Анализ связи между объемом производства (реализации) продукции, себестоимостью и прибылью.
Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.
Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж – это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.
Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия, являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.
Расчет данных показателей основывается на взаимодействии:
Затраты – объем продаж – прибыль. Для определения их уровня можно использовать графический и аналитический способы.
Например, производственная мощность предприятия рассчитана на выпуск 1000 изделий, которые продаются по цене 20 тыс. руб.
Все, что производится, сбывается, незавершенного производства и остатков готовой продукции на складах нет. Следовательно, объем производства продукции равен объему продаж (выручке), т.е. 20 млн. руб.
Постоянные затраты (амортизация, накладные расходы и др.) составляют 4 млн. руб.
Переменные расходы на единицу продукции – 12 тыс. руб., а на весь запланированный выпуск продукции – 12 млн. руб. При таких условиях прибыль от реализации продукции составит 4 млн. руб. (20-4-12).
На основании этих данных построим график (рис. 9).
Y, млн.руб.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
500 1000 X, шт.
Рис. 9. Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и ее себестоимостью.
По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали – себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.
По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от продажи продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.
Получается она в точке пересечения прямых линий изменений выручки за реализуемую продукцию и совокупных затрат на ее производство и реализацию, из которой необходимо спроецировать перпендикулярные прямые на оси абсцисс и ординат.
В нашем примере точка расположена на уровне 50% возможного объема продажи продукции. Если пакеты заказов на изделия предприятия больше 50% его производственной мощности, то предприятие получит прибыль. При пакете заказов 75% возможного объема производства прибыль составит половину максимальной суммы, т.е. 2 млн. руб.
Если же пакет заказов будет менее 50% фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным и обанкротится.
Следовательно, предварительно должен быть решен вопрос о целесообразности организации выпуска продукции в таком объеме.
Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж – зона безопасности. Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 1000 изделий, то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 50%, при реализации 700 изделий – 20% и т.д. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.
Полученную зависимость можно представить по-другому (рис. 10).
При объеме реализации, равном нулю, предприятие получает убыток в размере суммы постоянных расходов. При объеме 1000 изделий прибыль составит 4 млн. руб. Соединив эти точки между собой, получим Х точку критического объема продаж.
Кроме графического метода, можно использовать и аналитический.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 10. Определение точки безубыточности.
Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели. Для этого используем рис. 11. На графике поменяем местами переменные и постоянные затраты, чтобы в соответствии с определением категории маржинального дохода объединить зону прибыли и зону постоянных расходов.
Y, млн.руб.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
500 1000 X, шт.
Рис. 11. Зависимость между объемом реализации продукции, ее себестоимостью и суммой прибыли.
Для вывода формул используем следующие обозначения:
Т – точка безубыточного объема реализации продукции (порог рента-
бельности, точка равновесия, критический объем продаж);
Дм – маржинальный доход (общая сумма);
Ду – удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации
продукции;
Дс – ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции;
П – сумма прибыли;
Ц – цена единицы продукции;
Н – непропорциональные (постоянные) затраты;
Рn – пропорциональные (переменные) затраты;
В – выручка от реализации продукции;
К – количество проданной продукции в натуральных единицах;
V – удельные переменные затраты.
В соответствии с рис. 11 формула для расчета маржинального дохода имеет вид:
Дм = П + Н. (1)
График (рис. 11) позволяет также определить маржинальный доход как разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами: Дм = В – Рп . (2).
В примере сумма маржинального дохода составляет 8 млн. руб. (20-12).
Согласно графику, можно записать такую пропорцию: в стоимостном выражении Т/Н = В/Дм. Отсюда выводится формула для расчета точки безубыточного объема продаж в денежном измерении:
Для нашего примера она составляет или
4/(8/20) = 4/0,4 = 10 млн. руб.
Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100%, может быть использована формула
Нетрудно заметить, что отношение постоянных расходов к общей сумме маржинального дохода и есть тот коэффициент, который определяет место расположения точки критического объема, реализации продукции на графике.
Если заменить максимальный объем реализации продукции в денеж-ном измерении (В) на соответствующий объем реализации в натуральных единицах (К), то можно рассчитать безубыточный объем реализации в натуральных единицах:
Для определения точки критического объема реализации продукции можно вместо суммы маржинального дохода использовать ставку маржинального дохода в цене за единицу продукции (Дс):
Дс = Дм/К = 8 млн. руб./1000 ед. = 8 тыс. руб.
Отсюда Дм = К х Дс. Тогда формулу для расчета точки безубыточного объема продаж в денежном измерении можно записать следующим образом:
Т = Н/Дс, (6) Т = 4 млн. руб./8 тыс. руб. = 500 ед.
Ставку маржинального дохода можно представить как разность между ценой (Ц) и удельными переменными затратами (V):
Дс = Ц – V. (7)
Тогда, преобразовав формулу, критический объем реализации продукции можно рассчитать так:
Т = Н/(Ц-V), (8) Т = 4 млн. руб./(20000 – 12000) = 500 ед.
Если ставится задача, определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, например 2 млн. руб., тогда формула будет иметь вид:
К = (Н + П)/(Ц – V), (9) К = (4000 + 2000)/(20-12) = 750 ед.
Полученная величина в 1,5 раза больше, чем безубыточный объем продаж в натуральном измерении (750:500). При этом 500 ед. продукции нужно произвести и реализовать, чтобы покрыть постоянные затраты предприятия и 250 ед., для получения 2 млн. руб. прибыли.
При многономенклатурном производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении:
В = (Н + П) / Ду (10) ; В = (4000 + 2000) / 0,4 = 15000 тыс. руб.
Для определения зоны безопасности по стоимостным показателям аналитическим методом используется следующая формула:
ЗБ = (В – Т) (11) = (20 – 10) / 20 млн. руб. = 0,5 или 50%.
Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:
ЗБ = (К – Т) / К (12) = (1000 – 500) / 1000 = 0,5 или 50%.
Приведенные графики и аналитические расчеты показывают, что безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию.
С помощью маржинального анализа можно установить критический уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов.
Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода и объема продаж рассчитывается следующим образом:
Смысл этого расчета состоит в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальным доходом при заданных объеме продаж, цене и уровне переменных затрат на единицу продукции. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то предприятие будет убыточным.
Как видим, критический уровень постоянных издержек является очень ценным показателем в управленческой деятельности.
С помощью его можно эффективнее управлять процессом формирования финансовых результатов.
Критический уровень цены определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат:
Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реализации продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управленческих решений (различным вариантам оборудования, технологии, цен, структуры производства и т.д.).
Данный метод может быть также использован в анализе при выборе варианта технологии производства, обосновании решения производить или покупать, выборе варианта машин и оборудования, обосновании цены на основе изделие при аналитической оценке решения о принятии дополнительного заказ по цене ниже себестоимости продукции.
Таким образом, деление затрат на постоянные и переменные и использование маржинального дохода позволит более правильно проанализировать разные варианты управленческих решений для выбора наиболее оптимального из них. Внедрение этой методики в практику отечественных предприятий имеет большое значение.