Требования к предприятиям питания-для обслуживания туристов
Организация питания иностранных туристов осущест ется в ресторанах, барах, кафе, столовых. Данные ятия могут иметь собственные здания или использовать >', на правах аренды. Некоторые предприятия работают стоятельно. Однако большинство из них расположены ристско-гостиничных комплексах или гостиницах и ся их структурным подразделением. В соответствии с Р 50645-94 гостиница классифицируется как предпр* временного проживания вместимостью не менее 10 не малые гостиницы — до 30 номеров.
Гостиница любой категории (1—5 звезд) должна удобные подъездные пути с необходимыми дорожными < ками, благоустроенную и освещенную прилегающую торию, площадку с твердым покрытием для краткое]; ной парковки автотранспорта, в том числе автобусов, веску с названием предприятия и указанием его катег при наличии отдельного входа в ресторан — вывеску С названием.
Лестницы, ведущие к Входу на предприятие питания, I неположенному автономно, должны быть снабжены специальными пандусами для передвижения детских и инвалидных колясок. Вход должен быть оборудован козырьком для ■а щиты от атмосферных осадков.
У входа на предприятие питания должны быть размещены урны для мусора, телефоны-автоматы. Здесь рекомендуется размещать средства рекламы, декоративные компози* ции из зеленых насаждений, скульптуры и другие элементы декоративного оформления.
На территории, прилегающей к предприятию питания, иг допускается: проводить погрузочно-разгрузочные работы, складировать тару, строительные материалы, размещать контейнеры с мусором; сжигать мусор, отходы и порожнюю тару.
Вход на предприятие должен обеспечивать одновременное движение двух встречных потоков посетителей на выход и на вход. Створки дверей должны открываться без чрезмерных усилий и автоматически закрываться за посетителем, иг заставляя его ускорять движение.
Помещения для потребителей туристских предприятий питания должны удовлетворять санитарно-гигиеническим, противопожарным и техническим требованиям к общественным помещениям, обеспечивать безопасные и комфортные условия по температуре и влажности. Обязательным и безусловным требованием является отсутствие посторонних запахов, особенно из кухни и туалетов.
Интерьеры помещений для потребителей не должны быть перегружены элементами декоративного оформления, затрудняющими уборку помещений и ухудшающими санитарно-гигиенические условия. Все материалы, используемые в оформлении интерьера помещений для потребителей, должны соответствовать требованиям санитарно-гигиенической и пожарной безопасности.
Все помещения должны быть оборудованы указателями (пиктограммами), помогающими ориентироваться потребителям. В вестибюле на видном месте должна быть вывешена копия сертификата данного предприятия питания, свиде-п\!|ьствующего о присвоении ему определенной категории с
Обслуживание на предприятиях общественного ;
i на 9. Услуги по обслуживанию иностранных туристов
соответствующим количеством звезд (для гостиницы) и са (люкс, высший/первый) для ресторана.
Оборудование помещений должно предусматривать можность посещения предприятия питания инвалидами и сетителями с детьми, если гостиница, при которой оно положено, предусматривает возможность проживания лидов и туристов с детьми соответствующего возраста ■данное туристское предприятие питания обслуживает требителей, не проживающих в гостинице.
Освещение помещений для потребителей должно ветствовать требованиям действующей нормативно-те: ской документации.
Режим работы предприятий питания, расположе гостинице, устанавливается с 7 до 23 ч или круглое;
Предприятие, обслуживающее туристов, должно сертификат на безопасность услуг общественного п и сертификат соответствия, подтверждающий класс приятия, а также лицензии на отдельные виды де. ности.
Рестораны при 4- и 5-звездочных отелях должны несколько залов (возможна специализация на приготоз блюд национальной, зарубежной кухни); отдельные ты, банкетные залы, трансформируемые в конференц нрчные клубы (5 звезд). При 3—5-звездочных отелях тельны бары в вестибюле (лобби-бар) и поэтажные. В 1« 2-звездочных отелях услуги питания предоставляются требителям в ресторанах и кафе.
По методам обслуживания туристские предприятия;' тания классифицируются на предприятия, работаю: методу самообслуживания и обслуживанию официа
Туристские предприятия 2—5-й категорий (звезд) ны гарантировать потребителям выбор любого из вар] предоставляемого питания (завтрак, двухразовое, зовое питание), работу хотя бы одного кафе или бара бое время суток (4- и 5-звездочные отели); брониро: мест в ресторане; обслуживание в номере гостиницы.
Классификация туристских предприятий питания дена на рис. 35.
Обслуживание на предприятиях общественного
i.iна 9. Услуги по обслуживанию иностранных Туристов
Молено выделить три основных способа преде услуги питания:
• питание, оплаченное туристом;
• питание, не включенное в стоимость тура и п(
ляемое за дополнительную плату;
• самообслуживание.
Оплаченное питание предполагает включение в Ст мость гостиничного номера или тура всех расходов на ние туристов. Это может быть только завтрак (конт» тальный или полный); завтрак и ужин, или завтрак и Ц или обед — ужин (полупансион); трехразовое питание ный пансион). Иногда в стоимость питания включают щ дительные (вода, соки) и алкогольные напитки (пиво, панское, вина). Если питание не включено в стоимость % ра, то за него турист платит в месте пребывания и ok этой услуги.
Самообслуживание означает, что туристы сами себ#1 товят пищу (чаще всего в пансионатах, кемпингах) или] таются в залах ресторанов, где установлен шведский или в кафе.
В сфере питания особое значение имеет быстрое и кое обслуживание туристов. Меню в месте пребывания ристов должно быть понятно всем участникам группы, ai ны указаны в валюте страны. Питание должно вать затраченным на него средствам и не нанести здоровью туристов. Неудовлетворенность питанием плохой организации, недостаточно высокого качества, j готовления пищи или низкого уровня обслуживания испортить впечатление от поездки и нанести ущерб ской фирме.
Шведский стол (буфет) позволяет гостям свободно ^ бирать любые выставленные на нем блюда.
Табльдот — форма обслуживания официантами туристов по меню обеда или ужина с ограниченным accoff ментом блюд за предварительно накрытыми столами на j 8 человек.
Форма обслуживания по меню а ля карт предусматрива-■ i свободный выбор туристом блюд по предлагаемому рес-траном меню (для индивидуалов и небольших групп).
Договора, путевки и ваучеры на обслуживание иностранных туристов
Питание туристам предоставляется в полном соответствии с условиями, оговоренными в путевке, ваучере, догово-|м\ — в ресторане, кафе, столовых, барах.
Форма общероссийской туристской путевки ТУР-1 утверждена Министерством финансов РФ в 1996 г. и зарегистриро-Nuiia Министерством юстиции в 1997 г.
На бланке туристской путевки ТУР-1 указывается вид питания: II(FB)1 — полный пансион (завтрак, обед и ужин), ПН (НВ)1—■ полупансион (двухразовое питание), предусматривающий предоставление туристам завтрака и обеда или .иштрака и ужина, 3(ВВ) — только размещение и завтрак.
Туристский ваучер — документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура и подтверждающие факт их оказания. Ваучеры разрабатываются каждой фирмой индивидуально в соответствии с конкретными условиями контракта. Ваучерами, как правило, пользуются иностранные туристы, но при определенных условиях вау-•м'р может выступать как официальный документ, гарантирующий туристам оказание услуг, указанных в договоре.
Договор на предоставление услуги питания туристам в ргсторане, кафе устанавливает взаимные обязательства пирон и включает следующие пункты:
• номер, дату и место заключения договора;
• наименование заказчика с указанием его организацион
но-правовой формы;
• наименование и реквизиты предприятия питания;
• предмет договора (оказание услуги питания по заявке
заказчика);
1 Сокращения (англ.) отдельных терминов, принятых в международном туристском и гостиничном бизнесе.
Обслуживание на предприятиях общественного пк
i.iпа 9. Услуги по обслуживанию иностранных туристов
• права, обязательства и ответственность сторон;
• стоимость услуг и порядок расчетов;
• сроки действия договора.
Извещение — документ, подтверждающий приб! группы туристов, в котором указывают номер авиарейса (I езда), дату прибытия, численность и состав туристов, бенности питания (вегетарианцы, мусульмане, диг дети и т.д.), фамилию руководителя группы или турме жера, дополнительные виды обслуживания.
Представитель заказчика (гид-переводчик), отвс ный за обслуживание группы иностранных туристов, зан обеспечить прибытие группы в часы, обусловле* заявке. В случае задержки или изменения времени, чества туристов переводчик обязан поставить в изВес администрацию предприятия не позднее чем за три начала обслуживания.
Если представитель не сообщит об изменении в заявке времени обслуживания и количества учас группы туристов, а питание будет подготовлено к ук ному в заявке сроку, заказчик обязан возместить щ ятию стоимость приготовленной продукции. На не подле щую реализации продукцию составляется акт в трех эк плярах, каждый из которых подписывает руково; предприятия, представитель заказчика и материг ветственное лицо, чью продукцию актируют, и санитзд врач. В соответствии с актом продукция подлежит у* жению в присутствии лиц, подписавших акт.
За фактически предоставленные услуги предста заказчика выдает руководителю предприятия пит экземпляра ваучера, которые должны быть подписаны .1 представителем ресторана или кафе. Первый экземго чера вместе со счетом предприятия питания пред заказчику для оплаты.
На предприятиях питания, обслуживающих иност туристов, должна быть книга отзывов и предложений и*.; га контроля качества обслуживания.