Методы защиты от внешних воздействий

1. Влияние окружающей температуры может быть снижено путем:

термостатирования всего ЭЛА или наиболее чувствительных к температуре составляющих;

использования термокомпенсации;

повышения тепловой инерции ЭЛА за счет введения теплоизоляции.

В качестве защитных материалов используют материалы, обладающие низкой теплопроводностью и малым удельным весом, эффективность может быть повышена фольгированием наружной поверхности.

Термическая прочность. Требования к термической прочности предусматривают возможность перегрузок отдельных элементов оборудования и устанавливают допустимые превышения перегревов над температурой окружающей среды при нормальном атмосферном давлении и температуре 50 градусов по Цельсию. Значения перегрузок устанавливаются в зависимости от рода, назначения и характера работы оборудования.

Провода и коммутационная аппаратура, работающие длительно (2 ч), должны выдерживать двукратные перегрузки в течение 5 мин.; электродвигатели и аппаратура, работающие в повторно-кратковременном режиме, – 100 % нагрузку при удлиненном вдвое рабочем периоде; генераторы – 150 % нагрузку в течение 5 мин.; 200 % нагрузку – 5 с; лампы, фары – напряжение 115 % от номинального в течение 5 мин. (лампы) и 1 мин. (фары).

Все испытания на нагрев производятся вначале на номинальной нагрузке в номинальном режиме до установившегося теплового состояния, после чего дается перегрузочный режим.

Влияние влажности.

Повышение влагостойкости достигается:

применением влагоустойчивых материалов (изоляция металлов, пластмасс),

применением покрытий и пропиток,

введением в конструкцию влагопоглощающих устройств,

герметизацией (обеспечивают либо методом опрессования пластмассой, либо заключением в специальный металлический или пластмассовый корпус).

3. Влагозащита одновременно защищает от пыли и грибкообразований плесени.

4. Влияние механических нагрузок (механическая прочность).

Для реализации этого требования особое внимание уделяется вибрационной устойчивости. Крепежные элементы агрегатов электрооборудования, например болты, гайки, шпильки и т.п., должны быть надежно законтрены, а элементы малой жесткости амортизированы. Для защиты от вибраций на виброамортизаторах монтируются различные чувствительные элементы ЭЛА, например электронное оборудование, угольные регуляторы и др. При пайке проводников применяется дополнительное механическое крепление в виде обжима, загибов и пропуска провода в отверстия. Посадки пакетов электротехнической стали на валы электрических машин, особенно средней и большой мощности, производятся с помощью шпонок. Осевое закрепление пакетов осуществляется гайками или стопорными пружинными кольцами, насаженными на вал с большим натягом [1].

На этапе проектирования элементов электрооборудования все необходимые расчеты ведутся исходя из воздействия максимальных ускорений. С учетом действия нагрузок всех видов выбираются натяги в неподвижных (прессовых) посадках деталей.

Все элементы и агрегаты ЭЛА после изготовления проходят специальные испытания на вибрационную прочность. Некоторые объекты, установленные на двигателе, например генераторы, подвергаются испытаниям непосредственно на двигателе. Коммутационная аппаратура испытывается на многократные включения.

5. Химическая и радиационная стойкость. Требования, предъявляемые к оборудованию, предусматривают уменьшение коррозии металлических частей под влиянием влаги и соли (для морской авиации), паров керосина, масла, гидравлической жидкости и т.п. При этом следует применять материалы, устойчивые к коррозии, и принимать меры, исключающие контакт элементов ЭЛА с агрессивной окружающей средой.

Повышение радиационной стойкости связано с использованием радиационно-стойких смазочных материалов и покрытий, подшипников, поверхности скольжения которых разделены газовой прослойкой, совершенствованием технологии производства полупроводниковых приборов. Последнее предусматривает создание надежной изоляции, использование керамических элементов, применение схемотехнических методов фототоковой компенсации, рациональный выбор конструкции корпуса и использование многослойных экранов.

6.Электрическая прочность определяется требованиями, предъявляемыми к изоляции (толщине и ее качеству), а также допустимым расстоянием между токоведущими частями и металлической массой как по поверхности изоляции, так и по воздуху.

Критерием электрической прочности является обеспечение следующих значений напряжения: для проводов – 300 В, для генераторов – 1000 В, для электродвигателей, реле, коммутационной аппаратуры, электрифицированного вооружения, установок обогрева и т.п. – 500 В. Еще одним критерием электрической прочности является обеспечение сопротивления изоляции: для отдельных частей и элементов оборудования, а также для бортовой сети оно не должно быть меньше 1 МОм, а для высоковольтных цепей с питанием от преобразователей – не менее 5 МОм.

Наши рекомендации