Моделирование на основе емкостей произвольной формы
Цель урока: расширить представления о форме в области конструирования, различных видах пластмассы и их свойствах; научить конструировать из деталей произвольной формы; продолжить формирование умения оформлять изделия с использованием различных материалов, научить соединять детали с помощью одно- и двухстороннего скотча.
Методический комментарий. Учитель рассказывает, что в быту часто используются различные упаковки из синтетических полимерных материалов: пластиковые баночки, стаканчики, бутылочки и т. п., из которых можно изготовить различные вазочки, шкатулки, рамочки и много других интересных и нужных вещей. Во 2-м классе учащиеся превращали пластиковый стаканчик в вазочку.
Затем учитель предлагает учащимся рассмотреть разные изделия из пластмассы и обращает внимание детей на ее свойства, такие, как легкость, гибкость, прочность, светопроницаемость. Можно организовать работу в виде опытов и сравнить различные материалы (стекло и пластмассу, бумагу и полиэтилен и т. д.).
Учащимся предлагается превратить пластиковый флакон в игрушку (сказочного персонажа). В учебном пособии представлены иллюстрации различных вариантов такого превращения (рис. 14). Ребята рассматривают изделия и определяют, из каких емкостей получилось каждое из них. Затем проводится анализ готового изделия. Учащиеся отмечают, что помимо пластиковой емкости для создания поделки были использованы и другие материалы, перечисляют какие именно. Учитель напоминает, что кроме основных материалов для работы требуются и вспомогательные — клей и скотч. Ребята подбирают необходимые инструменты и рассказывают правила безопасности при
работе с ними.
Учащиеся совместно с учителем составляют алгоритм-изготовления игрушки на основе пластмассовых емкостей:
1. Придумать образ сказочного персонажа и подобрать флакон.
2. Подготовить дополнительные детали игрушки.
3. Соединить дополнительные детали с флаконом (основой). (Для этого используется обычный и двухсторонний скотч. При необходимости можно проколоть во флаконе отверстия с помощью шила и пришить некоторые детали.)
4. Подготовить декоративные элементы.
5. Наклеить декоративные элементы на игрушку.
В учебном пособии проиллюстрирована технологическая последовательность изготовления фигурки принцессы на основе пластмассового флакона с применением разных материалов. Данную последовательность можно использовать в качестве инструкционной карты.
2.10. Моделирование в технике оригами (базовая форма "водяная бомбочка")
Цель урока: закрепить знания о сгибании как свойстве бумаги; совершенствовать умение сгибать бумагу, научить изготавливать фигурки способом многократного сгибания.
Методический комментарий.Учащиеся вспоминают, что им известно об искусстве складывания фигурок из бумаги, какие фигурки они складывали во 2-м классе, какие научились делать самостоятельно.
Учитель напоминает детям, что для того, чтобы легче было работать, составляют последовательность складывания фигурки, которая представляет собой ряд рисунков, иллюстрирующих каждое действие. Условные обозначения в виде стрелок, линий сгибов показывают, как необходимо преобразовывать лист бумаги. Учащиеся вспоминают, какие условные знаки они знают, описывают действия, которые те обозначают. В учебном пособии дается ряд условных знаков и перепутанный список их значений, учащимся предлагается найти значение каждого знака. Затем дети подбирают рисунки, отражающие результат выполнения действия, которое обозначено условным знаком.
На втором форзаце учебного пособия разъяснены условные обозначения, которые будут встречаться на схемах складывания в 3-м классе. Новый знак "Надуй" и его значение демонстрируется ученикам в процессе складывания фигурки "Золотая Рыбка". Его сущность в том, что при помощи воздуха плоской фигурке придается объемная форма. Учитель напоминает основные правила сгибания бумаги, обращает внимание учащихся на необходимость точно совмещать углы и стороны листа при его сгибании, выполнять четкую линию сгиба. Учащиеся вспоминают, что для получения четкой линии сгиба необходимо использовать гладилку, рассказывают, как ею пользоваться.
Учитель предлагает ребятам вспомнить, из какой базовой формы они складывали фигурки во 2-м классе. На данном уроке дети знакомятся с базовой формой "водяная бомбочка". На ее основе учащиеся выполняли фигурку рыбки для аппликации в 1-м классе.
В ходе практической работы ученики сгибают из квадратного листа бумаги базовую форму "водяная бомбочка" и на ее основе вместе с учителем складывают фигурку Золотой Рыбки.
После выполнения складывания можно предложить учащимся оформить готовую фигурку: вырезать и приклеить глаза и плавники.
Фигурку Царевны-лягушки самостоятельно (по схеме) выполняют учащиеся, которые раньше других справились с заданием, или весь класс под руководством учителя, если на уроке есть достаточно времени для работы над второй фигуркой. Последовательность складывания фигурки проиллюстрирована в учебном пособии. В процессе работы у учащихся может вызвать затруднения выполнение двух поперечных складок для придания лягушке формы, так как сгибается большое количество слоев бумаги. Учителю следует помочь детям выполнить данную операцию. Остальные фигурки ученикам предлагается сделать самостоятельно.
Базовая форма "водяная бомбочка"
1.Сложить квадрат пополам.
2. Получившийся прямоугольник еще раз сложить пополам.
3—4. Раскрыть верхний квадрат и расправить его в треугольник.
5. Перевернуть фигурку.
6. Раскрыть квадрат и расправить его в треугольник.
Базовая форма "водяная бомбочка" готова.
Фигурка "Золотая Рыбка"
1.Сложить базовую форму "водяная бомбочка". Разместить ее прямым углом вверх. Согнуть острые углы верхнего треугольника кверху.
2. Согнуть боковые углы квадрата, образовавшегося врезультате предыдущего действия, к центру.
3. Согнуть верхние углы вниз.
4. Заправить верхние треугольники внутрь.
5. Проверить результат. Перевернуть фигурку.
6. Сложить боковые углы к линии перегиба.
7. Согнуть левый конец наискосок вверх.
8. Отогнуть края вверх.
9. Надуть фигурку.
Золотая Рыбка готова.
Фигурка "Царевна-лягушка"
1.Сложить базовую форму "водяная бомбочка". Поло
жить ее прямым углом вверх. Согнуть острые углы верх
него треугольника кверху.
2. Согнуть нижние стороны квадрата, образовавшегося
в результате предыдущего действия, к средней линии.
3. Перевернуть поделку.
4. Согнуть острые углы вниз так, чтобы они выходи
ли за края поделки.
5. Отогнуть половинки этих частей назад.
6. Перевернуть поделку.
7—9. Согнуть фигурку пополам поперек на себя и, отступив 1 см вниз, согнуть верхнюю часть от себя, т. е. сделать складку.
Лягушка готова. Если щелкнуть пальцем по сгибу лягушки, то она прыгнет.
2.11. Моделирование в технике оригами (базовая форма "катамаран")
Цель урока:закрепить умение сгибать бумагу; научить складывать базовую форму "катамаран", изготавливать фигурки способом многократного сгибания.
Методический комментарий.Учащиеся под руководством учителя определяют требования, выполнение которых позволит создать качественные и аккуратные изделия. Это точное следование схеме складывания фигурки, выполнение правил сгибания бумаги, аккуратность и внимательность в процессе работы. Ребята вспоминают, как можно получить четкую линию сгиба, приемы работы гладилкой.
Учитель объясняет и демонстрирует правила создания базовой формы "катамаран". При складывании данной формы учащиеся знакомятся с условным обозначением Поверни фигурку в одной плоскости". Последовательность складывания базовой формы "катамаран" приведена в учебном пособии.
Затем учитель сообщает, что из бумаги можно сделать великолепные праздничные шары, и демонстрирует изделия. Он рассказывает, что такой шар выполняется из одинаковых элементов (модулей), и показывает сложенный модуль.
В ходе практической работы учащиеся под руководством учителя складывают один модуль для шара на основе базовой формы "катамаран". Схема складывания модуля приведена в учебном пособии.
Учащиеся делятся на группы по шесть человек (в соответствии с необходимым количеством модулей для шара) и выполняют коллективную работу — из готовых модулей склеивают бумажные шары. Изделие можно украсить кисточкой из ниток и подвесить на веревочке.
Если при поделе класса на группы одна группа получается малочисленной, то учителю следует принять участие в ее работе, предложить использовать сложенные им модули.
Второй вариант модуля, представленный в учебном пособии, может использоваться в процессе самостоятельной работы.
Базовая форма "катамаран"
1.Наметить среднюю вертикальную линию.
2. Согнуть боковые стороны к средней линии.
3. Проверить результат и перевернуть фигурку.
4. Совместить верхний край с нижним.
5. Перегнуть верхние углы к центральной вертикали.
6. Слева и справа подхватить один слой бумаги и раскрыть фигурку, сгибая бумагу по намеченным линиям.
7. Проверить результат и повторить действия 5—6 с обратной стороны.
8. Проверить результат.
Получилась двойная лодочка-катамаран.
Модуль для шара
1. Сложить базовую форму "катамаран". Опустить заднюю половину фигурки вниз.
2. Поднять кверху правый верхний треугольник.
3. Раскрыть и расплющить карман.
4. Повторить действия 2—3 с тремя остальными углами фигурки.
5. Перегнуть боковые стороны квадрата к его диагонали.
6. Раскрыть и расплющить два кармашка.
7. Повторить действия 5—6 с тремя остальными квадратами.
8. Перегнуть назад четыре маленьких треугольника.
9. Модуль готов.
Чтобы получить шар, необходимо склеить шесть модулей. Клеем смазываются треугольники, которые отгибаются на последнем этапе.