Изготовление изделий из нетрадиционных материалов.
В3-м классе используются такие нетрадиционные материалы, как пластмассовые банки, крышки, бутылки, пробки, а также полиэтилен и металлическая (медная или алюми-
ниевая) проволока. В 3-м классе ученикам дается общее представление о пластмассах и их свойствах. Акцентируется внимание на их легкости, гибкости, эластичности, прочности, цвете, светопроницаемости. В качестве инструмента используются ножницы, шило, толстая игла. Дети осваивают такие технологические операции, как разметка, резание, прокалывание отверстий с помощью шила, соединение сшиванием, склеиванием, при помощи проволоки.
С позиций дизайна и изобразительного искусства рекомендуем обратить внимание на роль формы в конструировании, ее пропорциональность и уравновешенность, симметрию и асимметрию, достижение целостности композиции при использовании статичных и динамичных фигур, при различных способах выражения динамичности.
В программе указана тема для беседы "Всякое дело терпеньем одолеть можно", которая имеет преимущественно воспитательный характер.
В процессе практической деятельности после анализа формы и конструкции изделий учащиеся активно моделируют изделия, подбирают основные и вспомогательные материалы. Затем они изготавливают детали, соединяют их, дополнительно оформляют изделия по собственному замыслу. На заключительном этапе ребята анализируют готовое изделие, технологию его изготовления и новый опыт. Изделия изготавливают по образцу, рисунку, собственному замыслу.
Примерными учебными заданиямиявляются:
■ декоративные элементы интеръера: ваза для цветов, украшения для стола, цветы из проволоки и ниток;
■ игрушки: фигурки людей ("Веселые человечки", "Подружки"), фигурки животных ("Дружок", "Лошадка", "Жирафики"), фигурки сказочных персонажей.
В этом разделе рассматриваются пластмассы. Пластические массы (пластмассы) — это материалы на основе полимеров, способные приобретать заданную форму при нагревании под давлением и устойчиво сохранять ее после охлаждения. Пластмассы превратились в основной конструкционный материал современной техники. В зависимости от назначения они могут быть твердыми или мягкими, пластичными или хрупкими и т. д. Современные
Вязание крючком.Это новый для детей вид народного ремесла. Программа предусматривает ознакомление с материалами для вязания крючком, видами ниток и их свойствами, основными инструментами (крючок, ножницы).
Во время беседы "Искусство вязания крючком. Профессия — вязальщица" школьники познакомятся с декоративно-прикладным искусством белорусов. В ходе практической деятельности ребята анализируют конструкцию изделия, подбирают нитки и крючок соответствующего номера, выполняют воздушную петлю, вяжут цепочки из воздушных петель, которые потом используют для аппликации или при оформлении другого изделия. Работа выполняется по образцу и рисунку.
Примерные учебные задания:
■ декоративные элементы интеръера: контурные аппликации "Мелодия ветра", "Полевые цветы";
■ декоративные элементы костюма: украшения из
цепочек;
■ игрушки: цыпленок из воздушных петель.
Вязание — один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, он существует более трех тысяч лет. Первый способ вязания, придуманный людьми, — это вязание крючком.
Крючком вяжут и большие вещи: одежду для взрослых и детей (свитеры, платья, пальто, шарфы, шапки), покрывала, скатерти — и маленькие: кошельки и сумки, салфетки и воротники, украшения для одежды. Крючком можно отделывать изделия, сшитые из ткани.
Вязание крючком предполагает довольно простую технологию и минимум материалов и инструментов. Здесь нужны усидчивость, внимательность, аккуратность, терпение. Это искусство способствует развитию мускулатуры пальцев, делает более динамичными кисти рук и пальцы. Учить вязать крючком лучше после выполнения учащимися заданий по технологии обработки ткани.
Вязать крючком можно из самых разных ниток: шерстяных, шелковых, хлопчатобумажных и синтетических. У каждой — свои особенности: одна более пушистая, другая более скользкая, третья не подвержена сильному растяжению, а четвертая выдерживает большую нагрузку. Поэтому выбор нити зависит прежде всего от назначения изделия. Если это теплый свитер, то нужна шерстяная пряжа. Для легкой кофточки подойдут ирис, мулине, хлопчатобумажная или синтетическая пряжа. Ажурные воротники, салфетки, скатерти да и кофточки хорошо выглядят, если связаны из катушечных нитей № 10 или № 20. Для изготовления игрушек и декоративных изделий можно использовать остатки любой пряжи.
Для детского творчества не рекомендуются тонкие нитки, а также нитки с гладкой скользящей поверхностью.
В магазинах пряжа продается смотанной в мотки, коконы или клубки. Можно вязать прямо с этих мотков или использовать пряжу, бывшую в употреблении. Для этого распущенные нитки нужно правильно обработать. Чтобы нить от "бывшего", вязаного, полотна потеряла изгибы, следует в процессе распускания наматывать ее на фанерку или толстый картон в несколько слоев. Затем намотанные нити проутюживают через влажную ткань с двух сторон картонки до совершенного ее высыхания. После полного испарения влаги на воздухе пряжу можно смотать в клубки. Эту работу учащиеся делают вместе со
взрослыми.
Для обучения вязанию крючком лучше использовать светлую или яркоокрашенную пряжу средней толщины.
Для вязания чаще всего применяют стальные крючки. Они не гнутся, не ломаются, не пачкают полотно. Существуют крючки и из пластмассы и древесины. Главное, чтобы крючок был удобен. Его подбирают в соответствии с качеством и толщиной выбранной нити. Для толстой пушистой нити подойдет деревянный крючок. Тогда получится мягкое, рыхлое полотно, в котором видна красота нитей. Пластмассовым крючком хорошо вязать любые нити, но при плотном вязании он быстро ломается.
Крючки различаются по толщине и обозначаются номерами. Номер соответствует диаметру стержня около головки крючка в миллиметрах. Например, крючок № 0,85 имеет диаметр 0,85 мм, а № 2 — 2 мм и т. д. Как правило, номер крючка выбирают соответственно толщине нитей. Чаще всего крючок должен быть в 2—2,5 раза толще нити, а для грубой шерсти — даже в 2,5—3 раза.
После того как крючок выбран, необходимо убедиться в его хорошем качестве. Очень важно, чтобы крючок был гладким, без зазубрин или неровностей. Даже мельчайшие шероховатости помешают скольжению нити и затруднят работу.
Вязание должно приносить человеку удовольствие, поэтому сидеть необходимо откинувшись на спинку стула. Нельзя горбиться и наклоняться вперед во время работы: такое положение приводит к быстрому утомлению. Руки должны свободно двигаться, локти — не иметь опоры.
Рабочее место требует хорошего освещения, свет должен падать с левой стороны. Клубок ниток кладут в коробку, чтобы он не упал со стола и не испачкался. Коробку с нитками располагают слева, рабочую нитку — на пальцах левой руки. Крючок держат в правой руке так, как держат карандаш, но не за самый кончик, а немного дальше. Указательный палец несколько вытянут вперед и лежит на крючке. Если на стержне крючка есть плоская часть, то указательный и большой пальцы должны находиться именно там. Плоская часть сделана для того, чтобы крючок не вращался в руке. Если ребенок левша, то нитки располагаются справа, а крючок берется в левую руку. Свет в этом случае должен падать справа. Наиболее часто применяется воздушная петля и цепочка из воздушных петель. Технология их вязания следующая. Возьмите конец нити от клубка и положите ее на указательный палец левой руки так, чтобы конец длиной 4—6 см свисал "к себе". На конце крючка необходимо сделать петлю. Для этого подведите крючок под нитку на указательном пальце (от себя) и движением кисти правой руки против часовой стрелки сделайте полный оборот на 360°. Крючок встал опять в первоначальное положение, на крючке образовалась петля, а под ним — перекрещенные нитки. Обратите внимание, что это еще не воздушная петля.
Слегка растяните полученную петлю и прижмите перекрещенные нитки большим пальцем левой руки к указательному. Головку крючка подведите под рабочую нить, лежащую на указательном пальце (движением от себя), подхватите ее ипротяните в петлю на крючке (движением к себе). Отпустите перекрещенные нитки и затяните петлю. Петля должна лежать на крючке плотно, но так, чтобы при этом в нее можно было легко протянуть следующую. Вы сделали начальную петлю.
Далее снова подведите крючок под нить, подхватите ее и протяните в начальную петлю. Вот и образовалась ниже крючка готовая воздушная петля, а на крючке — начальная петля для следующей воздушной. Поэтому при вязании крючком петля, которая находится на крючке, не считается. В общее количество петель цепочки или узора она не входит, рассматривается как начальная для следующей петли или столбика.
Для образования цепочки из воздушных петель следует повторять вывязывание воздушной петли. Петли необходимо вытягивать на одинаковую длину и следить за тем, чтобы цепочка была ровной и аккуратной.
Полустолбик служит, как правило, для соединения цепочки в кольцо, замыкания ряда при вязании по кругу. Технология его вязания следующая. Крючок, на котором находится последняя петля цепочки, вводят в первую петлю (или в петлю, с которой необходимо соединить цепочку), на крючке образуется две петли. Затем крючком подхватывают рабочую нить, как и при вывязывании воздушной петли, и протягивают ее через цепочку и петлю на крючке.
Для закрепления рабочей нити необходимо ее обрезать и вытянуть из последней петли.
Цепочку из воздушных петель можно использовать для изготовления различных изделий. При длине 15—20 см она пригодится и как закладка. С помощью вязаной цепочки рекомендуем выполнить аппликацию на ткани, украсить салфетку, оформить декоративное панно.
Поясок вяжут из сутажа, сдвоенных или строенных толстых катушечных ниток, чтобы он был более упругим. До начала работы измеряют талию и добавляют к полученной длине с каждой стороны по 20 см для завязывания. Украсить поясок можно пуговицами, бусинками или кисточками.
Соломоплетение.Тема программы "Соломоплетение (декоративные пауки)" предполагает использование трубчатой соломы и сравнение свойств сухой и влажной соломы. Основные осваиваемые технологические операции: разрезание, нанизывание, перевязывание пучка. Инструменты: ножницы, толстая игла. Предусматривается отделка готовых изделий цветными нитками, тесьмой. Изделия изготавливают по образцу, рисунку, собственному замыслу.
На уроках по этой теме предполагается коллективная деятельность. Воспитанию коллективизма будут способствовать и рекомендуемые беседы на темы: "Традиции крестьянского соломоплетения", "Семь раз отмерь — один раз отрежь", "В одиночку не одолеешь и кочку".
Программа предусматривает, что школьники разработают композицию изделия, подготовят солому, изготовят части паука и декоративные элементы для его украшения, соберут паука, проанализируют выполненное изделие.
Примерные учебные задания:
■ декоративные элементы интерьера: кисточка, солнышко, паук (коллективная работа);
■ игрушки: елочные украшения.
Подвесные конструкции из соломы являются самым замечательным изобретением народного декоративного творчества. Ими украшали крестьянский дом на Рождество. В будничной простоте деревенского дома этот необычный декоративный предмет создавал особое настроение. Изготовление рождественских подвесок чаще всего было развлечением деревенской молодежи. Множество рук плело отдельные детали иногда довольно большой по размеру и сложной по конструкции соломенной подвески. Это коллективное творчество всегда основывалось на традициях, принятых в той или иной местности в отношении формы и украшения подвесных конструкций, но общие фантазия, изобретательность и выдумка всегда вносили в них что-нибудь новое и неожиданное.
У разных народов соломенные подвески носят различные названия. Литовцы называют их "содас", что означает "сад", финны и эстонцы — "химмели" ("корона"), в Германии распространены названия "хандекрона", "флигенхиммели", "унру", что означает "подвесная корона", "летающая корона" или "беспокойство". Чехи называют их "мушиный рай" или "мушиный танец", удмурты, которым также известно такое соломенное украшение, — "кадило". В Беларуси встречаются названия "фанар", "лихтар", "саламон", но чаще всего о рождественских подвесных украшениях из соломы говорят "павук". Распространено это название и в Польше.
Ажур соломенной конструкции действительно напоминает настоящую паутину, сотканную пауком. Однако дело
тут не только в ассоциации с насекомым: есть и более глубокий смысл. Живым прототипом, прообразом для соломенных подвесок мог служить именно паук, который у многих народов является героем мифов, повествующих о создании мира, а его творение — паутина — представляется образом космической ткани, первовеществом Вселенной. В фольклоре многих народов паутина также выступает в роли путеводной спасительной нити, соединяющей
небо и Землю.
Древние народные верования тесно сплетены с христианскими обычаями. "Паука" из соломы у европейских народов было принято делать на Рождество. В белорусских деревнях можно услышать такой рассказ. "Паука" делают в честь этого события потому, что родившийся в хлеву младенец Христос был положен на солому в ясли для скота, где его и увидели пришедшие поклониться ему пастухи. Белорусы изготавливают "паука" в виде звезды, которая символизирует ту звезду, которая взошла на небе при рождении Христа и привела в Вифлеем восточных волхвов поклониться божественному младенцу.
Вместе с тем соломенный "паук" является только частью рождественских обрядовых действий, связанных с соломой. Праздник Рождества Христова церковь празднует в период зимнего солнцестояния, или солнцеворота. По древним языческим представлениям именно в это время солнце поворачивает с зимы на лето, начинается новый год, что связано с пробуждением всей природы. В такой важный период чаяния крестьянина обращены к будущему урожаю, а обрядовые действия и ритуалы направлены на его предсказание и обеспечение. Поэтому солома и необмолоченный сноп составляли непременную принадлежность крестьянского Рождества. На соломе гадали, подбрасывая ее к потолку. Чем больше соломин зацепится за балки потолка, тем богаче будет урожай. Солому расстилали по полу, клали ее под скатерть, опоясывали стол соломенным перевяслом, подвешивали сноп под потолком над столом.
Рождественская соломенная подвеска, по всей видимости, художественно сформировалась из простого снопа соломы. Разные действия с ней, как и другие обряды с соломой, были призваны улучшить будущий урожай, а
следовательно, повысить благополучие крестьянской семьи в новом году. Неслучайно рождественскую подвеску изготавливали, как, например, свидетельствуют финские этнографы, из соломы, которую брали из лучшей части урожая.
Путь превращения пучка соломы в декоративное изделие был, конечно, непрост и долог. Человек вкладывал в это необычное соломенное создание свою фантазию. Только благодаря творческим усилиям многих поколений могли родиться такие ясные и красивые пространственные композиции из простых геометрических объемов, игра которых нас так поражает и завораживает в соломенных "пауках".
Наиболее распространены "пауки" пирамидальной формы. Существует мнение, что пирамида — это идеальный, энергетически завершенный объем, который транслирует человеку космическую энергию и конденсирует его энергетическое поле. Это своего рода антенна между человеком и Землей, человеком и космосом. В наш век увлечения заново открытыми древними знаниями об энергетической природе всего сущего такое объяснение кажется правдоподобным. Каждый может прислушаться к своим ощущениям, когда над головой парит соломенный "паук". Многие говорят, что под сенью соломенной пирамиды появляется чувство физического облегчения и спокойствия.
В начале XX в. обычай собирать рождественские подвески из соломы был еще широко распространен в белорусских деревнях, а также в Польше, Литве и Скандинавских государствах. Во второй половине XX в. во многих странах создание соломенных подвесок утратило обрядовое значение и превратилось в вид декоративного народного творчества. Активно развивается этот промысел в Беларуси, постоянно обогащаясь художественными открытиями и изобретениями отдельных талантливых мастеров.
Рассмотрим технологию запаривания соломы.
Сухая солома хрупка и для плетения непригодна, поэтому ее надо предварительно запарить. Пучки соломы погружают в емкость с горячей водой (80—100 °С), накрывают тканью или кладут под гнет. Если солома свежая, то достаточно замочить ее на 10 минут. Солому, собранную в более поздние сроки или прошлогоднюю, лучшe проварить до полного размягчения. Размягченный материал тщательно промывают в чистой воде, заворачивают во влажную ткань и укладывают в полиэтиленовый пакет. Это нужно сделать для того, чтобы солома не высыхала несколько часов и сохраняла необходимую гибкость. Если после работы осталась солома, то оставлять ее во влажном состоянии не следует. Она может покрыться плесенью и почернеть. Поэтому ее надо просушить, разложив на сухой ткани или газете. Но следует помнить, что после повторного замачивания солома становится более хрупкой. Следовательно, лучше замачивать столько соломы, сколько будет использовано для плетения.
Технология хозяйствования
Раздел программы "Технология хозяйствования" предназначен в первую очередь для воспитания будущих хозяев дома. Этим и обусловлен выбор тем и содержания программы. В 3-м классе изучается тема "Книги в нашем доме", связанная с правилами ухода за книгами и их мелкого ремонта, а также тема "Подготовка к празднику", предполагающая знакомство с правилами этикета, а именно: выбор, оформление, вручение и прием подарков.
Книги в нашем доме.Подготовка книги к печати включает редакторскую и корректорскую правку, оформительскую работу, верстку (формирование страниц). Процесс изготовления книги включает в себя три основных этапа: подготовку печатной формы, получение оттисков на бумаге и переплет готовой продукции. Печатная форма — это носитель текстовой или изобразительной информации, служащий для многократного получения оттисков. Печатная форма изготавливается в соответствии с выполненной версткой. Книга печатается не отдельными страницами, а целым полем страниц, которое называется печатным листом и может включать в себя 8, 16, 32 страницы. С подготовленных печатных форм в печатных машинах
получают оттиски.
Газеты, плакаты, афиши выходят из печатного цеха в готовом виде. Печатные листы книги поступают в переплетные цехи, где они разрезаются на части, сшивается книжный блок, изготавливаются переплетные крышки, соединяется блок с крышками. Книжным блоком называют комплект листов текста, вклеек, обложек, листов без печати (форзацев), скрепленных друг с другом в определенном порядке. Если выпускается брошюра, то блок покрывается обложкой, приклеиваемой к корешку. После обжима книги и сушки корешка готовая брошюра обрезается с трех сторон. При изготовлении книги в переплете вслед за прессованием производится заклейка корешка, обрезка блока с трех сторон, кругление и кашировка (закрепление) корешка. В настоящее время на полиграфических предприятиях имеются машины, которые все операции выполняют автоматически. Из машины блок выходит в готовом виде для вставки в переплетные крышки. Машина изготавливает и крышки. Она режет картон, раскраивает ткань, наносит клей. Последняя операция — вставка книжного блока в крышки — производится книговставочной машиной. Соединенный с крышками книжный блок обжимают в прессе и высушивают.
Все книги со временем изнашиваются. Своевременный ремонт и переплет изношенных книг значительно продлевает срок их жизни. Для выполнения переплетных работ кроме обычных инструментов необходимо иметь переплетный пресс и обрез-гобель.
Переплет книги начинается с удаления обложки. После этого книгу разбирают на отдельные тетради (печатные листы). С них счищают клей. Затем тетради снова последовательно сшивают в блок, приклеивают корешок и форзацы и зажимают в переплетный пресс для просушки. Просушенный в переплетном прессе блок обрезают с трех сторон обрез-гобелем. По обрезанному блоку заготавливают две крышки, длины которых равны длине блока плюс 6 мм, а ширины — ширине блока. Корешок делают из ткани или дерматина. Его длина на 20 мм больше длины блока, а ширина на 30 мм больше толщины блока. Картонные крышки приклеивают к корешку посередине на расстоянии, равном толщине блока плюс 6 мм. Выступающие сверху и снизу концы корешка подгибают внутрь и приклеивают. Крышки оклеивают цветной или специальной переплетной бумагой. С помощью форзацев блок вклеивают в крышки. Переплетенную книгу просушивают в прессе (под грузом) в течение нескольких суток.
Темы для бесед — "Бережное отношение к книгам", "Советы умелых ручек", "Трудовая деятельность работников типографии (брошюровщиков, переплетчиков)". Школьники учатся ремонтировать книги: приклеивать страницы к корешку, вклеивать выпадающие тетради (печатные листы), подклеивать уголки и склеивать разорванные страницы, укреплять места соединений блока с крышками.
Подготовка к празднику. Вдавние времена, когда люди создавали мифы и легенды, подарок считался знаком величайшего доверия. Он представлял собой как бы часть дарящего. Вручая эту "часть", человек отдавал самого себя в надежде, что тот, кому был сделан подарок, не воспользуется своей властью над дарящим, не нанесет ему вреда. Подарки бережно хранили, ставили на самое видное место в жилище. Их нельзя было продавать, передаривать. Если с подарком что-то случалось (он терялся или ломался), это приводило к большому огорчению. Считалось, что скоро случится беда.
Подарок не имел материальной ценности, практического назначения. Он был только знаком расположения, символом. Важными символами в то время являлись растения. Так, например, знаком славы, вечности был лавр, пальмовая ветвь символизировала мир.
Со временем подарок стал приобретать определенную цену и практическое назначение.
Что подарить.
■ Дорог не сам подарок, а то внимание, которое вам при этом оказывают, ведь так хочется своим подарком доставить человеку радость. Трудно сказать, кто при этом получает больше удовольствия: тот, кому преподнесен подарок, или тот, кто его подарил.
■ Дарить людям нужно то, что им хотелось бы иметь, или то, что им приятно.
■ Подарок — это своеобразная форма выражения чувств, символ дружеского отношения.
■ Подарок должен быть простым, чтобы не вызвать смущения и неловкости. Слишком дорогой подарок чаще свидетельствует об отсутствии такта и деликатности, чем о широте и щедрости.
■ Не следует отправляться на поиски подарка в день торжества. Надо готовиться заранее: узнать интересы, потребности и соотнести со своими возможностями.
■ Не следует, желая угодить знакомому, спрашивать у него, что он хотел бы получить в подарок. Этим вы поставите его в неловкое положение.
■ Не стоит говорить о приобретенном подарке до праздника.
■ Нельзя преподносить подарок с корыстной целью. ("Я подарил, и мне подарок будет. А может, еще лучше того, что я подарил".)
■ Не следует делать формальных подарков, лишь бы не прийти с пустыми руками. Нельзя дарить то, что вам не нужно, от чего хотите избавиться.
■ Не следует дарить предметы, которые были получены когда-то в подарок, особенно если он не слишком удачный.
■ Не рекомендуется делать подарки в складчину, т. е. при одновременном или поочередном участии всех членов коллектива, класса, семьи или всех гостей.
■ Детям не следует просить деньги у мамы на подарок для папы, а у папы — для мамы. Только когда ребенок идет на день рождения к товарищу, родители могут помочь выбрать подарок и дать деньги на него. Но лучше искать выход у себя в голове, а не в кошельке у родителей. Хорошо бы придумать что-нибудь интересное и не связанное с большими денежными затратами. Например, можно смастерить какую-нибудь вещицу, сделать сладкий подарок (например, "сладкое дерево") и др. Конечно, это потребует времени, труда и фантазии, зато и радости такой подарок принесет гораздо больше, чемвещь, купленная в магазине.
■ Подарок родным, друзьям можно подготовить на уроках трудового обучения: что-нибудь нарисовать, связать, вышить, смастерить какую-нибудь нужную вещь, сувенир. Вдобавок учитель посоветует школьнику выучить или со-
чинить стихотворение или песенку, разучить танец, чтобы исполнить в день рождения матери, отца или друга. Как вручать подарки.
■ Все подарки преподносят в красивой упаковке. Извлекать предмет, который вы намерены надарить, прямо из кармана неприлично.
■ Цветы вручают виновнику торжества в развернутом виде, держа в левой руке стеблями вниз. Если же букет завернут в красивую прозрачную упаковку, которая является украшением, то ее не снимают.
■ При вручении подарка всякие комментарии и пояснения излишни. Не набивают себе цену, рассказывая о том, с каким трудом была добыта такая прекрасная вещь.
■ Вручив подарок, скромно выслушивают слова благодарности, не вступая в обсуждение.
■ Не ругают свой подарок, не произносят длинных речей, стараясь извиниться и оправдаться. Раз гость дарит какую-то вещь, значит, он нашел ее подходящей для подарка. Если же она, по его мнению, действительно никуда не годится, зачем было ее вообще приносить?
■ Вручив подарок, не надо беспокоиться о его дальнейшей судьбе, спрашивать, где подарок, пользуются ли им, не потерян, не сломан ли он. Не допытывайтесь: "Скажи по-честному, понравился тебе мой подарок?" Не надо ждать бесконечной благодарности за сделанный подарок.
Как принимать подарки.
■ Принимать подарок нужно тактично и деликатно. Не следует разыгрывать из себя сверхскромника и без конца повторять: "Я этого не заслужил".
■ Когда вам вручают подарок, смотрите в глаза дарящего, а не на руки. Получив подарок, тут же разверните его, рассмотрите, выразите благодарность и одобрение, скажите, что подарок очень понравился.
■ Если сверток оставить нераспакованным, то это создаст впечатление безразличия и равнодушия. Тем самым можно обидеть дарившего.
■ Если вы разочарованы подарком или если вам принесли третью за вечер авторучку или книжку, которую вымного раз читали, все равно найдите слова благодарности и не покажите виду, что вещь не понравилась. Конечно, это не значит, чтонадо притворяться и изображать восторг, которого вы не испытываете. Просто помните, что человек, выбиравший подарок, хотел доставить вам удовольствие (другое дело, удалось ему это или нет). Желание порадовать друга ценнее самого подарка. И если вы почувствуете искреннюю благодарность, вам не придется притворяться.
■ Если вам принесли конфеты, торт, фрукты, не надо прятать эти лакомства, чтобы потом спокойно съесть их одному. Следует непременно предложить их всем гостям.
■ Выражайте благодарность ивосхищение дарившему так, чтобы не сконфузить гостей, явившихся с более скромными дарами или вообще без них.