Назовите дефекты рессоры. Опишите возможные способы их устранения.
Материал:
Рессорные листы - 50ХГА (Москвич, Волга, УАЗ, ПАЗ), 60 ХГС (КрАЗ), 60С2 (ЗИЛ, МАЗ). Термообработка - закалка и высокотемпературный отпуск, 363…444 НВ.
Рессорные пальцы - сталь 45, закалка ТВЧ 52…60 HRC.
Стремянки рессор - сталь 45 или 40Х, нормализация или улучшение.
Перед ремонтом:
- Мойка и обезжиривание в струйной моечной машине – для удаления дорожной грязи;
- Разборка на специальном стенде;
- Промывка деталей в щелочном растворе в моечной машине;
- Дефектация деталей;
Дефекты и способы ремонта:
- Обломы и трещины на листах
- брак
- Износ листа по толщине более допустимого размера
· брак
- Износ накладки первого листа по толщине
· брак
- Износ торцов ушка
· наплавка + фрезерование под номинальный размер
- Износ отверстия во втулке ушка рессоры
· замена втулки с последующим развертыванием под номинальный размер
6. Уменьшение стрелы прогиба, потеря упругости листов:
· Отжиг рессорных листов в печи (для снижения твердости при правке) + гибка вальцами на гибочном станке + закалка (840…8750 и выдержка в масле 600) + отпуск (475….5000)+ обработка дробью по вогнутой стороне (для снятия остаточных напряжений).
· Замена на новые листы. Вырубка новых листов на прессе или пресс-ножницах. Завивка ушек у коренных листов на станке мод. 2350. Нагрев листов (840…8750), прижим по шаблону и закалка в масле (600 ) вместе с ним, затем отпуск (475….5000) .
7. Срыв или забивание резьбы стремянок
· при срыве до 2-х витков и забивании - правка плашками, закрепленными в специальном клуппе, дающем возможность нарезания резьбы без разгибания стремянки.
· при срыве более 2- витков – заварка газовой сваркой + проточка + нарезание новой резьбы.
· изготовление новых стремянок.
После ремонта:
- Комплектование листов рессоры.
- Промазка листов графитной смазкой УСсА (графит+масло).
- Сборка рессоры на станке 3039 Гипроавтотранс.
- Осадка под нагрузкой 25…50 кН (стрела прогиба равна нулю). Повторная осадка не должна давать остаточных деформаций.
- Испытание рессоры на стенде 75АКТБ. Состояние рессоры определяется стрелой прогиба в свободном состоянии и под контрольной нагрузкой, например,
передняя рессора - в свободном состоянии стрела прогиба - 105-5; при нагрузке 10,5 кН –20±5мм;
задняя рессора - в свободном состоянии 145-5; при нагрузке 22 кН - 20±5 мм;
28.Опишите технологический процесс нанесения лакокрасочных покрытий (ЛКП) кузовов (кабин)
Технологический процесс окраски:
- Приготовление ЛКМ ( тщательное перемешивание; процеживание; разбавление растворителями до рабочей вязкости). Вязкость эмали определяется по вискозиметру В3-4 - специальной конусной воронке с отверстием определенного сечения, из которой вытекает краска. Рабочая вязкость оценивается временем (в секундах), за которое из этой воронки вытекает 100 см3
- Подготовка поверхности к окраске.
2.1. очистка детали (механическая - пневмо- или электромеханизированным инструментом, оборудованным шлифовальным кругом, металлической щеткой, шлифовальной шкуркой; ручная – металлическими щетками; химическая – травление раствором с фосфорной кислотой (для удаления ржавчины в разовых случаях появления);
2.2. обезжиривание щелочными растворами или уайт-спиритом, бензином, скипидаром;
2.3. мойка в моечных машинах струйного типа (Т = 50…700С, р = 100…200 кПа);
2.4. сушка;
2.5. выравнивание поверхности (пайкой газовой горелкой оловяно-свинцовыми припоями c последующей зачисткой и шлифовкой или газопламенным напылением пластмасс с последующим шлифованием;
2.6. фосфатирование – химическая обработка хорошо очищенной поверхности детали раствором фосфорнокислых солей, цинка, марганца, железа, при которой на поверхности образуется тонкая защитная антикоррозийная пленка фосфатов, нерастворимая в воде, имеющая пористое строение и хорошую адгезию (прилипание) ЛКП. При повреждении ЛКП коррозия не распространяется под ЛКП. Толщина пленки – не более 3 мкм. Пленка мелкокристаллического строения, серого цвета. Фосфатирование выполняют погружением и струйным обливом.
После фосфатирования - промывка в струйных камерах в течение 2…3 мин в холодной и горячей воде (80…900С), промывка раствором хромпика 1…3 г/л (пассивация). Сушка выполняется воздухом (Т = 115…1250С) в течение 1…3 мин.
- Нанесение ЛКМ:
3.1 грунтование- нанесение первого слоя ЛКП на очищенную, обезжиренную, промытую и фосфатированную поверхность металла.
Назначение грунтования - обеспечение сцепления между металлом и последующими слоями ЛКП. Толщина слоя грунтовки -15-20 мкм. Слой грунта – матовый и многослойный (1-й - водорастворимая грунтовка, 2-й - эпоксидная).
Способы нанесения грунтовки:
· пневмораспылением - эмаль наносится на деталь в виде мельчайших капель с помощью краскораспылителя сжатым воздухом.
· безвоздушным распылением - измельчение и распыл эмали за счет перепада давления в установке (р=4…7) МПа и снаружи.
· электроосаждением (электрофорез) - на изделие из водного раствора краски при воздействии постоянного тока наносится пленкообразователь.
· кистью тонким слоем без пропусков и подтеков
3.2 шпатлевание - операция выравнивания мелких дефектов загрунтованных поверхностей с помощью шпатлевок. Крупные дефекты - местное шпатлевание (инструмент – шпатель). Многочисленные мелкие дефекты - сплошное покрытие грунт-шпатлевкой (пневмораспылением или распылением в электростатическом поле).
3.3 шлифование – операция выравнивания зашпатлеванных поверхностей. Способы шлифования: сухое и мокрое (выше качество, но требует сушки). Инструмент – шлифовальные колодки с абразивной шкуркой, шлифовальные машины – эксцентриковые, вибрационные, ротационные.
3.4 окраска – операция нанесения ЛКМ (эмали и лака).
Способы окраски:
· окунанием в ванну с ЛКМ (недекоративные, нелицевые детали, монтируемые внутри кузова);
· пневмораспылением жидких эмалей краскораспылителем под давлением сжатого воздуха р=0,4…0,6 МПа;
· в электростатическом поле порошковыми красками.Сущность – электростатическое поле высокого напряжения создается между деталями, движущимися по заземленному конвейеру и краскораспылительным устройством, находящимся под высоким электрическим потенциалом. Частицы краски, получая отрицательный заряд, притягивается к положительно заряженной детали и осаждается равномерным слоем.
- сушка окрашенной поверхности (постадийно) -процесс испарения летучих растворителей из жидкой краски.
Виды сушки:
- естественная (t = 18…230С, относительная влажность не более 70%) – 2…48 час.
- искусственная (t = 60…1750С)
Способы искусственной сушки:
· конвекционный;
· терморадиационный;
· индукционный.
- Отделка – нанесение линий, знаков;
- Контроль качества покрытия: толщина пленки, цвет, чистота и др.