Глава 9. управление капиталовложениями в сфере информатизации

ВОПРОСЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Обобщенный анализ финансового состояния. Характеристика совре­менной роли денег. Кто есть кто на российском рынке средств инфор­матизации. Обобщенная оценка индекса производства.

ЭКОНОМИКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Показатели эффективности информатизации. Анализ затрат в сфере информатизации. Учет основных средств.

Глава 10. ФОРМИРОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

ПРОБЛЕМА КОМПЛЕКСНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

ПРАВОВАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ

Информатизация как сфера правового регулирования. Правовая спе­цифика сферы информатизации. Законодательство и. правонарушения в сфере информатизации.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ

Формирование технологической совместимости информационных ресур­сов. Международные стандарты.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ

Организация защиты информационных систем. Правонарушения в об­ласти технической защищенности систем. Построение рациональной защиты.

Словарь терминов

Литература

Список сокращений

Предметный указатель

Введение

Средства информатизации составляют значительную долю мирового рынка и в существенной мере уже сейчас определяют структуру инвестиционных потоков мирового хозяйства. Так, в середине 90-х гг. ожидалось [18], что к 2000 г. объем продукции этого профиля достигнет 1 трлн. долл. и превзойдет объем рынка природных ресурсов, что выглядело как фантастика. Оказалось, что это вполне реально: по некоторым данным, в 1998 г. уже был достигнут объем 1,8 трлн. долл. В связи с этим становится очевидной необходимость обеспечения эффективного управления этими средствами – менеджмента – на всех этапах их жизненного цикла: именно эффективность менеджмента в сфере информатизации в значительной мере определяет темп научно-технического прогресса.

При этом нужно иметь в виду следующее. С одной стороны, мировой парк компьютеров и связанных с ними средств столь велик, что их мировое производство представляет собой огромную, мощную и к тому же исключительно наукоемкую, динамично развивающуюся отрасль индустрии; эта индустрия сама по себе стала транснациональной, глобальной в полном смысле этого слова; к ней примыкает шлейф сервисных услуг разного рода.

С другой стороны, в мировой экономике многие другие сферы деятельности человека стали интернациональными, мультинациональными или транснациональными благодаря возможностям информационных систем: система межбанковских расчетов, грузовые и пассажирские перевозки, системы телевидения и связи, промышленные производства и т.д.; информационные системы, создаваемые этими компаниями, неотвратимо становятся глобальными [44, 58, 64]. Понятно, что все уровни таких систем должны быть обеспечены эффективным управлением сверху донизу.

Однако и в системах скромных масштабов тоже происходят аналогичные процессы. При этом следует подчеркнуть, что если в больших ИС задействованы ресурсы и средства соответствующих масштабов, то в обычных системах очень часто нет ни того, ни другого и в то же время требуется решение разнообразных многочисленных задач. В связи с этим и в таких системах возникают острые проблемы управления.

Одним из самых мощных факторов, стимулирующих создание все более мощных и эффективных ИС, является конкуренция в основной деятельности компании, поскольку именно оперативная и полная информация дает им преимущество перед конкурентами, а невнимание к качеству и эффективности ИС обязательно ведет к потере позиций фирмой и в конце концов к ее поражению.

Вместе с тем, в настоящее время по любому вопросу технологически можно собрать такое количество информации, которое никто не в состоянии за реально отведенное ситуацией время осмыслить (иногда даже просто просмотреть) и уж тем более эффективно использовать. Отсюда следует необходимость системного подхода к рассмотрению столь масштабных явлений, как информационные процессы. С таких позиций можно более четко поставить и проблему информационного менеджмента (ИМ) [19, 20].

В частности, при анализе организации ИС естественно рассматривать ее как иерархическую; при этом на нижней ступени окажется уровень рабочего места, выше – уровень подразделения, предприятия и т.д. Если же рассматривать содержащуюся в ИС информацию, то уровни будут другими: детальная информация – нижний уровень, аналитическая – более высокий, стратегическая – еще более высокий и т.д. В связи с этим было бы крайне поспешным видеть в информационных системах только совокупность компьютерных средств, пусть даже очень мощных и сложных, и переносить на эти подходы соответствующие подходы и оценки.

Пониманию предмета и содержание настоящей книги может способствовать представление о том, что ИС, по существу, является производством, выпускающим определенную продукцию. Эта продукция может быть измерена количественно и оценена качественно, а также может быть определена ее стоимость. Сопоставление технологического процесса в некоторой условной ИС по этапам с некой производственной системой представлено ниже.

Информационная система Производственная система
Входная информация Сырье
Занесение в память Хранение на складе
Обработка данных Обработка на станках, в печать и т.п.
Выдача информации в требуемых формах Сдача готовой продукции на склад
Передача информации пользователю Сбыт продукции

Основой ИС является технология. Если рассматривать информационную технологию (ИТ) по этапам, можно заметить следующее. От объема и характера входной информации в ИС зависят требования к устройствам ввода, их производительности, а также время ввода.

Занесение в память информации аналогично хранению сырья на складе. Объем памяти ИС, по существу, хорошо согласуется с вместимостью складских помещений. И так же как сырье, информация не должна «лежать на складе», она должна полностью и постоянно использоваться; избыточная память (аналогия – излишние складские площади) снижает эффективность системы, поскольку информация обрабатывается дольше, устройства большой емкости стоят дороже, их стоимость переносится на продукцию, т.е. на результат обработки информации (ОИ).

Основной этап ИТ, конечно, - обработка данных программами. Возможности потерь и резервы здесь обычно скрыты в большом объеме, чем на других этапах.

Выдерживая приведенную выше аналогию с производственной системой, можно заметить, что информация – это заготовки или полуфабрикаты, прикладные программные средства – приспособления, а оборудование ЭВМ и их базовые программные средства – это основное технологическое оборудование (станки, сварочные автоматы, прессы и т.д.). Мощные оборудование, базовые программные средства, прикладные программы, конечно, повышают производительность и качество работ, однако могут быть избыточными, что влечет за собой удорожание продукции – информационной услуги или результата расчета.

Выдача информации в требуемых формах (продукции) может осуществляться по-разному: на экран индивидуального пользовательского дисплея, в сетевые структуры для коллективного использования, в виде «твердой копии» - документа, на экран (табло) и т.д. Формирование выходной информации требует затрат и оборудования и в этом аналогично предыдущему этапу.

Передача информации пользователю – рациональное потребление продукции ИС – весьма сложный вопрос: не всегда ясно, как и какая информация, выдаваемая ИС, действительно применяется пользователями, т.е. потребляется и дает эффект.

Приведенные особенности ИС выявляют необходимость обеспечения эффективности как на каждом из этапов используемых ИТ, так и в системе в целом как специальной проблемы менеджмента. Причем эта проблема очевидно предметно-ориентирована: информация как основная производственная материя, имеющая явные особенности, ИТ как совокупность специфических этапов, ИС как среда приложения менеджмента, - все это имеет существенную специфику, отличающую информационный менеджмент от менеджмента в других сферах.

С этих позиций информационный менеджмент можно сопоставлять с другими специальными областями или разделами менеджмента: финансовым, инновационным и производственным менеджментом, управление персоналом, логистикой и т.д. Поскольку именно ИТ является основой нового витка НТП и ведущим его элементом, вполне обоснованными являются выделение информационного менеджмента из общего менеджмента в качестве специального раздела и детальное его рассмотрение с учетом специфики ИС. Наряду с другими этот раздел менеджмента является вполне самостоятельным, он должен специально рассматриваться и изучаться, а также становиться не только объектом внимания, но и предметом, и инструментом профессиональной деятельности менеджеров самого высоко уровня.

Поле приложения информационного менеджмента – все этапы жизненного цикла ИС. Во введении достаточно ограничиться обобщенной схемой, включающей этапы создание – внедрение – поддержка. Однако стройная схема жизненного цикла ИС очень редко имеет место.

Действительно, сейчас трудно говорить относительно существующей организации, что ее ИС создается совершенно заново, так как в данной сфере всегда что-то уже разработано, и только для вновь создаваемых фирм и учреждений с большой натяжкой можно считать, что создается новая ИС. Последовательное создание новой ИС выглядит следующим образом. Вначале осуществляется разработка концепции системы и ее дерева целей (System Planning), потом выясняются условия ее работы и формируются математические модели и топология (System Analysis). Разработка или проектирование системы (System Design) – протяженный многовитковый итерационный процесс, который обычно строится на основе системного подхода. Далее система внедряется (System Implementation) на тех рабочих местах, для которых она создается. Во время своей эксплуатации любая система нуждается в сопровождении и поддержке (System Support).

В практике же создания ИС принято начинать использовать модули решения задач и комплексов задач или подсистем по мере их готовности и обработки. Поэтому процессы внедрения и создания обычно идут одновременно, переплетаясь самым причудливым образом. Когда проект системы в намеченных контурах завершается, основную роль начинают играть процессы внедрения, однако тут же неизбежно возникают и расширяются внутри системы процессы ее модернизации, совершенствования и т.п. Поэтому, не завершив создание всей системы, ее начинают дорабатывать, соответственно при этом затягивается процесс внедрения. По мере внедрения, т.е. ввода в эксплуатацию элементов ИС, создается и вводится комплекс средств ее поддержки, сопровождения, обслуживания, испытания, освоения и т.д. [19].

Таким образом, ИС практически никогда не бывает готова, завершена окончательно ил сдана «под ключ»; она всегда пребывает в процессе изменения, «дышит», «живет». При этом должны непрерывно решаться ее основные задачи, причем с максимальной эффективностью на каждой стадии или в каждой фазе ее состояния. В связи с этим в ИС необходим постоянный контроль за ее состоянием и использованием всех ее элементов: на всех стадиях необходимо обеспечить и достижение целей, поставленных перед системой, и планомерное и целенаправленное ее развитие в структуре основной деятельности предприятия или учреждения. Все это в совокупности представляет собой суть проблемы менеджмента применительно к ИС.

Остановимся на содержании заглавного термина книги. В американской литературе для обозначения комплекса задач управления, связанных с информационными системами, используется понятие Information Management. Оно включает как внутренние задачи управления в среде ИС, так и вопросы ее использования для решения разнообразных задач в сфере основной деятельности предприятия, фирмы. Среди немецких специалистов в качестве общего понятия, обозначающего весь комплекс задач менеджмента в сфере обработки информации, получил признание термин Informationsmanagement, который тоже близок к русскому информационный менеджмент.

Это понятие отражает все аспекты проблемы менеджмента в сфере создания и использования информационных ресурсов, и потому представляется нам как наиболее удачное.

Подытоживая вышеизложенное, можно отметить, что информационный менеджмент – это специальная область менеджмента, выделившаяся как самостоятельное направление в последние годы и все более приобретающая специфические особенности. Определим сферу, охватываемую информационным менеджментом.

В широком смысле сфера информационного менеджмента – совокупность всех задач управления на всех этапах жизненного цикла предприятия, включающая все действия и операции, связанные как с предприятием в целом на основе данной информации. При этом должны решаться задачи определении ценности и эффективности использования не только собственно информации (данных и знаний), но и других ресурсов предприятия, в той или иной мере входящих в контакт с информацией: технологических, кадровых, финансовых и т.д. Очевидно, что такая широкая трактовка понятия информационного менеджмента не всегда требуется; более того, для ее практического использования, очевидно, необходима высокая степень зрелости организации во всех отношениях, что пока еще достаточно редко встречается, поэтому она оказывается неэффективной ввиду слабой обеспеченности в конкретной организации.

В узком смысле информационный менеджмент представляет собой круг задач управления, прежде всего производственного и технологического характера, решение которых обеспечивает достижения целей организации в основной ее деятельности за счет эффективного согласованного управления как элементами, процессами и ресурсами собственно ИС, так и другими элементами, процессами и ресурсами предприятия. В этих задачах управления в той или иной мере используются ИС и реализованные в ней ИТ.

Отчетливую границу между пониманием информационного менеджмента в широком и узком смысле слова провести невозможно, однако в явных ситуациях сделать это вполне реально. Во всяком случае, руководство конкретной организации всегда может для себя принять тот или иной вариант отношения к роли информационного менеджмента в их деятельности и руководствоваться им на практике. В настоящем пособии данное понятие практикуется чаще всего в его узком смысле.

Наши рекомендации