Изготовление изделий из нетрадиционных материалов.

В3-м классе используются такие нетрадиционные материа­лы, как пластмассовые банки, крышки, бутылки, пробки, а также полиэтилен и металлическая (медная или алюми-

ниевая) проволока. В 3-м классе ученикам дается общее представление о пластмассах и их свойствах. Акцентирует­ся внимание на их легкости, гибкости, эластичности, проч­ности, цвете, светопроницаемости. В качестве инструмента используются ножницы, шило, толстая игла. Дети осваива­ют такие технологические операции, как разметка, резание, прокалывание отверстий с помощью шила, соединение сши­ванием, склеиванием, при помощи проволоки.

С позиций дизайна и изобразительного искусства реко­мендуем обратить внимание на роль формы в конструиро­вании, ее пропорциональность и уравновешенность, симмет­рию и асимметрию, достижение целостности композиции при использовании статичных и динамичных фигур, при различных способах выражения динамичности.

В программе указана тема для беседы "Всякое дело терпеньем одолеть можно", которая имеет преимуществен­но воспитательный характер.

В процессе практической деятельности после анализа формы и конструкции изделий учащиеся активно моде­лируют изделия, подбирают основные и вспомогательные материалы. Затем они изготавливают детали, соединяют их, дополнительно оформляют изделия по собственному замыслу. На заключительном этапе ребята анализируют готовое изделие, технологию его изготовления и новый опыт. Изделия изготавливают по образцу, рисунку, соб­ственному замыслу.

Примерными учебными заданиямиявляются:

■ декоративные элементы интеръера: ваза для цветов, украшения для стола, цветы из проволоки и ниток;

■ игрушки: фигурки людей ("Веселые человечки", "Под­ружки"), фигурки животных ("Дружок", "Лошадка", "Жирафики"), фигурки сказочных персонажей.

В этом разделе рассматриваются пластмассы. Пласти­ческие массы (пластмассы) — это материалы на осно­ве полимеров, способные приобретать заданную форму при нагревании под давлением и устойчиво сохранять ее пос­ле охлаждения. Пластмассы превратились в основной кон­струкционный материал современной техники. В зависи­мости от назначения они могут быть твердыми или мяг­кими, пластичными или хрупкими и т. д. Современные

Вязание крючком.Это новый для детей вид народно­го ремесла. Программа предусматривает ознакомление с материалами для вязания крючком, видами ниток и их свойствами, основными инструментами (крючок, нож­ницы).

Во время беседы "Искусство вязания крючком. Про­фессия — вязальщица" школьники познакомятся с деко­ративно-прикладным искусством белорусов. В ходе прак­тической деятельности ребята анализируют конструкцию изделия, подбирают нитки и крючок соответствующего но­мера, выполняют воздушную петлю, вяжут цепочки из воздушных петель, которые потом используют для аппли­кации или при оформлении другого изделия. Работа вы­полняется по образцу и рисунку.

Примерные учебные задания:

■ декоративные элементы интеръера: контурные ап­пликации "Мелодия ветра", "Полевые цветы";

■ декоративные элементы костюма: украшения из
цепочек;

■ игрушки: цыпленок из воздушных петель.

Вязание — один из самых старинных видов декора­тивно-прикладного искусства, он существует более трех тысяч лет. Первый способ вязания, придуманный людь­ми, — это вязание крючком.

Крючком вяжут и большие вещи: одежду для взрос­лых и детей (свитеры, платья, пальто, шарфы, шапки), покрывала, скатерти — и маленькие: кошельки и сумки, салфетки и воротники, украшения для одежды. Крючком можно отделывать изделия, сшитые из ткани.

Вязание крючком предполагает довольно простую тех­нологию и минимум материалов и инструментов. Здесь нужны усидчивость, внимательность, аккуратность, терпе­ние. Это искусство способствует развитию мускулатуры пальцев, делает более динамичными кисти рук и паль­цы. Учить вязать крючком лучше после выполнения уча­щимися заданий по технологии обработки ткани.

Вязать крючком можно из самых разных ниток: шер­стяных, шелковых, хлопчатобумажных и синтетических. У каждой — свои особенности: одна более пушистая, дру­гая более скользкая, третья не подвержена сильному растяжению, а четвертая выдерживает большую нагрузку. Поэтому выбор нити зависит прежде всего от назначения изделия. Если это теплый свитер, то нужна шерстяная пряжа. Для легкой кофточки подойдут ирис, мулине, хлопчатобумажная или синтетическая пряжа. Ажурные воротники, салфетки, скатерти да и кофточки хорошо выглядят, если связаны из катушечных нитей № 10 или № 20. Для изготовления игрушек и декоративных изде­лий можно использовать остатки любой пряжи.

Для детского творчества не рекомендуются тонкие нит­ки, а также нитки с гладкой скользящей поверхностью.

В магазинах пряжа продается смотанной в мотки, ко­коны или клубки. Можно вязать прямо с этих мотков или использовать пряжу, бывшую в употреблении. Для этого распущенные нитки нужно правильно обработать. Чтобы нить от "бывшего", вязаного, полотна потеряла из­гибы, следует в процессе распускания наматывать ее на фанерку или толстый картон в несколько слоев. Затем на­мотанные нити проутюживают через влажную ткань с двух сторон картонки до совершенного ее высыхания. После полного испарения влаги на воздухе пряжу можно смотать в клубки. Эту работу учащиеся делают вместе со

взрослыми.

Для обучения вязанию крючком лучше использовать светлую или яркоокрашенную пряжу средней толщины.

Для вязания чаще всего применяют стальные крючки. Они не гнутся, не ломаются, не пачкают полотно. Суще­ствуют крючки и из пластмассы и древесины. Главное, чтобы крючок был удобен. Его подбирают в соответствии с качеством и толщиной выбранной нити. Для толстой пу­шистой нити подойдет деревянный крючок. Тогда полу­чится мягкое, рыхлое полотно, в котором видна красота нитей. Пластмассовым крючком хорошо вязать любые нити, но при плотном вязании он быстро ломается.

Крючки различаются по толщине и обозначаются но­мерами. Номер соответствует диаметру стержня около го­ловки крючка в миллиметрах. Например, крючок № 0,85 имеет диаметр 0,85 мм, а № 2 — 2 мм и т. д. Как правило, номер крючка выбирают соответственно толщине нитей. Чаще всего крючок должен быть в 2—2,5 раза толще нити, а для грубой шерсти — даже в 2,5—3 раза.

Изготовление изделий из нетрадиционных материалов. - student2.ru Изготовление изделий из нетрадиционных материалов. - student2.ru Изготовление изделий из нетрадиционных материалов. - student2.ru Изготовление изделий из нетрадиционных материалов. - student2.ru После того как крючок выбран, необходимо убедиться в его хорошем качестве. Очень важно, чтобы крючок был гладким, без зазубрин или неровностей. Даже мельчай­шие шероховатости помешают скольжению нити и затруд­нят работу.

Вязание должно приносить человеку удовольствие, по­этому сидеть необходимо откинувшись на спинку стула. Нельзя горбиться и наклоняться вперед во время работы: такое положение приводит к быстрому утомлению. Руки должны свободно двигаться, локти — не иметь опоры.

Рабочее место требует хорошего освещения, свет дол­жен падать с левой стороны. Клубок ниток кладут в ко­робку, чтобы он не упал со стола и не испачкался. Ко­робку с нитками располагают слева, рабочую нитку — на пальцах левой руки. Крючок держат в правой руке так, как держат карандаш, но не за самый кончик, а немно­го дальше. Указательный палец несколько вытянут впе­ред и лежит на крючке. Если на стержне крючка есть плоская часть, то указательный и большой пальцы долж­ны находиться именно там. Плоская часть сделана для того, чтобы крючок не вращался в руке. Если ребенок левша, то нитки располагаются справа, а крючок берется в левую руку. Свет в этом случае должен падать справа. Наиболее часто применяется воздушная петля и цепоч­ка из воздушных петель. Технология их вязания следую­щая. Возьмите конец нити от клубка и положите ее на указательный палец левой руки так, чтобы конец длиной 4—6 см свисал "к себе". На конце крючка необходимо сделать петлю. Для этого подведите крючок под нитку на указательном пальце (от себя) и движением кисти пра­вой руки против часовой стрелки сделайте полный оборот на 360°. Крючок встал опять в первоначальное положение, на крючке образовалась петля, а под ним — перекрещен­ные нитки. Обратите внимание, что это еще не воздуш­ная петля.

Слегка растяните полученную петлю и прижмите пере­крещенные нитки большим пальцем левой руки к указа­тельному. Головку крючка подведите под рабочую нить, ле­жащую на указательном пальце (движением от себя), под­хватите ее ипротяните в петлю на крючке (движением к себе). Отпустите перекрещенные нитки и затяните петлю. Петля должна лежать на крючке плотно, но так, чтобы при этом в нее можно было легко протянуть сле­дующую. Вы сделали начальную петлю.

Далее снова подведите крючок под нить, подхватите ее и протяните в начальную петлю. Вот и образовалась ниже крючка готовая воздушная петля, а на крючке — начальная петля для следующей воздушной. Поэтому при вязании крючком петля, которая находится на крючке, не считается. В общее количество петель цепочки или узора она не входит, рассматривается как начальная для следующей петли или столбика.

Для образования цепочки из воздушных петель следу­ет повторять вывязывание воздушной петли. Петли необ­ходимо вытягивать на одинаковую длину и следить за тем, чтобы цепочка была ровной и аккуратной.

Полустолбик служит, как правило, для соединения це­почки в кольцо, замыкания ряда при вязании по кругу. Технология его вязания следующая. Крючок, на котором находится последняя петля цепочки, вводят в первую пет­лю (или в петлю, с которой необходимо соединить цепоч­ку), на крючке образуется две петли. Затем крючком под­хватывают рабочую нить, как и при вывязывании воздуш­ной петли, и протягивают ее через цепочку и петлю на крючке.

Для закрепления рабочей нити необходимо ее обрезать и вытянуть из последней петли.

Цепочку из воздушных петель можно использовать для изготовления различных изделий. При длине 15—20 см она пригодится и как закладка. С помощью вязаной це­почки рекомендуем выполнить аппликацию на ткани, ук­расить салфетку, оформить декоративное панно.

Поясок вяжут из сутажа, сдвоенных или строенных толстых катушечных ниток, чтобы он был более упругим. До начала работы измеряют талию и добавляют к полу­ченной длине с каждой стороны по 20 см для завязыва­ния. Украсить поясок можно пуговицами, бусинками или кисточками.

Соломоплетение.Тема программы "Соломоплетение (де­коративные пауки)" предполагает использование трубчатой соломы и сравнение свойств сухой и влажной соломы. Ос­новные осваиваемые технологические операции: разрезание, нанизывание, перевязывание пучка. Инструменты: ножни­цы, толстая игла. Предусматривается отделка готовых изделий цветными нитками, тесьмой. Изделия изготавлива­ют по образцу, рисунку, собственному замыслу.

На уроках по этой теме предполагается коллективная деятельность. Воспитанию коллективизма будут способство­вать и рекомендуемые беседы на темы: "Традиции крес­тьянского соломоплетения", "Семь раз отмерь — один раз отрежь", "В одиночку не одолеешь и кочку".

Программа предусматривает, что школьники разработа­ют композицию изделия, подготовят солому, изготовят ча­сти паука и декоративные элементы для его украшения, соберут паука, проанализируют выполненное изделие.

Примерные учебные задания:

■ декоративные элементы интерьера: кисточка, сол­нышко, паук (коллективная работа);

■ игрушки: елочные украшения.

Подвесные конструкции из соломы являются самым замечательным изобретением народного декоративного твор­чества. Ими украшали крестьянский дом на Рождество. В будничной простоте деревенского дома этот необычный декоративный предмет создавал особое настроение. Изго­товление рождественских подвесок чаще всего было раз­влечением деревенской молодежи. Множество рук плело отдельные детали иногда довольно большой по размеру и сложной по конструкции соломенной подвески. Это кол­лективное творчество всегда основывалось на традициях, принятых в той или иной местности в отношении формы и украшения подвесных конструкций, но общие фанта­зия, изобретательность и выдумка всегда вносили в них что-нибудь новое и неожиданное.

У разных народов соломенные подвески носят различ­ные названия. Литовцы называют их "содас", что означа­ет "сад", финны и эстонцы — "химмели" ("корона"), в Германии распространены названия "хандекрона", "флигенхиммели", "унру", что означает "подвесная корона", "летающая корона" или "беспокойство". Чехи называют их "мушиный рай" или "мушиный танец", удмурты, кото­рым также известно такое соломенное украшение, — "ка­дило". В Беларуси встречаются названия "фанар", "лихтар", "саламон", но чаще всего о рождественских подвес­ных украшениях из соломы говорят "павук". Распрост­ранено это название и в Польше.

Ажур соломенной конструкции действительно напоми­нает настоящую паутину, сотканную пауком. Однако дело

тут не только в ассоциации с насекомым: есть и более глубокий смысл. Живым прототипом, прообразом для со­ломенных подвесок мог служить именно паук, который у многих народов является героем мифов, повествующих о создании мира, а его творение — паутина — представля­ется образом космической ткани, первовеществом Вселен­ной. В фольклоре многих народов паутина также высту­пает в роли путеводной спасительной нити, соединяющей

небо и Землю.

Древние народные верования тесно сплетены с хрис­тианскими обычаями. "Паука" из соломы у европейских народов было принято делать на Рождество. В белорус­ских деревнях можно услышать такой рассказ. "Паука" делают в честь этого события потому, что родившийся в хлеву младенец Христос был положен на солому в ясли для скота, где его и увидели пришедшие поклониться ему пастухи. Белорусы изготавливают "паука" в виде звез­ды, которая символизирует ту звезду, которая взошла на небе при рождении Христа и привела в Вифлеем восточ­ных волхвов поклониться божественному младенцу.

Вместе с тем соломенный "паук" является только час­тью рождественских обрядовых действий, связанных с со­ломой. Праздник Рождества Христова церковь празднует в период зимнего солнцестояния, или солнцеворота. По древним языческим представлениям именно в это время солнце поворачивает с зимы на лето, начинается новый год, что связано с пробуждением всей природы. В такой важный период чаяния крестьянина обращены к будуще­му урожаю, а обрядовые действия и ритуалы направлены на его предсказание и обеспечение. Поэтому солома и необмолоченный сноп составляли непременную принадлеж­ность крестьянского Рождества. На соломе гадали, под­брасывая ее к потолку. Чем больше соломин зацепится за балки потолка, тем богаче будет урожай. Солому рас­стилали по полу, клали ее под скатерть, опоясывали стол соломенным перевяслом, подвешивали сноп под потолком над столом.

Рождественская соломенная подвеска, по всей видимо­сти, художественно сформировалась из простого снопа со­ломы. Разные действия с ней, как и другие обряды с соломой, были призваны улучшить будущий урожай, а

следовательно, повысить благополучие крестьянской семьи в новом году. Неслучайно рождественскую подвеску изго­тавливали, как, например, свидетельствуют финские эт­нографы, из соломы, которую брали из лучшей части урожая.

Путь превращения пучка соломы в декоративное изде­лие был, конечно, непрост и долог. Человек вкладывал в это необычное соломенное создание свою фантазию. Толь­ко благодаря творческим усилиям многих поколений мог­ли родиться такие ясные и красивые пространственные композиции из простых геометрических объемов, игра ко­торых нас так поражает и завораживает в соломенных "пауках".

Наиболее распространены "пауки" пирамидальной фор­мы. Существует мнение, что пирамида — это идеальный, энергетически завершенный объем, который транслирует человеку космическую энергию и конденсирует его энер­гетическое поле. Это своего рода антенна между челове­ком и Землей, человеком и космосом. В наш век увлече­ния заново открытыми древними знаниями об энергети­ческой природе всего сущего такое объяснение кажется правдоподобным. Каждый может прислушаться к своим ощущениям, когда над головой парит соломенный "паук". Многие говорят, что под сенью соломенной пирамиды по­является чувство физического облегчения и спокойствия.

В начале XX в. обычай собирать рождественские под­вески из соломы был еще широко распространен в бело­русских деревнях, а также в Польше, Литве и Сканди­навских государствах. Во второй половине XX в. во мно­гих странах создание соломенных подвесок утратило об­рядовое значение и превратилось в вид декоративного на­родного творчества. Активно развивается этот промысел в Беларуси, постоянно обогащаясь художественными откры­тиями и изобретениями отдельных талантливых мастеров.

Рассмотрим технологию запаривания соломы.

Сухая солома хрупка и для плетения непригодна, по­этому ее надо предварительно запарить. Пучки соломы погружают в емкость с горячей водой (80—100 °С), на­крывают тканью или кладут под гнет. Если солома све­жая, то достаточно замочить ее на 10 минут. Солому, со­бранную в более поздние сроки или прошлогоднюю, лучшe проварить до полного размягчения. Размягченный ма­териал тщательно промывают в чистой воде, заворачивают во влажную ткань и укладывают в полиэтиленовый па­кет. Это нужно сделать для того, чтобы солома не высы­хала несколько часов и сохраняла необходимую гибкость. Если после работы осталась солома, то оставлять ее во влажном состоянии не следует. Она может покрыться пле­сенью и почернеть. Поэтому ее надо просушить, разло­жив на сухой ткани или газете. Но следует помнить, что после повторного замачивания солома становится более хрупкой. Следовательно, лучше замачивать столько соло­мы, сколько будет использовано для плетения.

Технология хозяйствования

Раздел программы "Технология хозяйствования" пред­назначен в первую очередь для воспитания будущих хо­зяев дома. Этим и обусловлен выбор тем и содержания программы. В 3-м классе изучается тема "Книги в на­шем доме", связанная с правилами ухода за книгами и их мелкого ремонта, а также тема "Подготовка к празд­нику", предполагающая знакомство с правилами этикета, а именно: выбор, оформление, вручение и прием подар­ков.

Книги в нашем доме.Подготовка книги к печати включает редакторскую и корректорскую правку, оформи­тельскую работу, верстку (формирование страниц). Про­цесс изготовления книги включает в себя три основных этапа: подготовку печатной формы, получение оттисков на бумаге и переплет готовой продукции. Печатная форма — это носитель текстовой или изобразительной информации, служащий для многократного получения оттисков. Печат­ная форма изготавливается в соответствии с выполненной версткой. Книга печатается не отдельными страницами, а целым полем страниц, которое называется печатным листом и может включать в себя 8, 16, 32 страницы. С подготовленных печатных форм в печатных машинах

получают оттиски.

Газеты, плакаты, афиши выходят из печатного цеха в готовом виде. Печатные листы книги поступают в переплетные цехи, где они разрезаются на части, сшивается книжный блок, изготавливаются переплетные крышки, соединяется блок с крышками. Книжным блоком называ­ют комплект листов текста, вклеек, обложек, листов без печати (форзацев), скрепленных друг с другом в опреде­ленном порядке. Если выпускается брошюра, то блок по­крывается обложкой, приклеиваемой к корешку. После обжима книги и сушки корешка готовая брошюра обре­зается с трех сторон. При изготовлении книги в пере­плете вслед за прессованием производится заклейка ко­решка, обрезка блока с трех сторон, кругление и кашировка (закрепление) корешка. В настоящее время на по­лиграфических предприятиях имеются машины, которые все операции выполняют автоматически. Из машины блок выходит в готовом виде для вставки в переплетные крыш­ки. Машина изготавливает и крышки. Она режет картон, раскраивает ткань, наносит клей. Последняя операция — вставка книжного блока в крышки — производится книговставочной машиной. Соединенный с крышками книж­ный блок обжимают в прессе и высушивают.

Все книги со временем изнашиваются. Своевременный ремонт и переплет изношенных книг значительно продле­вает срок их жизни. Для выполнения переплетных работ кроме обычных инструментов необходимо иметь переплет­ный пресс и обрез-гобель.

Переплет книги начинается с удаления обложки. Пос­ле этого книгу разбирают на отдельные тетради (печат­ные листы). С них счищают клей. Затем тетради снова последовательно сшивают в блок, приклеивают корешок и форзацы и зажимают в переплетный пресс для просуш­ки. Просушенный в переплетном прессе блок обрезают с трех сторон обрез-гобелем. По обрезанному блоку заготав­ливают две крышки, длины которых равны длине блока плюс 6 мм, а ширины — ширине блока. Корешок дела­ют из ткани или дерматина. Его длина на 20 мм больше длины блока, а ширина на 30 мм больше толщины бло­ка. Картонные крышки приклеивают к корешку посере­дине на расстоянии, равном толщине блока плюс 6 мм. Выступающие сверху и снизу концы корешка подгибают внутрь и приклеивают. Крышки оклеивают цветной или специальной переплетной бумагой. С помощью форзацев блок вклеивают в крышки. Переплетенную книгу просу­шивают в прессе (под грузом) в течение нескольких суток.

Темы для бесед — "Бережное отношение к книгам", "Советы умелых ручек", "Трудовая деятельность работни­ков типографии (брошюровщиков, переплетчиков)". Школь­ники учатся ремонтировать книги: приклеивать страницы к корешку, вклеивать выпадающие тетради (печатные ли­сты), подклеивать уголки и склеивать разорванные стра­ницы, укреплять места соединений блока с крышками.

Подготовка к празднику. Вдавние времена, когда люди создавали мифы и легенды, подарок считался зна­ком величайшего доверия. Он представлял собой как бы часть дарящего. Вручая эту "часть", человек отдавал са­мого себя в надежде, что тот, кому был сделан подарок, не воспользуется своей властью над дарящим, не нанесет ему вреда. Подарки бережно хранили, ставили на самое видное место в жилище. Их нельзя было продавать, пе­редаривать. Если с подарком что-то случалось (он терялся или ломался), это приводило к большому огорчению. Счи­талось, что скоро случится беда.

Подарок не имел материальной ценности, практичес­кого назначения. Он был только знаком расположения, символом. Важными символами в то время являлись рас­тения. Так, например, знаком славы, вечности был лавр, пальмовая ветвь символизировала мир.

Со временем подарок стал приобретать определенную цену и практическое назначение.

Что подарить.

■ Дорог не сам подарок, а то внимание, которое вам при этом оказывают, ведь так хочется своим подарком до­ставить человеку радость. Трудно сказать, кто при этом получает больше удовольствия: тот, кому преподнесен подарок, или тот, кто его подарил.

■ Дарить людям нужно то, что им хотелось бы иметь, или то, что им приятно.

■ Подарок — это своеобразная форма выражения чувств, символ дружеского отношения.

■ Подарок должен быть простым, чтобы не вызвать смущения и неловкости. Слишком дорогой подарок чаще свидетельствует об отсутствии такта и деликатности, чем о широте и щедрости.

■ Не следует отправляться на поиски подарка в день торжества. Надо готовиться заранее: узнать интересы, по­требности и соотнести со своими возможностями.

■ Не следует, желая угодить знакомому, спрашивать у него, что он хотел бы получить в подарок. Этим вы поставите его в неловкое положение.

■ Не стоит говорить о приобретенном подарке до праз­дника.

■ Нельзя преподносить подарок с корыстной целью. ("Я подарил, и мне подарок будет. А может, еще лучше того, что я подарил".)

■ Не следует делать формальных подарков, лишь бы не прийти с пустыми руками. Нельзя дарить то, что вам не нужно, от чего хотите избавиться.

■ Не следует дарить предметы, которые были получе­ны когда-то в подарок, особенно если он не слишком удачный.

■ Не рекомендуется делать подарки в складчину, т. е. при одновременном или поочередном участии всех членов коллектива, класса, семьи или всех гостей.

■ Детям не следует просить деньги у мамы на пода­рок для папы, а у папы — для мамы. Только когда ре­бенок идет на день рождения к товарищу, родители мо­гут помочь выбрать подарок и дать деньги на него. Но лучше искать выход у себя в голове, а не в кошельке у родителей. Хорошо бы придумать что-нибудь интересное и не связанное с большими денежными затратами. На­пример, можно смастерить какую-нибудь вещицу, сделать сладкий подарок (например, "сладкое дерево") и др. Ко­нечно, это потребует времени, труда и фантазии, зато и радости такой подарок принесет гораздо больше, чемвещь, купленная в магазине.

■ Подарок родным, друзьям можно подготовить на уро­ках трудового обучения: что-нибудь нарисовать, связать, вышить, смастерить какую-нибудь нужную вещь, сувенир. Вдобавок учитель посоветует школьнику выучить или со-

чинить стихотворение или песенку, разучить танец, что­бы исполнить в день рождения матери, отца или друга. Как вручать подарки.

■ Все подарки преподносят в красивой упаковке. Из­влекать предмет, который вы намерены надарить, прямо из кармана неприлично.

■ Цветы вручают виновнику торжества в развернутом виде, держа в левой руке стеблями вниз. Если же букет завернут в красивую прозрачную упаковку, которая явля­ется украшением, то ее не снимают.

■ При вручении подарка всякие комментарии и пояс­нения излишни. Не набивают себе цену, рассказывая о том, с каким трудом была добыта такая прекрасная вещь.

■ Вручив подарок, скромно выслушивают слова благо­дарности, не вступая в обсуждение.

■ Не ругают свой подарок, не произносят длинных речей, стараясь извиниться и оправдаться. Раз гость да­рит какую-то вещь, значит, он нашел ее подходящей для подарка. Если же она, по его мнению, действитель­но никуда не годится, зачем было ее вообще прино­сить?

■ Вручив подарок, не надо беспокоиться о его даль­нейшей судьбе, спрашивать, где подарок, пользуются ли им, не потерян, не сломан ли он. Не допытывайтесь: "Скажи по-честному, понравился тебе мой подарок?" Не надо ждать бесконечной благодарности за сделанный по­дарок.

Как принимать подарки.

■ Принимать подарок нужно тактично и деликатно. Не следует разыгрывать из себя сверхскромника и без конца повторять: "Я этого не заслужил".

■ Когда вам вручают подарок, смотрите в глаза даря­щего, а не на руки. Получив подарок, тут же разверни­те его, рассмотрите, выразите благодарность и одобрение, скажите, что подарок очень понравился.

■ Если сверток оставить нераспакованным, то это со­здаст впечатление безразличия и равнодушия. Тем самым можно обидеть дарившего.

■ Если вы разочарованы подарком или если вам при­несли третью за вечер авторучку или книжку, которую вымного раз читали, все равно найдите слова благодар­ности и не покажите виду, что вещь не понравилась. Ко­нечно, это не значит, чтонадо притворяться и изобра­жать восторг, которого вы не испытываете. Просто помни­те, что человек, выбиравший подарок, хотел доставить вам удовольствие (другое дело, удалось ему это или нет). Желание порадовать друга ценнее самого подарка. И если вы почувствуете искреннюю благодарность, вам не при­дется притворяться.

■ Если вам принесли конфеты, торт, фрукты, не надо прятать эти лакомства, чтобы потом спокойно съесть их одному. Следует непременно предложить их всем гостям.

■ Выражайте благодарность ивосхищение дарившему так, чтобы не сконфузить гостей, явившихся с более скромными дарами или вообще без них.

Наши рекомендации