Механизмы крепления неподвижной ветви талевого каната
Механизм крепления каната предназначен для крепления и перепуска неподвижной ветви талевого каната и замера специальным датчиком усилий, специальным датчиком усилий,
специальным датчиком усилий, возникающих в неподвижной ветви каната.
Наряду с основным назначением механизмы крепления каната обеспечивают удобство и быстроту смены и перепуска талевого каната.
В буровых установках «Уралмаш НГО Холдинг» применяют механизмы крепления неподвижной ветви талевого каната трех типов, которые различаются по диаметру каната и максимально допустимому натяжению на его неподвижной ветви; технические характеристики приведены в табл. 4.2.13.
Механизмы для крепления неподвижной струны талевого каната (рис. 4.2.27) крепятся к балкам основания буровых установок или к вышке болтовыми соединениями и состоят из стойки /, на которой с помощью роликового конического двухрядного подшипника 8 и оси 7 установлена консоль 4.
На консоли установлен конический барабан 6 и зажимная планка 3 с вкладышами для крепления талевого каната 5. Благодаря вращению конического барабана в подшипнике 10, расположенном на оси 9, канат без скольжения, легко и быстро перемещается по барабану, что позволяет сократить время на смену и перепуск каната.
Для неподвижного фиксирования барабана относительно консоли предназначен стопор 11. Через консоль осуществляется передача нагрузок с талевого каната на датчик веса
Рис. 4.2.26. Механизм крепления неподвижной ветви каната:
1-стойка; 2 - тяга; 3-зажимная планка; 4-консоль; 5- канат; б-барабан; 7-ось; 8-подшипник; 9-ось; 10 - подшипник; 11-стопор; 12-планки
и далее на контрольные приборы пульта бурильщика. В случае отсутствия датчика веса устанавливается тяга 2.
На консоли установлены планки 12, удерживающие витки каната от перехлестывания при вращении барабана.
Перепуск каната осуществляется в следующем порядке: снимается нагрузка с неподвижного конца талевого каната, вынимается стопор //, тем самым создаётся возможность вращения барабана. Снимается зажимная планка $ с вкладышами, а затем при помощи лебёдки производится перепуск каната на необходимую длину.
Подвески вертлюговиспользуются только в установках с АСП и КМСП, в которых
торых при выполнении спуско-подъёмных операций применяют автоматический элеватор. При бурении к нему через дополнительное промежуточное звено подвески вертлюга подвешивается вертлюг.
Рис. 4.2.28. Подвеска вертлюга:
1 - штроп; 2 - серьга; 3 - скоба; 4 - кронштейн;
5 - штроп вертлюга
Технические характеристики
Подвесок вертлюга
Грузоподъемность, т 320 450
Габаритные размеры, мм:
- просвет петлевого штропа
вертикальный; 1050 1400
- просвет от штропов
до скобы 1790 2320
Масса, кг 723 1312
Подвеска вертлюга (рис. 4.2.27) состоит из двух петлевых штропов /, надевающихся на боковые рога автоматического элеватора. Снизу к петлевым штропам подвешена центральная серьга 2, имеющая расточку для оси. На ось подвешена скоба 3 для штропа вертлюга. На ветвях штропа вертлюга закреплены кронштейны 4, ограничивающие перемещение штропа вертлюга 5 в скобе.
Подвески вертлюга, которыми оснащаются буровые установки, идентичны по конструкции и отличаются грузоподъемностью.
Талевые канаты
Талевый канат является неотъемлемой частью подъемного комплекса буровой установки. Это один из наиболее ответственных и уязвимых элементов, работающий в очень тяжелых условиях. Проволоки талевых канатов испытывают напряжения растяжения от нагрузки на подъемный механизм, напряжения изгиба на блоках и барабане лебедки. Канат подвергается износу, испытывает деформации кручения, смятия и т. д. Долговечность каната зависит от множества факторов: конструкции каната, качества изготовления, диаметра канатных блоков, условий навивки на барабан лебедки, режима эксплуатации.
Сложное сочетание факторов и их влияние друг на друга определяют небольшой срок службы талевых канатов.
Особые условия эксплуатации канатов в талевых системах буровых установок и стремление к увеличению их долговечности привели к разработке в конце 60-х годов прошлого века специальной конструкции талевых канатов, которая является основной и в настоящее время. Это ГОСТ 16853-88 «Канаты стальные талевые для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения». Талевые канаты в нашей стране изготавливаются также по техническим условиям ТУ 14-4-1767-94. Основными производителями талевых канатов на территории России и СНГ являются ОАО «Северсталь-Метиз», ОАО «Белорецкий металлургический комбинат», ОАО «Магнитогорский метизно-калибровочный завод», «ЧАО «ПО Стальканат-Силур» (Украина). Технические характеристики талевых канатов ГОСТ 16853-88 приведены в таблицах 4.2.14 и 4.2.15.