Система надзора за состоянием эксплуатируемых искусственных сооружений
На железных дорогах
Вид надзора | Состав комиссии | Периодичность | Основная цель, содержание | Техническая документация |
1. Осмотр обходчиками железнодорожных путей и искусственных сооружений | Обходчики, бригадиры пути или квалифицированные монтеры пути | 1 раз в месяц | Выявление неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов | Журнал обходчика железнодорожных путей и искусственных сооружений (форма ПУ-35) |
2. Текущий осмотр | Начальник или заместитель начальника дистанции пути, начальники участков, мостовой (тоннельный) мастер, бригадиры по ИССО, дорожные и старшие дорожные мастера, бригадиры пути | 1 раз в 1–3 месяца, а для слабых и дефектных сооружений более часто, вплоть до непрерывного наблюдения | Выявление всех неисправностей и дефектов, определение объема необходимых ремонтных работ, контроль за выполнением надзора обходчиками | Книга записей результатов осмотра искусственных сооружений (форма ПУ-30), при необходимости – Книги искусственных сооружений, Карточка ИССО (АСУ ИССО) |
3. Периодический осмотр | Начальник дистанции пути (заместитель или главный инженер), мостовые (тоннельные) мастера, начальник участка, старший дорожный и дорожный мастер | 2 раза в год (весной и осенью), а также в сроки, назначенные начальником службы пути | Выявление дефектов и повреждений, установление состава необходимых ремонтных работ, контроль проведения надзора за сооружениями и качества ремонтных работ, оценка технического состояния и содержания | Книга записей результатов осмотра искусственных сооружений (форма ПУ-30), Книги искусственных сооружений, Акты периодических (весеннего или осеннего) осмотров, Карточка ИССО (АСУ ИССО) |
Окончание табл. 1.1
Вид надзора | Состав комиссии | Периодичность | Основная цель, содержание | Техническая документация |
4. Обследование | Дорожные мостоиспытательные станции, мостовой (тоннельный) мастер, мостовые научно-исследовательские организации | Большие и средние мосты – 1 раз в 5 лет, пролетные строения с низким классом грузоподъемности – 1 раз в год, а остальные – 1 раз в 10 лет | Детальный осмотр всех элементов искусственных сооружений с инструментальными измерениями, установление неисправностей, оценка состояния, содержания и качество ремонта, определение необходимых мер по обеспечению безопасности движения и нормальной работы | Отчет или заключение |
5. Испытания | Дорожные мостоиспытательные станции, мостовые научно-исследовательские подразделения | – | При приемке в эксплуатацию новых сооружений, при возникновении в процессе эксплуатации дефектов, влияние которых трудно учесть расчетом, при усилении слабых сооружений, в специальных случаях | Отчет или заключение |
6. Специальные наблюдения | Объем и характер наблюдений устанавливает начальник дистанции пути или начальник мостоиспытательной станции | По специальным программам, разрабатываемым научно-исследовательскими организациями и мостоиспытательными станциями | Наблюдения за слабыми и дефектными сооружениями, выявление конструктивных, строительных и эксплуатационных недостатков опытных и новых конструкций | Заключение |
Текущее содержание пути на мостах и подходах к ним допускается выполнять путевым бригадам под руководством дорожных мастеров.
Капитальный ремонт искусственных сооруженийвключает в себя восстановительные работы по замене отдельных частей и элементов, неудовлетворяющих нормальному режиму эксплуатации; частичное переустройство и усиление сооружений, возведение различных обустройств в целях гарантии качества их содержания. Основным принципом проведения капитального ремонта является обеспечение прочности, надежности и продление сроков службы искусственных сооружений. К работам капитального ремонта относят: усиление пролетных строений и опор мостов; замену гидроизоляции элементов пролетных строений, устранение негабаритности; замену дефектных пролетных строений; сплошную замену мостовых брусьев и других элементов мостового полотна; подъемку пролетных строений; полную окраску металлических пролетных строений; перекладку оголовков и удлинение труб; проведение мероприятий по сохранению вечной мерзлоты и борьбы с наледями, а также другие крупные ремонтные работы, направленные на обеспечение исправного состояния и длительного срока эксплуатации [3].
Сроки проведения капитального ремонта, номенклатуру и объемы работ устанавливают по фактическому состоянию на основе данных обследования и с учетом перспектив эксплуатации сооружения.
Работы по капитальному ремонту осуществляют по проектам производства работ (ППР), в которых разрабатывают не только конструктивные решения, но и технологические процессы, предусматривающие применение сборных индустриальных конструкций и использование широкой механизации ремонтных работ.
Восстановительные работы по капитальному ремонту, производимые мостовыми (тоннельными) бригадами дистанций пути, осуществляют по месячным планам, которые разрабатывает мостовой мастер.
Сложные и трудоемкие ремонтные работы по усилению и замене пролетных строений и опор мостов, полной окраске, замене мостового полотна и др. осуществляют силами специализированных дорожных подразделений (мостовых отрядов, мостопоездов, дистанции искусственных сооружений) и строительно-ремонтных организаций, имеющих лицензии на проведение работ.