрытия упругой постелью.
Гидроизоляционный слой (слои) это слой, препятствующий прониканию через пол сточных вод и других жидкостей, а также прониканию в пол грунтовых вод.
Стяжка - (основание под покрытие) слой пола, служащий для выравнивания поверхности нижележащего слоя пола или перекрытия, придания покрытию пола на перекрытии заданного уклона, укрытия различных трубопроводов, распределения нагрузок по нежестким нижележащим слоям пола на перекрытии.
Подстилающий слой - слой пола, распределяющий нагрузки на грунт.
Деревянные полы.
Древесина – один из древнейших поделочных материалов, сопровождавших человека на всем его историческом пути, дававшее ему инструмент для работы и оружие, из дерева создавали постройки, оно было основой колесниц и кораблей. Первые самолеты тоже были в основном из дерева. Полы в зданиях не являются исключением.
Деревянные полы всегда ассоциируют с дощатыми полами из обычных половых досок и паркетом. Сегодня древесные материалы не просто механически обработанная древесина, а древесина, подвергнутая сложной технологической обработке (термической, химической, физико-механической). Часто это композиционный материал, в котором древесина – лишь один из компонентов смеси или слоистой конструкции. Такие древесные материалы обладают по сравнению с натуральной древесиной повышенной прочностью, стойкостью к гниению, огнестойкостью и т.д. В зависимости от технологии обработки древесные материалы делятся на древесину прессованную, пропитанную, слоистую, древесные пластики и плиты (древесноволокнистые, древесностружечные).
Полы из натурального дерева и в наше время не потеряли актуальности и по-прежнему остаются широко востребованными при оформлении жилого и корпоративного интерьера, они желанны как экологически чистый, натуральный и красивый отделочный материал и в тоже время как возможная доминанта дизайнерского решения для любого архитектурного стиля оформления интерьера.
Древесина - традиционный материал для изготовления напольных покрытий, в число которых входят паркет, паркетная доска и доска из массива. С точки зрения распила древесины рассматриваются три основных вида: поперечный, или торцевой; радиальный; тангентальный.
Качество напольных покрытий из натурального дерева зависит от породы древесины, условий ее роста, обработки и эксплуатации.
Цвет древесины обусловлен содержащимися в ней дубильными и красящими веществами и их оксидами и зависит от породы дерева, его возраста, состава почвы и климатический условий местности, где оно росло. Со временем цвет древесины меняется, она патинирует, что в большинстве случаев приводит к ее потемнению и определяется реакцией содержащихся в ней веществ на свет, влагу и кислород воздуха.
Текстура древесины - это естественный рисунок, обусловленный особенностями ее структуры и образованный пересечением волокон слоев древесины с плоскостью распила Он зависит от расположения древесных волокон, различимости годовых слоев и количества и размеров сердцевинных лучей. Именно по цвету и текстуре часто определяют породу древесины.
Твердость древесины в первую очередь зависит от породы, а также в большой степени от условий роста дерева.
Деформация древесины, являющейся анизотропным материалом, происходит неодинаково в различных направлениях и зависит от типа распила и от наличия остаточных напряжений после сушки.
В качестве критериев оценки свойств древесины применяются следующие:
- твердость и стойкость к нагрузкам, влияющие на износостойкость" срок службы паркетного пола;
- стабильность и степень усадки, характеризующие реакцию древесины на изменение температуры и влажности и определяющие в том числе совместимость разных пород в структурах художественного паркета;
- степень окисления, определяющая стабильность цвета древесины в процессе эксплуатации;
- выразительность текстуры, характеризующая эстетические свойства поверхности древесины.
Защита древесиныподразумевает сравнительно широкий круг мер и средств, призванных воспрепятствовать влиянию на нее воздействий, разрушающих ее или изменяющих ее характеристики в нежелательном направлении. Это, прежде всего защита от влажности, предусматривающая нанесение на поверхность дерева (с пропиткой его на некоторую глубину) лаков, восковых мастик или масел. Защита от влажности в процессе хранения и транспортировки предусматривает использование соответствующей упаковки, защищающей как от влажности, так и от механических воздействий при перевозке.
Для определенных условий эксплуатации предусматривается пропитка древесины пирофобными (веществами, предохраняющими ее от огня) и антисептическими средствами.
С целью повышения твердости древесины при изготовлении некоторых видов напольных покрытий она подвергается специальному прессованию, повышающему плотность поверхностных слоев. Для таких видов напольных покрытий, как паркетная доска, используется многослойная структура в подоснове материала с взаимно-перпендикулярным креплением слоев, что способствует повышению стабильности геометрических размеров элементов напольных покрытий.
И, наконец, задаче защиты натуральной древесины служит поддержание нормальных условий эксплуатации напольных покрытий из нее. Ибо, несмотря на все защитные покрытия и меры по гидроизоляции полов, мы ценим натуральные деревянные полы, кроме всего прочего, за их способность "дышать", т.е. обеспечивать влагообмен с окружающим воздухом.
Паркет /,7 Картон Доски 3,5 |
Лаги 14/2 Подкладка 3х14х25 |
Толь 2слоя Кирпичный столбик |
Рисунок 2 Конструкция деревянного пола первого этажа
Рисунок 3. Способы укладки пакета (по материалам фирмы "ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ"):
Наиболее распространенными в настоящее время лидерами напольных покрытий из натуральной древесины являются штучный паркет, мозаичный и модульный паркет, паркетная доскаи доска из массиванатуральной древесины.
Отдельно рассматривается такой вид паркетной укладки, как панно художественного паркета.В составе структур художественного паркета в разных сочетаниях могут использоваться как планки штучного паркета (или их части), так и специально изготавливаемые из разных пород дерева фигурные элементы различной формы (в том числе криволинейной). Наряду с мозаичным и модульным паркетом (и такими стандартными элементами, как бордюры и розетки) они могут образовывать многоцветные, сложные рисунки, подчиненными общему стилевому оформлению интерьера или играющие в том или ином типе интерьера доминантную роль.
Штучный паркет
Штучный паркетсостоит из паркетных планок (клёпок). Паркетная планка представляет собой деталь из массивной (цельной) древесинысо взаимно параллельными фрезерованными плоскостями и профилированными кромками, которые обеспечивают соединение ее с такими же соседними планками при устройстве паркетного покрытия пола.
В зависимости от профиля кромок, планки по стандарту подразделяются на два типа: с гребнями и пазами. Гребень это выступающая часть клепки, служащая для соединения ее с соседней клепкой. Паз это канавка на боковой или торцевой сторонах клепки, в которую входит гребень для соединения с соседней клепкой. Планки изготавливаются "правыми" и "левыми", причем половина имеет гребень на торце справа по отношению к гребню на кромке, а вторая половина - слева. На рынке встречается также нешпунтованный паркет импортного производства, т.е. без гребней и пазов на планках
Помимо штучного паркета из массива, на рынке представлен также многослойный штучный паркет.
Паркетная планка данного вида паркета отличается от массивного паркета своей многослойной структурой. Соединение планок при устройстве паркетного пола осуществляется, как обычно, с помощью гребней и пазов. В большинстве случаев планки такого паркета отшлифованы и отлакированы и имеют по верхним краям специальные фаски. Верхний рабочий слой планок толщиной 5…6мм, выполненный из ценных пород древесины, наклеен по особой технологии на многослойное основание, состоящее из нескольких взаимно-перпендикулярных слоев фанеры. В отличие от паркетной доски, изделия, о которых идет речь, имеют типовые для штучного паркета размеры, благодаря чему возможна укладка из них любых традиционных рисунков (как из обычного штучного паркета).
Слой ценной древесины имеет достаточную толщину, которая позволяет со временем проводить шлифовку и покрытие пола лаком совершенно так же, как в случае с классическим штучным паркетом.
Благодаря своей структуре многослойный паркет в меньшей степени, чем традиционный, реагирует на колебания влажности и температуры в помещении. Поэтому, производители данного типа паркета в своих инструкциях разрешают укладывать его на "теплые" (обогреваемые) полы.
В зависимости от уровня качества, породы древесины и особенностей обработки паркетные планки по ГОСТ 862.1-85подразделяются на марку А (высшая категория качества) из дуба и тропических пород древесины и марку Б (первая категория качества) из таких пород древесины, как дуб, бук, ясень, клен лиственница и т.д., а также из тропических пород и модифицированной древесины.
ГОСТ не предусматривает селекцию (сортировку) штучногопаркетапо типу распила древесины. Однако уже достаточно давно многие производители по примеру своих зарубежных коллег ввели селекцию паркета по распилу, используя для этого самую разнообразную, неупорядоченную и несовпадающую у разных производителей терминологию.
По типу распиладревесины паркет подразделяется нарадиальный, тангентальный и смешанный. Определенно о типах распила можно говорить для дуба, ясеняи ряда других твердолиственных и хвойных пород дерева. Для некоторых других пород древесины типы распила могут быть не так заметно выражены, а для многих экзотических пород могут проявляться очень слабо и главным образом в зависимости от вида сердцевинных лучей.
У радиального паркетаплоскость разреза проходит перпендикулярно годичным кольцам древесины. Такие планки более однородны по текстуре, но в то же время для них более выражена зависимость визуального восприятия от направления падения света.
Радиальный паркетсущественно дороже паркета других типов, так как его выход при распиле не превышает 8-11% от общего объема.
У тангентального паркетаплоскость разреза проходит по касательной к годичным слоям и виден "арочный" рисунок годовых колец Он соответствует живой, насыщенной текстуре.
Третий тип, смешанный,является переходным: в нем есть элементы радиального и тангентального рисунков и переходные структуры. Для этого тина распила характерен максимальный выход продукции из объема древесины, поэтому, как правило, он дешевле других.
Способ распила влияет не только на эстетические, но и на физические свойства древесины. Коэффициент линейного расширения у радиального паркета несколько меньше, чем у тангентального, благодаря этому он более устойчив к внешним воздействиям. Однако это зависит от условий произрастания дерева и ширины годовых колец.
Отметим также, что существуют другие распространенные обозначения типов паркета ("селект", "натур", "рустик"), поступающего в продажу без отбора по распилу, а сортирующегося по определенному набору признаков (сучки, заболонь, текстура, градации по цвету и т.д.) Фирмы-производители паркета часто вводят свои собственные критерии сортировки, и поэтому даже при одинаковом названии внешний вид и качество паркетных планок у различных производителей могут существенно отличаться друг от друга.
Геометрические характеристики планок. Паркетные планки выпускаются различной толщины, в основном 14, 15, 16, 13 и 22 мм. Большое значение имеет не только толщина паркетной планки, но и толщина слоя износа, т.е. расположенного до паза слоя, который можно шлифовать при укладке и ремонте. Именно толщиной слоя износа определяется долговечность паркета.
Необходимо отметить, что увеличение общей толщины планокнепропорционально увеличению толщины рабочего слоя. У планки 15 мм толщина рабочего слоя - 7 мм, а у 22 мм - 9 мм. В то же время планки с большей толщиной менее эластичны, а это означает, что они более требовательны к ровности поверхности основании. Чтобы придать планкам толщиной 22 мм большую эластичность, некоторые производители делают на них с обратной стороны глубокие взаимно-перпендикулярные надрезы.
На эластичность и абсолютные показатели деформации влияет и длина планок(планки длиной более 350 мм имеют те же проблемы с эластичностью, что и планки с большой толщиной). Паркет набирает влагу главным образом по торцам, будучи защищен сверху и снизу. У толстого (22 мм) паркета увлажнение большое и, следовательно, значительные деформации. Поэтому его приходится циклевать на большую глубину при смене лака, что сокращает срок его службы. Для тренажерных, репетиционных, спортивных залов с большими ударными нагрузками следует использовать паркет толщиной 22 мм. Для обычного жилого помещения более практичен материал с толщиной 15-16 мм.
Для паркета от 35 до 50 см (предельной длины штучного паркета согласно ГОСТ) повышаются требования к качеству, поскольку возрастает вероятность некомпенсированного изменения размеров, связанного с остаточными внутренними напряжениями в древесине и воздействием изменений влажности и температуры.
"Палубная" укладкагораздо более терпима к длинам планок и в принципе может собираться из паркета большей длины и даже из разномерного паркета. Чем длиннее планки, тем меньше трудоемкость работ по укладке и быстрее работа. В то же время "палубная" укладка характеризуется в отличие от других рисунков большим накоплением линейных деформаций по длине помещений, что особенно проявляется при анфиладной структуре интерьера. Для этого типа укладки особенно рекомендуется разрезать полы по длине, устанавливая, например, бордюрные разделители в дверных и арочных проемах.
Чем больше ширина паркетных планок, тем меньше стыков на полу. Однако при этом выше вероятность деформации и коробления при не очень качественной сушке, характеризуемой наличием остаточных напряжений в древесине. Поэтому предпочтительно, чтобы ширина паркетных планок не была больше 5-ти толщин. Некратное соотношение между длиной и шириной планок сокращает число рисунков, которые могут быть выложены из паркета.
Требования к геометрии планок. Необходимым условием для получения гладкого и ровного пола, который реагирует на изменение температурно- влажностного режима в минимальной степени, является изготовление паркетных планок с необходимыми компенсационными зазорами, параметрами паза и гребня, с минимальными погрешностями по размерам и характеристикам. Современные технологии и оборудование позволяют изготавливать планки с высочайшей точностью: погрешности составляют лишь доли миллиметра, шероховатость поверхности не превышает 125 мкм. Такие планки идеально стыкуются друг с другом, образуя пол, требующий перед нанесением лака лишь минимальной шлифовки. Если же паркетные планки имеют заметную шероховатость, сколы, следы ожога от плохо заточенного инструмента, если гребень с трудом входит в паз, а между планками имеется хорошо различимый зазор - из такого паркета нельзя уложить качественный пол.
Обычно паркетные планки продаются без какой-либо финишной отделки. Лишь после их укладки на объекте они шлифуются, лакируются, и пол обретает законченный вид. В последнее время появились некоторые разновидности паркета с предварительной финишной отделкой (отшлифованные и покрытые лаком), выполненной в заводских условиях. Паркет, обработанный подобным образом, с одной стороны, упрощает работу и сокращает сроки монтажа, а с другой стороны - вынуждает работать с особой осторожностью из-за опасности его повреждения. К тому же при покрытии лаком всего пола защищается от попадания влаги не только верхняя поверхность паркетных планок, но и линия их стыка, которая остается незащищенной при использовании отлакированных планок. На лакированных планках часто делаются фаски по верхним краям, из-за которых при первой замене лака приходится производить шлифовку на гораздо большую глубину.
Рисунки укладки штучного паркета
Штучный паркет можно укладывать самыми различными способами. Наиболее распространенными рисунками являются (рис.2) “елочка“ "палубный", "плетенка", "квадраты" и некоторые другие
Помимо вышеперечисленных, за многовековую историю паркетного дела разработано более сотни видов укладки. Необходимо иметь в виду, что при различных видах укладки требуется разный коэффициент запаса материала по отношению к площади помещений, в котором производится укладка. Обычно фирмы, занимающиеся укладкой паркета, имеют альбомы различных рисунков, в том числе с фотографиями готовых объектов, по которым заказчик может выбрать понравившийся ему вариант.
Простой рисунок из штучного паркета может быть дополнен вставкой (розеткой, бордюром)
Художественный паркет
При художественной укладке штучного паркета используются элементы не только прямолинейных, но и криволинейных форм из различных пород древесины, благодаря чему становится возможным создание сложнейших рисунков. Основное внимание при таком способе укладки уделяется особо точной подгонке и фиксации каждой планки и вставки. Детали из ценных пород древесины должны иметь полную толщину или, по крайней мере, толщину рабочего слоя, дополненную менее ценным деревом до полной толщины
Для художественного паркета характерно:
- использование при формировании рисунка разных пород дерева, включая дуб, клен, орех, черное и красное дерево, карельскую березу и другие,
-формирование сложных мозаичных и орнаментальных рисунков из нескольких типов базовых деталей, общее число которых даже для средних по размеру помещений может составлять тысячи и десятки тысяч штук,
- изготовление элементов художественного паркета с высочайшей точностью (до +0,1 мм) в заводских условиях и окончательная подгонка рисунка на объекте заказчика с помощью сложного, дорогостоящего оборудования,
- выполнение работ по монтажу художественного паркета высококвалифицированными мастерами-краснодеревщиками, пользующимися обширным парком машин, инструментов и оснастки,
- использование для монтажа паркета многослойной подосновы, укладываемой по цементной стяжке или деревянному "черному" полу;
-многослойное лаковое покрытие со шлифовкой и полировкой между слоями, обеспечивающее блеск и кажущуюся глубину поверхности пола или матовую (полуматовую) поверхность. Это максимально сохраняет естественный вид древесины;
- использование компьютерного проектирования, позволяющего разработать для конкретной планировки объекта оригинальный рисунок, сочетающий медальоны, художественную и классическую укладку с бордюрными окантовками и разделителями;
- проектирование рисунка художественного паркета с учетом общего стиля оформления интерьера, для которого он предназначен.
В России первые упоминания о создании художественного паркета относятся к XVIII и связаны, прежде всего, с именем архитектора Б. Растрелли. Однако, несмотря на технические достижения, и в наше время искусство художественного паркета во всем мире по-прежнему остается уделом немногих избранных фирм-производителей и мастеров-краснодеревщиков высочайшей квалификации.
В сущности, средствами художественного паркета могут формироваться любые рисунки, включая изображения животных, растений, гербов, монограмм и товарных знаков. Рисунки художественного паркета могут также образовываться сочетанием розеток различной формы и наполнения, фоновых участков, бордюров и разнообразных фризов.
Для формирования композиции художественного паркета очень важно выбрать разные породы дерева, сочетающиеся друг с другом с точки зрения близких физических характеристик во всем диапазоне климатических и механических нагрузок, имеющих место при эксплуатации помещения.
Финишная отделка. Грунтовкаповерхности прошедшего шлифовку паpкета должна пропитать поры дерева специальным составом,сократить расход лака при последующем его нанесении,защитить поверхность дерева от прямого воздействия компонентовлака и сохранить по возможности натуральныйцветдревесины. В качестве грунтовочных составов используют, например, наносимые шпателем и равномерно распределяемые с помощью шлифовальных сеток шпаклевки, на которые обычным способом наносят 1-2 слоя грунтовочного лака. Иногда для лучшего выявления фактуры древесины и придания ей необходимой окраски ("под орех", "под вишню", "под красное дерево" и т.д.) отшлифованный паркет покрывают специальными морилками и красителями. Аналогичного эффекта достигают с помощью тонирующих грунтовок и лаков.
Многослойное покрытие поверхности паркета лаком защищает пол от воздействия влаги и механических нагрузок на истирание, способствует созданию оптических эффектов, когда те или иные элементы рисунка на полу приобретают контрастную окраску или создают кажущиеся объемные структуры. В зависимости от требований к качеству используют трех-, пятислойное покрытие лаком с промежуточной шлифовкой между слоями. Очень важно выдержать рекомендуемое изготовителем лака время сушки каждого слоя. Качество поверхности лака в значительной степени зависит от запыленности помещения.
В соответствии с дизайн проектом или непосредственно по желанию заказчика применяют глянцевые, полуматовые и матовые лаки.При этом весь пол может покрываться одинаковым типом лака или в зависимости от назначения отдельных помещений (спальня, кабинет, детская) для них могут использоваться лаки с разным типом поверхности. Точно так же могут применяться бесцветные или тонирующие лаки. В практике паркетных работ используют разнообразные по составу и основе лаки, в том числе полиуретановые, акриловые, лаки на водной основе, одно- и многокомпонентные, лаки с отвердителями.
Последней, завершающей операцией по устройству паркетного пола является установка плинтуса- непростого элемента интерьера, выполняющего определенные функциональные и эстетические задачи. Он закрывает компенсационный паз между полом и стенами, при необходимости маскирует неровности пола и стен вблизи их стыка, под ним можно спрятать дополнительные провода и кабели.
Плинтуса изготавливают из массива дерева, из фанерованного дерева, из пластмассы или формованного картона, оклеенного декоративной пленкой.